RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Суспільство

Коксовый завод в Харькове: в ожидании конструктива?

Экологические вопросы волнуют руководителей Коксового завода в Харькове не меньше, чем общественность

Экологические вопросы волнуют руководителей Коксового завода в Харькове не меньше, чем общественность

Ситуация вокруг Коксового завода "Новомет" в Харькове в пятницу, 25 сентября, получила свое развитие. В одном из информационных агентств города состоялась необъявленная для широкой общественности пресс-конференция при участии противников работы предприятия и ряда высоких чиновников. Мероприятие достаточно ожидаемо прошло под флагом критики руководства Коксового завода, без заслушивания каких-либо контраргументов, ведь представителей предприятия на него не позвали (хотя кое-кто из участников пресс-конференции и утверждал обратное). Впрочем, в тот же день состоялось и внеочередное заседание Региональной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, где представители предприятия все же попытались разъяснить свою позицию - рассказать о планах экологической модернизации, о ситуации с выбросами, с разрешениями на них. Смогут ли услышать эти аргументы представители общественности и власти, и возможен ли консенсус в вопросе деятельности Коксового завода в Харькове - разбиралось наше издание.

Вопросы экологической безопасности, влияния промышленных выбросов на здоровье людей, безусловно, всегда должны быть в приоритете при оценке деятельности того или иного предприятия. Однако развитие ситуации вокруг Коксового завода "Новомет" в Харькове все больше говорит о том, что последние нападки на него могут быть организованы силами, которых очень в небольшой степени интересует экологическая безопасность. Очень уж похоже, что предприятие просто пытаются использовать в качестве некой разменной монеты накануне местных выборов.

Расчет здесь может быть довольно прост - сделать пиар на вопросе закрытия предприятия (ведь вопрос-то громкий) и заработать бонус в предвыборную кубышку. При этом во главу угла ставится радикальный лозунг в лучших традициях коммунистического прошлого - "разрушить все до основания". Только вот почему-то никто не думает, что будет "затем". Такой подход в очередной раз прослеживался и во время пресс-конференции, состоявшейся на площадке одного из харьковских информационных агентств.

Пресс-конференция "в одни ворота"

Прежде всего, удивила таинственность при организации этого мероприятия. О планах проведения пресс-конференции по теме Коксового завода с участием целого ряда важнейших лиц (губернатор Харьковщины, заместитель министра защиты окружающей среды, главы всеукраинской и областной экоинспекций, нардепы, в том числе глава профильного комитета ВР) до ее начала практически ни слова нельзя было найти в официальных источниках и СМИ.

В ходе самой же пресс-конференции оказалось, что на мероприятии помимо напрямую приглашенных журналистов присутствует еще и несколько десятков активистов, которых, очевидно, позвали специально. А вот руководителей самого завода, которые могли бы высказаться в защиту предприятия, на пресс-конференцию не пригласили. Хотя одна из участниц за столом пресс-конференции и заявила, что они, мол, были информированы. Но, как позже узнал наш корреспондент, это не так.

Такой состав участников ожидаемо задал тон мероприятия - в адрес Коксового завода звучали исключительно критические заявления. Но подавалось это все под соусом "объективной дискуссии". Интересная, конечно, вышла "дискуссия". Совершенно без участия другой стороны.

Аргументы и контраргументы

Из услышанного в ходе пресс-конференции можно сделать вывод, что больше всего в отношении Коксового завода "Новомет" общественность волнуют вопросы по двум основным позициям.

Первая и главная из них - наличие выбросов в принципе.

По утверждению выступающих на пресс-конференции "эко-активистов", ситуация с выбросами Коксового завода является едва ли не критической - людям из-за дыма предприятия практически "нечем дышать".

Вторили "активистам" и представители экологических ведомств, в частности глава Государственной экологической инспекции Украины Андрей Малеваный. Ранее он уже писал, что его ведомство провело проверку на четырех действующих агрегатах предприятия и зафиксировало на них выбросы. В ходе пресс-конференции он еще раз на этом акцентировал.

"Проводя проверку ООО "Коксовый завод "Новомет", мы зафиксировали выбросы опасных веществ. Это - аммиак, фенол и сероводород. Превышение предельно допустимых концентраций формальдегида и оксида углерода были обнаружены в одной из точек города - на углу улицы Кибальчича и Карачевского шоссе", - отметил руководитель ведомства в своем посте в Facebook по итогам пресс-конференции.

Между тем руководство предприятия в отдельном комментарии нашему изданию отметило, что никогда и не собиралось утверждать, что их коксовое производство является безвыбросным. Это невозможно в принципе. Однако заявления о превышениях, по словам представителей руководства, не что иное, как умышленное искажение фактов.

