RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Політика

Бездействие ГПУ грозит Украине потерей активов «регионалов»

Соратники экс-президента Виктора Януковича пока не имеют проблем с украинским законом Фото: Владислав Содель

Украинские власти поставили под угрозу срыва санкции Евросоюза, введенные против соратников экс-президента Виктора Януковича. Спустя полгода после открытия уголовных производств в отношении 18 бывших чиновников, активы которых ЕС заморозил после событий на Майдане, Генпрокуратура не только не объявила восемь из них в международный розыск, но даже не уведомила их о подозрении. По мнению экспертов, бездействие ГПУ не только увеличивает шансы соратников экс-президента отменить санкции ЕС через европейские суды, но и закрывает для Украины возможность вернуть украденные средства в государственный бюджет.

О том, что Генеральная прокуратура (ГПУ) до сих пор не уведомила отдельных украинских политиков-фигурантов санкционного списка Евросоюза о подозрении в причастности к коррупционным преступлениям и преступлениям в ходе событий на Майдане, пресс-служба ГПУ сообщила А' вчера вечером.

В частности, статус подозреваемых так и не получил Виктор Янукович ‒ сын экс-президента Виктора Януковича, Артем Пшонка ‒ сын экс-генпрокуророра Виктора Пшонки, Сергей Клюев ‒ брат бывшего секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Андрея Клюева, Алексей Азаров ‒ сын экс-премьера Николая Азарова. Все они ‒ народные депутаты VII созыва Верховной рады. Кроме того, уведомление о подозрении до сих пор не получил экс-министр образования и науки Дмитрий Табачник, экс-министр юстиции Елена Лукаш, а также бывшие советники президента Виктора Януковича Игорь Калинин и Андрей Портнов.

«ГПУ расследует ряд уголовных производств по фактам разворовывания государственного имущества и злоупотребления служебным положением, в рамках которых эти лица проверяются на причастность к осуществлению этих преступлений. На сегодня о подозрении им не сообщалось»,‒ заявили в ГПУ.

Напомним, 5 марта Европейский Союз ввел санкции в отношении 18 бывших украинских чиновников во главе с экс-президентом Виктором Януковичем. В ответ на «нарушение прав человека в Украине и незаконное присвоение государственных средств» ЕС принял решение «заморозить все активы и экономические ресурсы», имеющие отношения к перечисленным лицам. Практически сразу отдельные фигуранты санкционного списка обжаловали это решение в Европейском суде общей юрисдикции в Люксембурге. Среди прочего, соответствующие иски подали Виктор Янукович и его сыновья Александр и Виктор, Николай Азаров и его сын Алексей, Андрей и Сергей Клюевы, Андрей Портнов, а также Сергей Курченко ‒ бизнесмен, близкий к семье экс-президента. Примечательно, что политикам, включенным в список, не запрещался въезд в страны Евросоюза, в связи с чем те из них, кто не был объявлен в международный розыск, могут беспрепятственно въезжать та территорию ЕС.

Никто не ищет, никто не ждет

По словам заместителя генерального прокурора Алексея Баганца, который курировал указанные производства в июне-августе, именно отсутствие статуса подозреваемых у перечисленных лиц не позволило объявить их во всеукраинский и международный розыск. «В розыск можно объявлять только тогда, когда вручено уведомление о подозрении в порядке, предусмотренном законом. Потом следователь обращается в суд ‒ с тем, чтобы объявить в розыск или арестовать счета. Когда я курировал эти дела, вручить уведомление о подозрении некоторым людям не удалось, например, по производствам Елены Лукаш и Андрея Портнова тогда еще не закончились документальные ревизии, и не было достаточно оснований, чтобы уведомлять о подозрении»,‒ рассказал А' господин Баганец.

Впрочем, по словам адвоката Валентины Теличенко, которая неоднократно представляла интересы граждан Украины в европейских судах, другие фигуранты санкционного списка были объявлены в розыск некорректно. «Они были объявлены в розыск без надлежащих оснований. Не потому что этих оснований не было, а потому что их никто не искал. Если Интерпол задержит лицо, в отношении которого не собрано достаточно доказательств, то Украина получит отказ на запрос об экстрадиции, а потом должна будет компенсировать затраты лица на правовую помощь в процессе экстрадиции»,‒ сказала адвокат.

По словам источника А', близкого к европейским институциям, бездеятельность ГПУ не только позволяет бывшим чиновникам времен Виктора Януковича свободно бывать в странах ЕС, но также дает им серьезные шансы вывести свои европейские активы из-под санкций через суды.

«ЕС несколько раз обращался к украинской стороне за необходимыми документами, но ГПУ до сих пор не предоставила никаких доказательств причастности этих людей к преступлениям. Для Евросоюза является недопустимым создание прецедента, когда он проигрывает в суде в связи с неправомерным введением санкций. Когда с одной стороны ‒ нет документальных подтверждений, а с другой стороны ‒ идет агрессивное давление через суды, альтернативным вариантом для Брюсселя может быть выведение этих лиц из санкционного списка до решения суда»,‒ утверждает источник.

ГПУ теряет ключ от активов

Эксперты подтверждают, что при существующем положении дел вероятность отмены санкций в отношении соратников Виктора Януковича крайне высока. «Санкции ‒ это не панацея, это подарок Украине, это аванс от ЕС: они поручают своим банкам и правоохранительным органам найти активы этих людей и заморозить их, но Украина должна собрать доказательства и факты, свидетельствующие об их преступных действиях. Отсутствие расследования ‒ это лучшая помощь в отмене санкций»,‒ заявила А' исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк.

Валентина Теличенко констатирует, что «за девять месяцев правоохранительные органы так и не начали проводить полноценное расследование». «Видимо, чтобы запудрить мозги электората и получить откупные от “активистов” режима Януковича, ГПУ и МВД ограничились громкими заявлениями об открытии уголовных производств. Дальше дело не идет. На самом деле, ценным может быть только сообщение о завершении расследований и о том, что суд признал собранные доказательства достаточными»,‒ заявила А' адвокат.

Госпожа Теличенко отметила, что Андрей Портнов уже выиграл в украинских судах семь дел против ГПУ и МВД относительно «неправомерности распространения информации, которая вредит его репутации». «Все это ‒ чрезвычайно важный аргумент в деле об отмене санкций. Более того, такие решения дают возможность просить о статусе беженца в европейских странах, поскольку они могут быть использованы как доказательство политического преследования»,‒ полагает адвокат.

Примечательно, что если санкции будут сняты в судебном порядке, бывшие чиновники смогут требовать от Украины компенсации за нанесенный ущерб. Более того, по мнению Валентины Теличенко, Евросоюз может потребовать от Украины уплатить штраф за «предоставление информации, которая не была правдивой». «ГПУ, наверное, не понимает или не хочет понимать, что ключ от замка возвращения украденных из Украины активов лежит в руках генпрокурора, у которого достаточного полномочий, чтобы расследовать то, как была украдена каждая гривна из госбюджета, и подтвердить каждый этот факт в странах ЕС»,‒ уверена Дарья Каленюк.

Читайте також

Новий старий Кабмін та перестановки в ОП: хто, куди, навіщо

Внаслідок переформатування уряду в Україні деякі звільнені міністри перейдуть на іншу роботу у владі

Умєрову дадуть нову посаду? Кого можуть призначити міністром оборони замість нього

Рустем Умєров перейде на посаду віце-прем'єра з питань ВПК, на посаді міністра оборони його замінить Олександр Камишін