RU  UA  EN

Середа, 25 грудня
  • НБУ:USD 41.65
  • НБУ:EUR 43.30
НБУ:USD  41.65
Політика

Будапештский меморандум не давал Украине никаких гарантий, - британский политик

У Британии есть желание помочь, но ни она, ни другая страна не собираются отправлять войска в Украину

У Британии есть желание помочь, но ни она, ни другая страна не собираются отправлять войска в Украину Глава комитета по вопросам обороны и безопасности (2010-2015), государственный секретарь по иностранным делам Великобритании (1995-1997) Малкольм Рифкинд Фото: EPA/UPG

Украина на сегодняшний день не сможет добиться введения на Донбасс миротворческой миссии ООН. Об этом в интервью "Апострофу" в кулуарах Киевского форума по безопасности рассказал бывший министр обороны, и иностранных дел, а также экс-глава комитета по вопросам разведки и безопасности парламента Великобритании МАЛКОЛЬМ РИФКИНД. Он также отметил, что на сегодняшний момент для Украины не существует никакого "плана Маршалла" и посоветовал украинским властям сосредоточиться на проведении реформ, поскольку именно от этого будет зависеть возможная помощь Запада.

- В четверг, 14 апреля, Украина получила новый состав правительства. Как вы считаете, на Западе положительно воспримут такой шаг?

- Это исключительно внутреннее дело Украины. У каждой страны свое правительство. Я, к примеру, работал с Маргарет Тэтчер. Как только она ушла в отставку, нам нужен был новый премьер-министр. Это процессы, свойственные демократическим режимам.

- То есть, у вас нет опасений, что сейчас практически все ветви власти в Украине будут сконцентрированы в руках Петра Порошенко?

- Опять же, это вопрос, на который ответить должны сами украинцы. Украине нужен президент и парламент, которые могут тесно сотрудничать друг с другом. Я понимаю, что Арсений Яценюк и Петр Порошенко сначала очень тесно работали, но иногда возникают проблемы. Это могло произойти в любом государстве.

- В последнее время Запад затягивает с предоставлением Украине финансовой помощи, ссылаясь на нестабильную политическую ситуацию в стране. Новое правительство — сигнал к ее возобновлению?

- Стабильность в Украине крайне важна. В отношении Киева на Западе была некая неопределенность относительно того, кто станет новым премьером и готов ли он будет проводить реформы. Сейчас этой неопределенности нет.

- Так что насчет финансовой помощи Украине? В Германии, к примеру, вообще говорят о так называемом "плане Маршалла" для Киева…

- Прямо сейчас никакого "плана Маршала" для Украины нет. Но это инициатива, которую активно обсуждают. Киев должен понимать, что план Маршала — это не простое выпрашивание денег. Потому что средства по нему выделяются при выполнении определенных условий. Все привязано к реализации реформ, изменений и улучшений. Поэтому, чтобы рассчитывать на подобную помощь, Украине нужно показать, что она борется с проблемами коррупции, проводит социальные и экономические реформы. Иначе деньги никак не помогут Киеву в долгосрочной перспективе.

- Можно ли говорить о конкретных суммах?

- Не имею малейшего предоставления. Это не сфера моей компетенции.

- Тогда давайте поговорим о военно-дипломатических вещах. В 2014 году, когда РФ только вторглась на территорию Украины, мировые СМИ писали, что особые меры по безопасности предприняла Великобритания. В Лондоне были опасения, что Путин не остановится на Украине?

- Все европейские страны были очень озабочены ситуацией в Украине. Причем не столько фактом российской агрессии в отношении Украины, сколько возможными дальнейшими планами Москвы. Было огромное давление. Вот мы и предприняли определенные шаги.

- На панели было интересное высказывание, что РФ вторглась в Украину, чтобы прекратить революцию в стране и таким образом не допустить революции в Москве. Вы согласны с этим?

