RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Політика

Джаба Эбаноидзе: «Мы не собираемся использовать в Украине грузинский вариант»

Будущий глава Госреестра рассказал о грядущих реформах в секторе госрегистрации

Будущий глава Госреестра рассказал о грядущих реформах в секторе госрегистрации Фото: Украинское Фото

На прошлой неделе в Министерстве юстиции анонсировали масштабную реформу ведомства. Одним из ее ключевых элементов должно стать обновление органов государственной регистрации, эту сферу будет курировать грузинский специалист Джаба Эбаноидзе. О том, какой он видит реформу регистрационной системы в целом, с чего собирается начать и в чем не согласен с «генеральной линией» Минюста, ДЖАБА ЭБАНОИДЗЕ рассказал корреспонденту А' МИХАИЛУ ЮДКОВИЧУ.

— На прошлой неделе в Министерстве юстиции заявили о том, что в ходе реформы ведомства Государственная регистрационная служба будет упразднена. Однако в анонсах мероприятий с вашим участием вас продолжают называть «кандидатом на должность главы Госреестра». Можете прояснить ситуацию?

— Насколько мне известно, Госреестр уже ликвидирован Кабинетом министров – его функции передаются Министерству юстиции. Наверное, в нем будет создан департамент по вопросам регистрации, и, наверное, мне придется поработать в этом департаменте.

— Когда это должно произойти?

— Я уже давно в Украине и готов работать, я подал заявку на получение гражданства и сейчас жду, когда мне его предоставят. Как только это произойдет, надеюсь, состоится и мое назначение.

— А почему вообще Госреестр было решено ликвидировать?

— В регистрационной службе сложилась очень плохая ситуация с финансированием, так как у нее нет эффективной системы самофинансирования. Соответственно, нет возможности устанавливать нормальные зарплаты и бонусы сотрудниками. Реорганизация системы регистрации предполагает также и оптимизацию кадров, на центральном и областном уровнях они будут сокращены, а сумма, которая благодаря этому высвободится, будет потом использована, чтобы поднять зарплаты оставшимся сотрудникам. С другой стороны, смысл реорганизации в том, чтобы избавиться от двойного подчинения служащих, работающих в этой системе на районных и областных уровнях. Часть функций, которые им делегированы, находятся в ведении Минюста, часть – в ведении Госреестра, из-за чего все время возникают проблемы. Теперь все служащие станут работниками Министерства юстиции, будет однолинейное подчинение, что гораздо эффективнее для осуществления реформ.

— С чего вы планируете начать реформу органов регистрации?

— Переделать нужно многое, но для этого необходимо серьезно изменить законодательство. А в Украине изменение законов предполагает, что необходимо очень много разговаривать со всеми заинтересованными сторонами, готовить концепции, обсуждать их, потом готовить законопроекты, снова обсуждать, потом вносить их в Раду и там опять обсуждать. На все это в результате уйдет, как минимум, шесть месяцев. Потому у нас есть параллельный план: берем нынешнюю ситуацию, действующее законодательство и те возможности, которые оно нам предоставляет, и работаем над оптимизацией офисов регистрационной службы, чтобы как можно быстрее убрать очереди, которые там сейчас есть. Будем повышать эффективность сотрудников, внедрять новые технологии, с помощью которых можно будет более эффективно регулировать поток посетителей. У нас будет несколько пилотных офисов в Киеве и в ряде областей, с помощью этих офисов мы покажем пример – как можно организовать работу во front office (подробнее о планах Минюста по размежеванию функций front office и back office читайте в материале А'), где не регистраторы, а простые сотрудники службы принимают заявки и консультируют граждан. На это не нужно будет несколько часов, как сейчас, заявку можно будет подать за 5-10 минут. Параллельно с этим будем общаться с заинтересованными лицами, искать новые идеи и подходы.

— К чему вы хотите прийти в результате?

— Мое мнение – нужно как можно больше использовать частный сектор, отдавать ему как можно больше функций front office. В частном секторе уже есть институты, которые очень активно работают, допустим, на рынке недвижимости: брокеры, нотариусы, юристы, банки. Они и так общаются с теми людьми, которые имеют имущество и заинтересованы в регистрации. Если функции front office делегировать им, у граждан не будет необходимости самим ходить в регистрационный офис для подачи документации. Они смогут обращаться с этим туда, куда им будет удобнее. Эта система очень хорошо заработала в Грузии и дала прекрасный результат, и на сегодняшний день около 30-40% заявок на регистрацию заходит через авторизованных частников. Частники лучше знают, что нужно их клиентам, как их привлечь и оставить довольными. Поэтому, у них более высокий уровень обслуживания, чем у чиновника в государственном центре, где предоставляются аналогичные услуги. Кроме того, привлечением частников мы создаем среду для конкуренции: госсектор будет конкурировать с частным сектором, а частники – друг с другом. Что опять же создает почву для того, чтобы уровень сервиса становился выше.

