RU  UA  EN

Середа, 20 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Суспільство

Взгляд в будущее: будет ли поколение украинцев, которые не увидят пластиковых пакетов

Невозможно спасти планету, если в обществе нет понимания, что ей вредит, и как противостоять угрозам

Невозможно спасти планету, если в обществе нет понимания, что ей вредит, и как противостоять угрозам

В начале 2021 года Институт Горшенина и украинское отделение фонда Эберта представили социологическое исследование "Экологические тренды в Украине: взгляд граждан". 44% украинцев считают, что экология должна преобладать над экономикой. Как видно из результатов, в нашей стране общество уже сформировало запрос, осталось определить, как и кому на него реагировать.

"Украинцам нужно экологическое образование, просвещение и понимание, что мы живем в долг у будущих поколений, используя природу для удовлетворения своих потребностей", - отметил первый замглавы Государственной экологической инспекции Украины Дмитрий Заруба на презентации результатов исследования.

В условиях, когда человечество сталкивается с вызовами вроде глобального потепления, распространение знаний и повышение осведомленности о проблемах экологии становится первостепенной задачей. Невозможно спасти планету, если в обществе нет понимания, что ей вредит, и как противостоять угрозам. А ликвидация "экологической безграмотности" невозможна без государственной политики, направленной на формирование общества ответственного потребления.

Экообразование - фундамент устойчивого развития

Итоги КС-26 - Климатического саммита в Глазго - разочаровали многих, от генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша и шведской экоактивистки Греты Тунберг до рядовых сторонников "зеленого" движения.

"Мы сделали важный шаг, но этого мало", - считает глава ООН. Добиться прогресса в решении глобальных экологических проблем в ближайшее время не удастся. Разбираться с последствиями потребительского отношения к природе придется следующим поколениям. Чтобы сохранить запасы, важно с раннего возраста формировать экопривычки: экономить ресурсы, покупать только необходимое, потреблять ответственно, уменьшать количество бытовых отходов.

Эффект таких "вложений" проявится через 15 лет, когда сегодняшние дети станут частью гражданского общества и политического процесса, начнут самостоятельно принимать решения, в том числе в сфере устойчивого развития.

Эффективность открытой модели экопросвещения

Результат от экологического просвещения достигается за счет синергии усилий семьи, общества, научных и образовательных институтов, СМИ, учреждений культуры, бизнеса и, главное, государства. Именно такая открытая модель, когда каждый заботится об эковоспитании, принята в Швеции. Для сравнения, на родине Греты Тунберг, показатель озабоченности проблемами экологии составляет 85%.

Еще в 1970-е годы темы, связанные с охраной природы, были включены в обязательные школьные программы. Тогда появился шведский Национальный проект по вопросам окружающей среды. Одна из его функций - подготовка новых учебных пособий и рекомендаций для учителей и учеников.

А в 1990-е в Швеции серьезно озаботились проблемой переработки мусора. И сегодня в стране уже выросло первое поколение шведов, которые никогда не видели одного-единственного мусорного ведра на кухне. В шведских детских садах и школах дети сами сортируют свой мусор, учатся делать компост, ездят на экскурсии на сортировочные станции.

Коммерческие компании также участвуют в этом процессе. Шведский автогигант Volvo выпустил детскую книгу, посвященную проблеме загрязнения океанов пластиком. Это история мальчика, который отправляется в путешествие, чтобы узнать, куда исчез океан. Она мотивирует читателей дать обещание изменить экологическую ситуацию к лучшему, благодаря чему молодые шведы не представляют себя вне экологической повестки.

Особенность шведской модели в том, что экопросвещение носит непрерывный характер. Оно начинается в семье, дополняется в детском саду, школе и университете, продолжается всю профессиональную деятельность. Идея о приоритете экологических знаний нашла отражение в Экологическом кодексе Швеции – принятый в конце 1990-х, он заменил более 15 законов, посвященных разным вопросам окружающей среды. Демонстрация достаточного уровня экологических знаний является приоритетным принципом Кодекса – перед началом хозяйственной деятельности в любом регионе страны требуется продемонстрировать осведомленность об условиях среды и влиянии на нее.