- Да. Все действия Путина связаны с его нежеланием принять факт, что Россия больше не является империей. Он не может восстановить РФ в границах СССР, но предпринимает попытки дестабилизировать ситуацию в самых стратегических для него государствах. Это происходит в Украине, Грузии, Южной Осетии, Абхазии, Эстонии, на которую направлено много кибератак, Молдове, через Приднестровье... Все это части широкой политики Кремля по дестабилизации региона. Он хочет получить влияние над этими государствами.

- Судя по последним событиям, под влияние Кремля попали не только страны бывшего СССР. Накануне рассмотрения Европейским союзом вопроса о продлении антироссийских санкций некоторые страны высказываются против такого решения. Что, по-вашему, будет в итоге?

- Я полагаю, что санкции в отношении России продлят. Я очень на это надеюсь. Противоположное может произойти, только если Кремль изменит свою позицию и признает целостность Украины.

- Насколько возможно такое развитие событий?

- Об этом нужно спрашивать Путина.

Глава комитета по вопросам обороны и безопасности (2010-2015), государственный секретарь по иностранным делам Великобритании (1995-1997) Малкольм Рифкинд Фото:

- Европейских чиновников часто спрашивали о санкциях против РФ. А именно об условиях их возможного ужесточения. Внятного ответа так и не было. Почему?

- Это вполне оправдано. Потому что если вы четко определите, за что готовы ввести дополнительные ограничительные меры, то Путин скажет: "Ха, они не включили в список вот это. Давайте-ка сделаем то и то". Получается, такой перечень дал бы понять главе Кремля что важно, а что нет. Это опасный шаг. Потому что Путин — оппортунист. Он хочет установить над всем контроль до того момента, пока ему не придется платить за это.

- Вы же были в парламенте Великобритании, когда началась российская интервенция в Украину. Почему Британия, как одна из стран-гарантов целостности Украины, не вступилась за Киев и не принимает участие в "нормандском формате"?

- По моему личному мнению, Британия должна участвовать в этом формате. Но в 2014 году я уже не был министром иностранных дел, а занимал должность главы комитета по вопросам разведки и безопасности в парламенте. Что же касается наших властей, то их позиция состояла в том, что человеком, который имеет наибольшее влияние на Путина, является Ангела Меркель. Поэтому было решено предоставить ведущую роль в процессе Германии. Меркель предприняла огромную попытку добиться прогресса, но пока что эти усилия не увенчались успехом.

- Война действительно продолжается, а в последнее время даже увеличилось количество обстрелов на Донбассе. Кажется, что снова актуальным становится вопрос летальной военной помощи Украине. Так ли это и насколько она может изменить ситуацию?

- В данном случае я опять буду высказывать свою личную точку зрения. По моему мнению, предоставление Киеву летальной военной помощи нельзя исключить. В том числе от Британии. Но здесь речь может идти скорее о различной технике оборонного характера, а не наступательном оружии.

- Говоря о том, что Путин наплевал на международное право, напав на Украину, нам не следует забывать о подписантах Будапештского меморандума, в числе которых была Великобритания и которая гарантировала целостность Украины. Получается, Запад также не смог выполнить свои обязательства?

- Будапештский меморандум ничего не гарантировал. Это не договор. Это меморандум, вот почему его так называют. Но важным его моментом является то, что Россия признала в нем территориальную целостность и неприкосновенность украинских границ, включая Крым. Именно РФ нарушила свое слово. Будапештский меморандум нельзя путать с договором, который обязывает подписантов к четким действиям.

- А Великобритания может хоть как-то реализовать "свое слово" и помочь Украине восстановить суверенитет? Я говорю не о минском формате, а об инициативе "Женева плюс".

- У Лондона есть желание сделать то, что может помочь Украине. Но мы не собираемся отправлять войска в Украину. Как и любая другая страна.

- Значит, потуги украинской инициативы по введению на Донбасс миротворческой миссии ООН связаны не только с позицией России на этот счет?

- ООН может действовать только тогда, когда есть решение Совета Безопасности ООН. А этого добиться нереально. Так что Украине следует перестать концентрироваться на невозможных вещах. Внимание нужно уделить тому, что можно реализовать на практике.

Читайте також