RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.00
НБУ:USD  41.00
Суспільство

Жительница Харькова судится с прокуратурой

Из-за того, что местный прокурор прописался в одной из ее квартир

Из-за того, что местный прокурор прописался в одной из ее квартир Всю надежду на успешное разрешение своей проблемы Любовь Веретяк возлагает на Апелляционный суд Харьковской области Фото: mediaport.ua

Жительница Харькова Любовь Веретяк ведет судебные разбирательства с сотрудницей местной прокуратуры Юлией Старченко. Госпожа Веретяк в суде отстояла свое право на владение двумя квартирами, которые должны были перейти к ней в наследство от умершей матери. В то же время госпожа Веретяк не успела заявить в срок о своих правах на наследование, из-за чего суд передал квартиры в коммунальную собственность до того, как суд подтвердил права на них госпожи Веретяк. Этим и воспользовалась прокурор одной из местных прокуратур Юлия Старченко, которая по решению Харьковского горсовета прописалась в одной из квартир.

Борьба за наследство

Как следует из материалов судебных разбирательств, гражданка Украины Полина Тюря 1935 года рождения умерла 7 августа 2011 года. В ее собственности в Харькове были две квартиры – двухкомнатная, расположенная на улице Академика Вальтера, 12, и однокомнатная ‒ по адресу проспект Победы, 62г. Ее прямые наследники – дочь Любовь Веретяк и двое внуков ‒ своевременно не вступили в право наследования имуществом, поскольку не сразу смогли найти текст завещания. Кроме того, тяжело заболел, а осенью 2014 года умер сын Любови Веретяк, что также отвлекло внимание наследников.

Согласно ст. 1270 Гражданского кодекса, срок вступления в право на наследование имущества составляет шесть месяцев. Если этот срок пропущен, и никто из наследников не вступил в свои права за этот период, местные власти могут обратиться в суд с просьбой признать движимое или недвижимое имущество умершего «выморочным», то есть таким, которое после его смерти не переходит к наследникам. Согласно ст. 1272 Гражданского кодекса, срок вступления в права наследования может быть продлен только по решению суда и только при наличии «уважительной причины».

В 2013 году Управление коммунального имущества и приватизации Департамента экономики и коммунального имущества Харьковского горсовета подало иски в Киевский районный суд Харькова. Истец попросил признать выморочным имуществом приватизированные квартиры, расположенные на улице Академика Вальтера, 12 и проспекте Победы, 62г, ранее принадлежавшие Полине Тюре, и передать их в коммунальную собственность территориальной общине Харькова в лице горсовета. В обосновании своего иска горсовет указал, что по данным местного КП «Жилкомсервис», с 7 августа 2011 года, то есть с момента смерти собственницы квартиры, в ней никто якобы не жил. Поскольку никто из наследников своевременно не заявил о правах на квартиру, дело о наследстве не заводилось, то в горсовете сочли, что на этих основаниях вполне могут забрать жилье в коммунальную собственность. Суд удовлетворил иски: 15 ноября 2013 года в коммунальную собственность перешла квартира на проспекте Победы 62г, а 17 марта 2014 года ‒ и квартира на улице Академика Вальтера. В последней проживала вместе с семьей сама Любовь Веретяк. 18 сентября 2014 года КП «Жилкомсервис» настоятельно потребовал от Любови Веретяк «освободить самовольно занятую площадь», расположенную на улице Академика Вальтера, 12.

Госпожа Веретяк не согласилась с решениями суда и попыталась получить право на дополнительный двухмесячный срок, чтобы все-таки вступить в право на наследство. Пропуск установленного законом полугодового срока она объяснила «тяжелым морально-психологическим состоянием» после смерти сына и тем, что завещание матери, составленное в 2008 году, она обнаружила лишь в июне 2014 года, когда разбирала ее вещи. Как следует из текста завещания, действительно, обе квартиры – на улице Академика Вальтера, 12 и проспекте Победы, 62г, должны были достаться Любови Веретяк и ее детям. 29 сентября 2014 года Киевский районный суд Харькова удовлетворил иск госпожи Веретяк и признал, что она имеет право на дополнительный срок, чтобы вступить в право наследования.

