Рано утром СНБО по предложению Петра Порошенко приостановил перемещение грузов через линию соприкосновения в зоне АТО до тех пор, пока оккупанты не вернут обратно под юрисдикцию Украины украденные украинские производства. Торговая блокада Донбасса, которую некоторые нардепы и активисты организовали еще в конце января, спустя месяц повлекла за собой "национализацию" боевиками украинских предприятий, расположенных в ОРДЛО. Почему власти именно сейчас взялись решать вопрос о "национализации" и официально оформили блокаду, "Апострофу" рассказывает военный эксперт Олег Жданов.
Блокада – это месть олигархов. Дело в том, что у Петра Алексеевича нет газовой трубы, он не может получить откаты по формуле Фирташа, как когда-то работало "Росукрэнерго". И Ющенко, и Янукович сидели на газовом откате. Петр Алексеевич решил подмять под себя угольные откаты. Основные поставщики коксующегося угля для металлургии – это Россия и Донбасс. Частично мы также закупаем его в Канаде, Казахстане и США.
Рината Ахметова сейчас порвали, как грелку, поскольку позабирали предприятия. И сейчас уголь будет контролироваться так называемыми боевиками и нашим правительством, которое сделает вид, что у нас коллапс в энергетике. Стоит отметить, что для металлургии и для энергетики используется абсолютно два разных вида угля – коксующийся уголь, который нужен, например, для "Авдеевского коксохима", и энергетический уголь, который просто сжигается в топках ТЭС. Так вот энергетического угля у нас просто завались, а коксующегося угля – только 20% от потребности. Соответственно, тот, кто будет сидеть на поставках кокса, тот и будет получать откат. Вот и вся кухня. "Национализация" боевиками предприятий – это сказка для народа. Нужно напомнить о приказе Гиркина осенью 2014 года о "регистрации" всех предприятий, находящиеся на контролируемой боевиками территории. Гиркин тогда сказал: кто не зарегистрируется и не заплатит в "казну" "ДНР", тот работать не будет.
Недавно на одном ток-шоу вновь назначенный замминистра по оккупированным территориям в своем выступлении подтвердил, что все эти предприятия имеют двойную регистрацию, то есть их никто не снимал здесь с регистрации здесь, в Украине, и они зарегистрированы в так называемом "министерстве ДНР". Сейчас просто об этом заявили вслух. Все поступления идут исключительно бюджет псевдореспублик, иначе бы никто не работал. Все, что интересовала Россию, распилили и вывезли, остатки этих заводов боевики порезали на металлолом и продали. Все остальные платят им "налоги". Для того, чтобы мы им обеспечивали эти платежи, была схема отката, которая называлась до блокады "Роттердам+". Нам всем рассказывали, что уголь покупают в Роттердаме (плюс доставка) – и мы получаем кокс для металлургической промышленности. Война олигархов, используя патриотические настроения наших людей, скрыла, что уголь, оказывается, не в Роттердаме находится, а там, в Горловке или Снежном, и мы собственный уголь покупаем у боевиков. При этом наша власть еще получает с этого откат – вот и вся схема.
Порошенко сейчас своими действиями добивается дискредитации блокады и официального разрешения от общества на торговлю с оккупированными территориями под лозунгом "там наши люди и наша земля". Хотя с 1 марта там перестала ходить гривня, в ОРДЛО перешли на 100% на российский рубль. Юрисдикции нашей там совсем нет, но Порошенко нужно поддерживать торговые отношения. Во-первых, это дыра в границе. Если сравнить товарооборот через официальные таможни Харьковской или Сумской области, то можно увидеть, что за последние три года объемы очень резко упали. А куда они делись? Контракты ж никто не разорвал, войны официально нет, запрета на торговлю официально нет. Они все идут официально через дырку "ДНР/ЛНР", потому что там нет ни таможни, ни пограничного контроля. Грицак или глава антитеррористического центра СБУ спокойно выписывают разрешения на прогон эшелонов.
Правительство будет делать все, чтобы легализовать торговлю с оккупированными территориями. Как это будет разыгрываться и в каком виде это нам преподнесут? Мы сейчас наблюдаем это в решении СНБО. Но вопрос торговли будет легализироваться всеми силами. Боевики, президент Порошенко и российский МИД в унисон говорят о том, что немедленно остановить блокаду, возобновить торговлю и восстановить экономические связи.