RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Суспільство

Любовь не ищет легких путей

Фильм «Новая подружка» показывает неожиданное развитие отношений между мужчиной и женщиной

Фильм «Новая подружка» показывает неожиданное развитие отношений между мужчиной и женщиной

Французский режиссер Франсуа Озон в своем фильме «Новая подружка» сыграл комедию с переодеванием. Главный герой ‒ Давид, чья любимая жена Лора умерла, оставив на руках у безутешного мужа маленькую дочь,‒ постепенно завязывает отношения с близкой подругой своей жены Клэр. Не следует думать, что режиссер остановится на самом простом варианте любовного «треугольника» ‒ сближении двух героев, любивших одну женщину. Зрителя ждет сюрприз в духе фильма «В джазе только девушки».

Франсуа Озон хоть и числится некоторыми критиками оригиналом едва ли способен удивить по-настоящему. Свое место в мировом кинематографе он, конечно, отвоевал, но это ‒ явно не пентхауз ‒ скорее, богато меблированный, украшенный винтажными диковинками бельэтаж. Побывать здесь, впрочем, всегда занятно, поскольку все в этом доме опрятно и щедро декорировано, кухней не пахнет и паркет навощен.

Кого-то эта стерильная чистота и мещанский уют, возможно, раздражают ‒ Квентин Тарантино, скажем, однажды сердито охарактеризовал один из фильмов своего французского коллеги как «полное дерьмо». Но, в общем, понятно, что на поклонников Тарантино это кино и не рассчитано. Озон, по крайней мере, последние лет двадцать, покинув маргинальную нишу гей-культуры, снимает каллиграфически безупречные картины, балансирующие на грани авторского и откровенно коммерческого кинематографа.

Впрочем, в этом и состоит его дарование ‒ сочиняет ли он лирическую комедию или мелодраму, доступный для восприятия публики жанр всегда камуфлирует у него некую серьезную мысль, а иногда ‒ вполне дидактическую идею. По-видимому, не случайно его называют прямым наследником французских просветителей XVIII века ‒ те ведь тоже умели в авантюрный и даже фривольный сюжет упрятать нравоучение и житейскую мудрость.

«Новая подружка» в этом смысле ‒ типичный, хорошо знакомый Озон. Вполне предсказуемо, что и «подружкой» в данном случае оказывается симпатичный молодой человек. Однако то, что не совсем привычно для французского режиссера,‒ его герой на этот раз не гей. Давид (Ромен Дюрис) отрицает в себе склонность к однополой любви, не мечтает сменить гендерную принадлежность, но, тем не менее, не может укротить в себе страсть к переодеванию, наряжаясь в платья своей покойной жены Лоры, а затем пополняет гардероб, совершая походы по бутикам вместе с ее самой закадычной подругой Клэр (Анаис Демустье).

Эта благочестивая барышня в процессе прогулок с Давидом по магазинам и гей-клубам, а также после совместной загородной поездки тоже начинает испытывать внутренние метаморфозы. Самый простой вариант ‒ сближение двух героев, любивших одну женщину,‒ режиссеру кажется слишком банальным. Впрочем, и эта линия занимает в сюжете особое место, заманивая зрителей в одну из его многочисленных ловушек. Ведь в конце концов для самого автора фильма важно, чтобы Клэр увидела в Давиде не только вдовца своей подруги, но именно женщину, в облике которой для нее всегда будет просмативаться образ дорогой Лоры. Отчасти это заставит героиню задуматься и о собственной сексуальности ‒ пожалуй, ее даже огорчит, что отношения с ее любезной подружкой всегда оставались исключительно платоническими.

И все же для Озона проблемы однополой любви ‒ сегодня явно на периферии интересов. Вовлекая Ромена Дюриса в травестийное приключение, он не просто дает великолепному актеру шанс достойно встать в один ряд с восхитительными Джеком Леммоном («В джазе только девушки») или Дастином Хоффманом («Тутси») ‒ режиссер делает его эмблемой, символом, глашатаем нового взгляда на социальные и гендерные роли в современном западном обществе. За перипетиями гламурной, легкомысленной, на первый взгляд, трагикомедии о людях, которых сблизила общая потеря любимого человека, прячется довольно жесткая декларация права любого гражданина на собственный индивидуальный выбор.

В финальных кадрах мы видим подросшую дочку Давида и Лоры (по ходу фильма она еще была младенцем в колыбели), выходящую из школы, где ее встречают родители с коляской. Мама ‒ Клэр. Папа ‒ прежний, но на каблуках, в нарядном платье и женском парике. Кем вообразит себя эта девочка, достигнув половой зрелости, можно только гадать.