В Украине пока нет единого кодекса, который бы, подобно шведскому, систематизировал государственный подход к вопросам устойчивого развития и охраны окружающей среды. Но новая стратегия национальной экологической политики на период до 2030 года признает несовершенство системы экообразования в стране и ставит целью повысить уровень экологического сознания в обществе. Есть и другие факторы, которые дают надежду на позитивные перемены.

Перспективы в Украине

При отсутствии системного подхода к экообразованию на уровне государства, главную роль играют общественные проекты.

Среди таких - национальная учебная платформа "Экошкола", которая работает при поддержке бизнеса в разных городах Украины. В рамках проекта детям объясняют, зачем ставят умные датчики на краны, проводят эксперименты по созданию экобумаги.

Проект "Климатическое и экологическое образование для учеников начальных классов" - еще один пример, который реализует Всеукраинская общественная организация "Жива планета". В 2020–2021 годах эксперты проекта создали учебные материалы, которые помогают ученикам 1–4 классов принять культуру потребления и усвоить навыки поведения, ориентированные на рациональное распоряжение ресурсами, выбор экологически дружелюбной продукции и предотвращение климатических изменений.

Значение экологических ценностей для будущего планеты

Впрочем, речь не только о том, чтобы привить детям привычку сортировать мусор и выключать свет. Несколько лет назад ЮНЕСКО посвятила ежегодный доклад о состоянии образования в мире экологическому направлению. Один из выводов такой: чем больше человек знает о состоянии окружающей среды, тем больше усилий он прилагает, чтобы смягчить свое воздействие на нее.

Когда речь идет об экологическом образовании, следует разделять экологию как науку и как прикладную область знаний. В последнем случае внимание фокусируется на вопросах охраны окружающей среды и на том, как важно в повседневных действиях придерживаться принципов ответственного потребления.

"Это не отдельный предмет, а скорее, ценности и модели поведения, которые нужно прививать в детстве. Чем раньше мы начнем им следовать, тем лучше и для будущего планеты, и для нас. Сложно убедить ребенка в том, как важно экономить ресурсы, если в школе или дома течет кран. Поэтому ключевым элементом экопросвещения является личный пример взрослых. Конечно, свою роль играют и система образования, и государственная политика в целом, но все начинается в семье. Если у родителей нет полезных привычек, стоит завести их вместе с детьми: отказаться от одноразовых пакетов, сортировать бытовые отходы, экономить воду и электроэнергию", - говорит Яна Червинская, спикер общественной платформы Bezzayve, которая поддерживает экоинициативы в разных сферах, в том числе и в образовании.

Экообразование - это понимание взаимосвязи человека с природой и осознание того, какие поступки могут оказаться пагубными для него самого, а какие - сохраняют природу и ресурсы для будущих поколений.

В европейских странах, в отличие от Украины, уже существует устоявшийся запрос общества - формирование экологического сознания с раннего детства, приобретение личного опыта взаимодействия с окружающим миром, который помогает преодолеть потребительские установки по отношению к природе и ее ресурсам. На этот запрос государство реагирует в форме рамочных, программных документов.

В ЕС в 2020 году приняли NewConsumer Agenda - повестку, которая определяет общеевропейскую политику в отношении ответственного производства и потребления. Среди важных вопросов этого документа - вопрос обеспечения доступа к полной информации, которая помогает делать сознательный выбор. Таким образом государственные регуляторы ЕС работают с потребителями, поддерживая их экологическую осведомленность. Именно такого формата взаимодействия государства со своими гражданами не хватает Украине, и подобный программный документ мог бы стать первым шагом на пути к решению проблемы бездумного потребления.

В этом и заключается цель непрерывного экообразования, которое начинается в детстве, но продолжается всю жизнь - сформировать общество ответственного потребления, в котором каждый осознает свою роль и делает все возможное для сохранения планеты для будущих поколений.

Новини партнерів