RU  UA  EN

Понеділок, 18 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Суспільство

Как Минфин собирается превратить "доступную ипотеку " в "большую мойку"

Как ведомство Сергея Марченко хочет "прогнать" через карманное "Укрфинжитло" долги ГИУ

Как ведомство Сергея Марченко хочет "прогнать" через карманное "Укрфинжитло"  долги ГИУ  Фото: pixabay.com

Под видом финансирования программы президента Владимира Зеленского "Доступная ипотека", Министерство финансов во главе с Сергеем Марченко планирует потратить 7,6 млрд грн., выделенных на дешевые кредиты, на погашение долгов Государственного ипотечного учреждения. Часть из них не обеспечены государством, то есть, похоже, за счет средств налогоплательщиков будут решены "коммерческие" проблемы присоединяемой структуры.

Согласно последним данным Минфина, с начала марта 2021 года, когда в Украине заработала программа "Доступная ипотека под 7%", льготные кредиты на жилье под 7% годовых получили почти 1000 семей на общую сумму около 1 млрд грн. Таким образом, средний размер кредита составляет порядка 1 млн грн. Темпы, с которыми идет реализация программы, можно считать катастрофическими. Само министерство в собственной презентации оценивает отложенный спрос на собственное жилье в стране в не менее, чем 2,5 млн потенциальных покупателей. При объеме рынка примерно в 100 тыс. продаваемых квартир в год, реализовать через льготную ипотеку всего 1% - это "слезы", фактически, чуть более 100 квартир в месяц.

Ускорить и улучшить программу должен проект слияния Государственного ипотечного учреждения, которое рефинансировало кредиты для банков по различным госпрограммам льготной ипотеки с 2004 года - и новой структуры, ЧАО "Укрфинжилье", созданной в подчинении Министерства финансов. Именно "Укрфинжилье", согласно принятому весной закону, должно предоставлять кредит под те самые 7% для "льготных" категорий граждан - медиков, военных, педагогов, полицейских, таможенников, работников ГСЧС и т. д. Кроме того, также предполагается выдача жилья в лизинг под 5% годовых. При этом "УФЖ" должна также забрать на себя долги ГИУ.

Для финансирования проектов "Укрфинжилья" было предложено влить в его капитал 20 млрд грн., для чего правительство выпустило целевые облигации. Соответствующую операцию провели в сентябре.

Интересно, что еще весной текущего года Минфинсне горел желанием осуществлять целевой выпуск облигаций для "Укрфинжитла". Связывали это, среди прочего, с желанием ведомства привлечь застройщиков в партнерскую программу (за процент от проданного через доступную ипотеку жилья). Писали, что "ходоки" на рынке уже, якобы, предлагают застройщикам передать в банки списки "неликвида" (квартир на последних этажах, с плохим видом или минимальной инсоляцией, неудачными планировками), получив статус "премиум-партнера". Тогда же журналисты предположили, что выпуск ОВГЗ для "УФЖ" разблокируется, как только закончится "подписка" на "партнерскую программу" для застройщиков. По всей видимости, это обстоятельство уже наступило.

За "правильное" распределение ресурсов, выделенных на программу, должны, по данным СМИ, отвечать руководители "Укрфинжитла", которые являются прямыми ставленниками Марченко, а также его заместителя, куратора программы доступной ипотеки Юрия Драганчука.

В частности, речь шла о бывшем замначальника Энергетической таможни Викторе Катрениче, который стал главой "Укрфинжитла" (его называют одноклассником Драганчука в школе Ивано-Франковска), а также скандальной экс-руководительнице Госгеокадастра Людмиле Шемелинец, которая стала заместителем главы в "УФЖ" (ее считают кумой первого замминистра финансов Дениса Улютина). Кроме того, человеком Марченко также считают и кадрового налоговика времен Виктора Януковича - Егора Притулу, который возглавляет присоединяемое к "УФЖ" ГИУ.

Из 20 млрд грн., согласно данным Минфина, только часть денег реально пойдет на поддержку семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На собственно ипотечные программы будет направлено 4,9 млрд грн., на лизинговые - 7,3 млрд грн. Еще 7,6 млрд грн. предполагается направить на погашение долгов ГИУ, 0,2 млрд грн. - на "операционные расходы" офиса, состоящего из 6 человек. Сколько людей планируется нанять, насколько эффективным будет такой штат, какие темпы кредитования он должен обеспечить при таком объеме финансирования - все это вопросы пока без ответов.

Также занимательна структура долга в 7,6 млрд грн., который "УФЖ" обязалось погасить. Дело в том, что согласно отчетности ГИУ за 2020 год, по состоянию на 1 января 2021 года обязательства учреждения составляли 4,9 млрд грн., непогашенные облигации - 5,5 млрд грн. В самом Минфине признают, что 3,1 млрд грн. задолженности не гарантировано государством, то есть гасить ее за счет капитала "УФЖ" как минимум преждевременно. Основной объем долгов, которые нужно погасить ГИУ, приходится на 2029 – 2030 годы (1,8 млрд грн.), таким образом, их можно было бы гасить за счет доходов будущих периодов, если бы было решено оставить учреждение как отдельную структуру, а программы "УФЖ" запустить параллельно.

Держателями основной части долга ГИУ являются Национальный банк, государственные и коммерческие банки. Дефолт по облигациям был допущен из-за того, что порядка 3,5 млрд грн. ГИУ застряли в качестве депозита в обанкротившемся "Дельта банке", из них Фонд гарантирования признал возможность погашения 1,5 млрд грн. в седьмой очереди (то есть, вполне вероятно, никогда). Насколько необходимым является перекладывание сегодня государственных денег из одного кармана в другой, и нужно ли для этого задействовать "свежесозданное" госучреждение - вопрос открытый. Часть гарантированных государством долгов Минфин уже погасил.

А вот "коммерческую" задолженность, вероятно, стоило бы реструктуризировать. Особенно учитывая тот факт, что ОВГЗ выпускаются с доходностью до 13% годовых, что существенно превышает средние ставки размещения. Речь идет как минимум о 3-4 млрд грн. "лишних" долгов, спешка в погашении которых явно может пахнуть коррупционными мотивами.

Читайте також

Новини партнерів