Квартирный триумвират в действии

К этому времени выяснилось, что в квартире по адресу проспект Победы 62г уже проживает новый владелец ‒ прокурор Харьковской межрайонной прокуратуры по надзору за соблюдением законов в транспортной сфере Юлия Старченко, 1982 года рождения. Согласно документам, имеющимся в распоряжении А’, прописку в этой квартире госпожа Старченко получила 8 апреля 2014 года. По словам адвоката Любови Веретяк Юрия Киселева, едва въехав в квартиру, Юлия Старченко вывезла оттуда все находившиеся там вещи и заменила двери.

Как следует из документов, право на квартиру по адресу проспект Победы, 62г Юлия Старченко получила благодаря городскому совету. Еще в ноябре 2009 года Юлия Старченко, была поставлена на квартирный учет решением Дзержинского райсовета Харькова ‒ как работник прокуратуры, нуждающийся в «улучшении жилищных условий». При этом внесена она была не в обычную очередь, а в очередь лиц, претендующих на получение жилья раньше других. 26 марта 2014 года исполком Харьковского городского совета передал ей в собственность квартиру, расположенную на проспекте Победы, 62г. Следует отметить, что в Украине распространена практика отказов в получении жилья даже людям, которые стоят на учете еще с 1970-х – 1980-х годов.

Защита Любови Веретяк утверждает, что госпожа Старченко получила жилье незаконно. К тому же, по их мнению, полученная ею квартира по факту является служебной. «Согласно закону, она может быть приватизирована не ранее, чем после 10 лет работы на соответствующей должности, которая дает право на получения служебного жилья, да и то, если такой статус с квартиры будет снят,‒ рассказал А’ адвокат Любови Веретяк Юрий Киселев.‒ Ни Старченко, ни Харьковский горсовет собственниками данных квартир никогда не являлись. Такое право появляется с момента государственной регистрации имущества, а она не проводилась».

Следует отметить, что в феврале 2009 года Юлия Старченко и ее отец, специалист Управления Харьковского городского совета по взаимодействию с правоохранительными органами Петр Романчук, уже получили от Харьковского горсовета в частную собственность два земельных участка, каждый площадью в 0,1 га для «строительства и обслуживания жилого дома».

Решение Киевского райсуда Харькова от 29 сентября 2014 года было воспринято госпожой Старченко как «незаконное». На решение суда было подано сразу три апелляции – от горсовета, прокуратуры, вступившей в процесс на стороне коллеги, и от самой госпожи Юлии Старченко. Все они написаны в достаточно схожей форме, а основная мотивировка «незаконности» решения суда сводится к тому, что госпожа Веретяк пропустила «установленные законом сроки вступления в права на наследование». Одновременно с этим, 12 декабря 2014 года Юлия Старченко добилась в суде ареста квартиры, расположенной на проспекте Победы, 62г. В тот же день государственный исполнитель запретил проводить отчуждение квартиры. «Это просто фантастика! ‒ заявил А’ господин Киселев.‒ За один только день суд открыл производство, наложил арест на квартиру, открыл исполнительное производство. По всей видимости, тут не обошлось без заинтересованности судей».

Госпожа Старченко не горит желанием общаться с журналистами. Между тем, в прокуратуре полагают, что требования госпожи Старченко законны. «Она ‒ мать-одиночка, состоит на учете с 2003 года как работник прокуратуры, соответственно, теперь она получила квартиру»,‒ рассказала пресс-секретарь Харьковской областной прокуратуры Вита Дубовик.

Сейчас дело рассматривается в Апелляционном суде Харьковской области. Следующее заседание состоится 5 марта.

Читайте також