"Во-первых, сегодня у нас на заводе задействована одна коксовая батарея, в то время как несколько лет назад работали четыре. Причем батарея совсем новая и достаточно экологичная. Так что мы в принципе не можем выбрасывать больше, чем раньше, как утверждают некоторые "знатоки"-активисты от экологии. Во-вторых, мы сами регулярно проводим замеры выбросов, чтоб следить за соблюдением норм. И все выбросы с наших агрегатов, о которых представители Госэкоинспекции говорят чуть ли не как о сверхкритических, на самом деле в разрешенных пределах. Что касается "внешних" замеров - по периметру санитарной зоны предприятия и в городе - то здесь нас контролирует Минздрав - Государственное учреждение "Харьковский областной лабораторный центр Министерства охраны здоровья". И вот он при проверках в течение нескольких последних месяцев превышений ни разу не находил", - отмечает директор предприятия Максим Бондарев.

Что касается якобы запаха и задымленности от предприятия, то тут вопрос также неоднозначный. Ведь вокруг Коксового завода находится полтора десятка других дымящих предприятий, о которых, почему-то, никто не упоминает. К слову, одна из журналистов во время пресс-конференции попыталась этот вопрос поднять, но участники пресс-конференции его технично проигнорировали.

"Вокруг нас дымят - лакокрасочная фабрика, деревообрабатывающее предприятие и еще около десятка подобных. Не говоря уже о Диканевских очистных сооружениях, от которых всегда несет. К тому же там регулярно что-то жгут. Но "мишень" - только на нашем заводе. Как же - раз кокс делают, значит только они, больше некому. При этом анализы нашего предприятия показывают, что у нас все в порядке. Получается, что дымят многие, а критикуют только Коксовый завод. Очень возмущает подобная избирательность", - говорит представитель предприятия.

Второй будоражащий общественность вопрос - это разрешение на выбросы для Коксового завода в Харькове. "Активисты" утверждаю, что завод едва ли не специально не получает разрешения, и в принципе не может без них работать.

Действительно, ситуация с разрешением сложилась непростая. Это признал, в том числе, участвующий в пресс-конференции заместитель министра защиты окружающей среды Роман Шахматенко. Дело в том, что, в принципе, у предприятия разрешение на выбросы есть, оно их получило еще три года назад и сроком на 7 лет. Но со сменой управляющей компании в прошлом году это разрешение нужно было технически переоформить. И новый управляющий - "Новомет" - действительно подал документы на это формальное переоформление. Только вот в самом министерстве они просто "зависли".

"В 2017 году Харьковский коксохим получил разрешение на выбросы. И это разрешение является до сих пор действующим. Оно распространяется на 44 источника выбросов", - подчеркнул на пресс-конференции заместитель министра.

"Но, вместе с тем, на данный момент новые собственники или управляющие, согласно закону о разрешительной системе, были обязаны, принимая имущество на баланс, получить новое разрешение. С этой целью новое предприятие обратилось в министерство с заявлением о получении разрешения - еще в начале этого года, а вернее - в декабре 2019 года. И, начиная с декабря 2019 года, на постоянной основе происходят те или иные нарушения процедуры при подаче документации", - утверждает заместитель министра, обвиняя в задержках само предприятие.

У самого же Коксового завода "Новомет" другое объяснение.

"Мы действительно подали весь необходимый пакет документов еще в прошлом году. Получили из министерства замечания, исправили их, и в марте отправили вновь. Но тогда же, как вы помните, случился пик карантина, были введены жесткие ограничительные меры. Кроме того, так совпало, что как раз в то время одно министерство ликвидировалось, другое создавалось, что также не могло не наложить определенный отпечаток на скорость рассмотрения нашего вопроса. И в результате мы ждем ответа до сих пор. Хотя на эту процедуру по закону положен месяц. Таким образом, если в вопросе получения и есть задержки - то точно не по нашей вине. В свою очередь, если у министерства остались к нам вопросы или замечания - мы полностью готовы их учесть", - отмечает директор Коксового завода.

Что касается работы предприятия в таких условиях, то директор напоминает - разрешение на выброс завод, как предприятие, в принципе уже получил ранее. Вопрос лишь в переоформлении на другое юрлицо, которое в настоящий момент является оператором данного объекта, то есть вопрос - чисто в технической процедуре. Остановка же предприятия непрерывного цикла, как этого требуют некоторые "активисты", может его попросту убить - ведь это слишком критичная для него процедура.

Вопросы "за скобками"

Если вопросы с позиции экологической критики на пресс-конференции обсуждались буквально со всех сторон, то вопросы дальнейшей судьбы самого завода, его трудового коллектива, были тотально проигнорированы. В результате глава Харьковской ОДА Алексей Кучер озвучил позицию, которая сводится к тому, что будет рассматриваться вопрос об остановке работы предприятия. А между тем такое решение, будь оно принято, порождает целый ряд проблем.

