RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Суспільство

Методы из 90-х: Как растратить деньги акционеров и государства, оставаясь безнаказанным

Опыт компании "Кинто" показывает, что старые сомнительные финансовые схемы работают и по сей день

Опыт компании "Кинто" показывает, что старые сомнительные финансовые схемы работают и по сей день Фото: pixabay.com

На заре независимости Украины в народе была целая культура шуток и анекдотов на тему так называемой "прихватизации". И вряд ли кто-то мог поверить, что через тридцать лет после дикой скупки акций 1994 года, те же люди станут уже не "схемщиками", а собственниками "инвестиционных компаний с международной репутацией". Но, как и в далеких девяностых, будут все так же наживаться на миноритарных акционерах, пользуясь "лазейками в законодательстве" и банальным финансовым "схематозом".

Как "Кинто" попала в "инвестиционный бизнес"

В Украине в начале волны приватизации сертификаты, которые получали сотрудники заводов или крупных промышленных объектов, сделали именными. Но, как известно, нельзя купить только вечные ценности: любовь, дружбу. Сертификат же к этой категории не относится, и умные люди придумали, как можно купить и его. В частности, покупкой сертификатов одним из первых занялась компания "Кинто-траст".

Именно эта компания Сергея Оксанича за копейки выкупала у свежеиспеченных миноритариев их сертификаты, и формировала пакеты для перепродажи тем, кто впоследствии станет основателями "финансово-промышленных групп".

"Механизм операции - это наше "ноу-хау". Мы использовали Гражданский кодекс, другие положения законодательства и совершали действия фьючерского характера. Что касается конкретных инвестиций "Кинто-траста", которые проводятся через инвестиционный фонд "Достаток", то на сегодня сертификаты вложены в 9 предприятии. В их числе Киевский молзавод №2, Дружковский метизный завод, Днепропетровский речной порт, Каменец-Подольский цементный завод, АО "Me-бель" (г.Киев). Приобретались пакеты от 2 до 15 процентов акций…, - рассказывал молодой бизнесмен Оксанич в интервью в 1994 году.

А позже журналисты объяснили, как эта схема работала: по их данным, Оксанич первым среди Отечественных финансистов внедрил схему скупки сертификатов, фактически, обойдя законодательный запрет. "Кинто" и другие финансовые компании, которые помимо трастовых создали инвестфонды, просто заключали с вкладчиками договор обмена ваучера на инвестиционный сертификат.

Сегодня уже, спустя почти 30 лет, он не комментирует те обесцененные скупки, на которых сделал состояние, а пытается критиковать мировые финансовые практики, якобы, заботясь о тех самых миноритарных акционерах. Так, сейчас он заявляет, что подобный сквиз-аут по-украински, мол, просто недопустим по ряду причин.

"Интересно, как объяснить факт выкупа акций по такой цене 0,564 гривен на одну акцию десяткам тысяч работников-акционеров комбината, пенсионерам, которые раньше работали на комбинате, и те и другие знают, что такое "Азовсталь" на самом деле, вживую…. Что такой сквиз-аут говорит об инвестиционном климате в стране? Об эффективности государственного регулирования и работы государственных органов, которые должны контролировать такие вещи, как цены выкупа акций Фонда госимущества, который должен контролировать оценщиков имущества, Национальную комиссию по ценным бумагам. Что они говорят о Верховной Раде, которая принимает законы, которые узаконивают подобные действия? Возможно, не сам принудительный выкуп, который существует и в развитых странах, а то как и по каким ценам он проводится", - возмущается тот же Оксанич в 2018 году.

Согласитесь, достаточно странные перемены для одного и того же человека. Но чтобы их понять, нужно знать историю отношения компании "Кинто" к так называемым миноритарным акционерам в других проектах Оксанича. Тогда и вопросов относительно его позиции не останется.

"Бизнес" на десятилетия: забрать деньги у вкладчиков и государства

Пожалуй, одной из самых шокирующих историй можно считать историю с дочерней компанией Сергея Оксанича ИСИ "Синергия Риал Истейт".

Эта компания еще в 2006 году начала строительство и стала одним из учредителей ТРЦ "Станислав" в Ивано-Франковске.

1 / 1
1 / 1

В результате "Кинто", которая выступила учредителем еще и третьего лица ТОВ "Енергетичні технології", и самого ТРЦ "Станислав", через свой же инвестфонд "Кинто Капитал" собрала инвестиции, в том числе и через миноритарных акционеров, на общую сумму около $3,5 миллионов. Позже на сайтах компании (почему-то с российскими доменами) периодически стала появляться информация о проведенных собраниях акционеров, хотя в реальности никаких собраний, похоже, не было, а самим акционерам подчиненные Оксанича рассказывали о "сложностях на рынке недвижимости" и явно не собирались выплачивать дивиденды.

Сумму средств, собранных "Кинто" (очевидно, в том числе и в пользу "Синергия Риал Истейт"), подтверждает, в частности,финансовая отчетность компании.