— В Минюсте заявляют, что в результате реформы функции регистратора будут делегированы местному самоуправлению. Как это будет происходить на практике?

— Вы знаете, лично я против этого. И сейчас мне приходится объяснять всем, что если функция регистрации будет передана местному самоуправлению, это будет дорогостоящей ошибкой для Украины. Я уверен в этом, а значит, должен об этом говорить. Нельзя, чтобы back office и front office были под одной крышей, и чтобы оба они находились под местным самоуправлением. У нас есть идея, чтобы именно функция front office была передана местному самоуправлению, но этого ни в коем случае нельзя делать с back office.

— Получается, функции собственно регистратора вы хотите оставить в ведении Минюста?

— Да, мое мнение именно таково. А потом, когда удастся наладить самофинансирование, лучше бы воссоздать отдельный орган исполнительной власти, как и было до этого.

— То есть, вернуться обратно к Госреестру?

— Да, но уже в приличном виде.

— Но почему, по-вашему, функции регистратора нельзя передавать местному самоуправлению?

— Местное самоуправление сейчас получило очень много функций в сфере администрирования налогов. Это и налог на землю, и налог на имущество, плюс коммунальные платежи. Кроме того, на местах остаются функции приватизации и выдачи в аренду имущества. И если теперь передать туда функции регистрации, они сразу же начнут использовать их как фильтр для изъятия налогов – мы это уже проходили в Грузии. Как только человек подает заявку на регистрацию, тут же начинаются вопросы: выплатил ли он налоги на землю, на имущество? Если нет, приостанавливается регистрация, пока он не принесет справку, что все налоги уплачены. А регистрация имущества – это, фактически, регистрация своих прав. И при этом никакие дополнительные обязательства не должны становиться помехой. Кроме того, когда орган занимается приватизацией и выдачей в аренду, и он же регистрирует права, которые предоставляет – это уже конфликт интересов. В то же время, если оставить функции back office в ведении государства, а front office передать местному самоуправлению, максимально удалить их друг от друга, это пусть и не искоренит, но уменьшит фактор коррупции.

— Эксперты и бывшие чиновники Минюста высказывали опасения, что если грузинские реформы будут пытаться без изменений переносить в украинские реалии, то они не сработают.

— Никто не собирается использовать в Украине именно грузинский вариант, прямо копировать то, что мы делали в Грузии. Тем более, что там мы допустили некоторые ошибки, которые не собираемся повторять тут. Украина по сравнению с Грузией – огромная страна, и здесь очень большое внимание уделяется децентрализации власти – все это необходимо учитывать. Но у нас есть опыт, и мы знаем, что независимо от местных особенностей, он пригодится. Однако мы понимаем, что наш опыт необходимо накладывать на новые концепции, которые подойдут именно Украине.

— Если уж мы начали проводить параллели с Грузией, поделитесь, где вам было проще работать: там или тут?

— Конечно, работать в Грузии было гораздо легче, так как мы имели возможность менять законы чуть ли не каждые три месяца. Вот конкретно закон, касающийся регистрационной деятельности, лично я менял именно с такой частотой. Поменяли, посмотрели – недостаточно, нужна еще какая-то идея, нужно что-то еще менять. С этим не было никаких проблем, так как у нас была правящая партия, мы контролировали и правительство, и парламент. Приходишь с идеей, доказываешь, что она необходима, получаешь решение правительства и парламента – и через месяц у тебя уже есть работающий закон. Боюсь, что в Украине с этим будет очень трудно. Изменения в законах необходимо будет делать часто, но, из того, что я вижу, это будет нелегко. Потому и нелегко будет проводить реформы – придется потратить на это много времени.

— И вы готовы его потратить?

— Куда денемся? Готов!

Читайте також

Новий старий Кабмін та перестановки в ОП: хто, куди, навіщо

Внаслідок переформатування уряду в Україні деякі звільнені міністри перейдуть на іншу роботу у владі

Умєрову дадуть нову посаду? Кого можуть призначити міністром оборони замість нього

Рустем Умєров перейде на посаду віце-прем'єра з питань ВПК, на посаді міністра оборони його замінить Олександр Камишін