Во-первых, как известно, закрыть предприятие, то есть фактически разрушить под натиском недоказанных обвинений - это проще всего. Вот возобновить потом его работу, обычно, серьезная проблема. В Украине сегодня тысячи закрытых по похожим причинам предприятий, разрезанных затем на металлолом, которые, в случае более адекватного подхода, обновления и экологической модернизации, могли бы еще годами помогать экономике страны, давать рабочие места и наполнять бюджет.

Во-вторых, возникает острый социальный вопрос - а что делать с высокопрофессиональным трудовым коллективом Коксового завода? Многие из представителей которого добросовестно работали на предприятии десятки лет? Об этом, похоже, противники Коксового завода забыли начисто. Действительно, это ведь не их выставят на улицу. В результате получим от нескольких сот, до тысячи (учитывая и семьи работников) людей без средств к существованию, для соблюдения прав которых в этом случае ничего сделано не будет.

"Мероприятия по адаптации (для работников завода, - ред.) действующим законодательством не предусмотрены", - вот так лаконично прокомментировал этот вопрос нашему корреспонденту Роман Шахматенко.

И, наконец, вопрос о том, а почему, собственно, в качестве решения вопроса называется лишь остановка предприятия? Неужели не существует альтернативных решений, к примеру - модернизация его производства?

Впрочем, как узнал у замминистра окружающей среды корреспондент нашего издания, о полной остановке коксового завода речь все же не идет. Рассматривается лишь вопрос о приостановке его работы. "Не остановка - а временная приостановка. До момента получения разрешения (на выбросы, - ред.)", - подчеркнул в разговоре с журналистом Роман Шахматенко.

К конструктиву

В свою очередь на предприятии считают, что вопросы, связанные с работой завода, вполне могут быть решены в рабочем порядке, без использования крайних мер. Отдавая себе отчет, что экологическая тематика в Харькове, и в контексте Коксового завода в частности, является довольно болезненной, его руководители готовы к диалогу с любыми ведомствами, экологическими службами, властями города и области, результатом которого станет, с одной стороны, сохранение работы предприятия, рабочих мест, с другой - решение возможных связанных с ним экологических проблем.

Эту позицию представители завода и постарались изложить в ходе внеочередного заседания Региональной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций при участии губернатора Харьковской области и представителей экологических служб.

"Мы полностью осознаем, что, учитывая специфику нашего завода, к нам могут возникать вопросы по экологической линии. И мы готовы конструктивно обсуждать решение этих вопросов. Именно этот подход мы изложили во время заседания комиссии. Но еще раз подчеркну - мы хотим конструктивного диалога, а не давления, в условиях которого о нашем заводе некими "активистами" распространяется информация несоответствующая действительности. Вбросы которой, к тому же, могут оказаться просто элементами избирательной технологии", - отметил в комментарии по итогам встречи директор завода Максим Бондарев.

По его словам, прежде всего, завод ждет рассмотрения и утверждения разрешительной документации от Министерства защиты окружающей среды.

"Мы понимаем, что карантин, ликвидация старого и создание нового министерства могли внести свои коррективы в процесс работы ведомства. Но, учитывая сложившуюся ситуацию, очень хотелось бы, чтобы наш вопрос был рассмотрен как можно скорее", - говорит Бондарев.

К тому же, отмечает руководитель предприятия, в ходе заседания комиссии он особо подчеркнул, что вместе с запросом о получении разрешения на выбросы, завод передал в Министерство и четкий план экологической модернизации предприятия.

В документах, копии которых есть в распоряжении редакции, речь, в частности, идет о проведении капитального ремонта печных камер, об установке современных малотоксичных сжигателей, дополнительных устройств очистки используемой воды.

"Все эти мероприятия в итоге помогут заводу существенно снизить уровень выбросов различных веществ", - говорит Бондарев.

В тоже время он отметил, что присутствующие на заседании активисты, к сожалению, похоже не слишком хотели прислушиваться к этим доводам. В отличие от официальных представителей комиссии.

"Радует, что официальные лица все же больше были настроены решать проблему, а не развивать ее. Так, заявленная цель заседания комиссии, изложенная в протоколе по его итогам, звучала как "исправление сложившейся ситуации". Это вызывает у нас определенную надежду, что наш подход - сохранить работу предприятия, осуществив необходимые экологические мероприятия - все же будет услышан. Потому что на самом деле мы не меньше заинтересованы, чтобы с экологией в нашем регионе все было в порядке - мы ведь сами здесь трудимся, работает наш коллектив, за который мы отвечаем. Поэтому мы в принципе с пониманием отнеслись к финальной рекомендации о необходимости оформления всех разрешительных документов и устранении выявленных ранее недостатков. В таком ключе - конструктивном и направленном на выгодный для всех исход - мы и будем действовать", - заверил руководитель коксового завода.

Читайте також