Только в 2015 году, после ряда скандалов, акционерам удалось выяснить, что на балансе компании остались лишь средства в размере 170 тыс долларов. При этом сам ТРЦ за 10 лет построен не был. И сегодня на месте, где ТРЦ должен был появиться - фактически ничего нет.

Но что немаловажно, компания Оксанича успела получить возврат ПДВ от государства по фиктивным актам выполненных работ на общую сумму около 9 миллионов гривен (по курсу 8).

Это можно проследить исходя из балансов АТ "Энергетических технологий" за 2008 и 2009 года. В них заявляется о дебиторской задолженности бюджета перед АТ "Энергетические технологии". Так, в 2009 году говорится о том, что она уменьшается. Т.е., все это очень похоже на то, что покупались материалы и услуги с НДС на АТ "ЭТ", и затем получали возврат этого самого НДС. Однако, как было показано выше, никакого строительства ТРЦ в реальности не происходило.

1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1

А далее начинается самый интересный этап.

"Мы на собраниях так и не смогли получить от "Кинто" никакой информации о том, куда же делись все деньги со счетов компании, более того, одна из дочерних компаний Оксанича буквально через несколько месяцев в начале 2016 была признана банкротом, а только в 2018 эту же компанию внесли в перечень эмитентов с признаками фиктивности. Получается, что в общей сложности 3,5 миллиона долларов вкладчиков (среди которых было достаточно много миноритарных акционеров) и 1 миллион (в эквиваленте) бюджетных денег просто пропали, или осели в чьих-то карманах", - рассказал один из пострадавших вкладчиков Александр Витер.

Его слова подтверждает и финансовая отчетность уже основного фонда "Кинто" за 2015 год.

Как видим, на счету "Синергия Риал Истейт" осталось 60 тысяч гривен, однако при убыточной работе компании в 2015, сумма в уставном капитале "Кинто" увеличилась по сравнению с 2014 годомна 30 миллионов гривен и составила в общей сложности 65 миллионов гривен.

И даже не беря во внимание тот факт, что детище Оксанича выступало одновременно и бенефициаром в этом строительстве, и по сути брокером,НКЦПФР, в сфере ответственности которых такие операции находятся, упорно делает вид, что проблемы не существует ни по сути, ни по форме.

Иллюстрация передана изданию одним из миноритарных акционеров

Но и у этого факта есть объяснение.

Семейное дело

Во-первых, стоит заметить, что по странному стечению обстоятельств некая Оксанич Оксана Викторовна, полная тезка жены владельца "Кинто" с 2011 по 2013 год была руководителем Оболонской ГНИ города Киева. И, очень похоже, что именно эта ГНИ могло возместить НДС по объекту, в который "инвестировал" Оксанич.

Во-вторых, со слов участников рынка, в НКЦПФР вопросами, связанными с деятельностью компаний Оксанича занимается лично некая Бенедик Марина, а вот ее родственница Бенедик Ольга, по странному стечению обстоятельств, в компаниях группы "Кинто"является главным бухгалтером и подписывает все документы о финансовой отчетности компании. Возможно поэтому Нацкомисиия не видит никаких нарушений в многочисленных аферах Оксанича?

Как отмечал в ряде своих публикаций глава ОО "Антикоррупционная экспертиза" Игорь Пикинер, по ряду объектов, куда вкладывались миноритарные акционеры, "Кинто" привлекли в свою схему оценщика объекта недвижимости, который получил 3,5% вознаграждения от суммы активов, переоцененных в большую сторону в 8 раз. В итоге, по его словам, объект недвижимости в долларовом эквиваленте потерял в 20 раз!

И это в то время, как в стране стоимость недвижимости во время кризиса "просела" не более чем в 2,5 раза. Пикинер также обращает внимание, что НКЦБФР не видит в этом даже элементарного правонарушения.

В свою очередь ряд миноритарных акционеров в личных беседах жаловались на то, что Кинто, как брокер, рекомендовал вкладчикам ряд объектов для инвестиций, однако буквально после первой выплаты начались проблемы:

Вкладчикам (именно миноритариям) рассказывали, что есть "сложности на рынке", компания не прибыльная и так далее. В результате чего дивиденды не выплачивались, а исходя из очень похожих на фейковые финансовых отчетов самих компаний (оценка, похоже, могла производиться ручными оценщиками и заведомо сознательно занижаться), стоимость акций миноритариев падала. В результате акционеров годами оставляли без дивидендов, либо же по системе сквиз-аут, на которую так жаловался Оксанич в фейсбуке, (однако потом пост удалил) помогали мажоритарным акционерам выкупать акции миноритариев по также заниженной цене.

Все эти факты могут говорить только об одном: если Сергей Оксанич, который наживается на миноритарных акционерах начиная еще с 1994 года и по сегодняшний день, вдруг встал на защиту этих самых акционеров, то только потому, что лично его схемам вполне цивилизованные финансовые процедуры типа сквиз-аута могут нести реальную угрозу.

Читайте також

Новини партнерів