RU  UA  EN

Четвер, 23 січня
  • НБУ:USD 41.70
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.70
Світ

Только один антироссийский лозунг: участники протестов в Армении о своем "Майдане"

Люди установили круглосуточное дежурство и не собираются расходиться

Люди установили круглосуточное дежурство и не собираются расходиться Протестующие в Армении не намерены идти на уступки правительству, поскольку считают свои требования более, чем справедливыми Фото: Kamo Tovmasyan/facebook.com/kamo.tovmasyan

"Апостроф" пообщался с участниками демонстраций в Ереване. Они подтвердили, что протесты в стране возникли стихийно и не имеют ничего общего с политикой. По их словам, слухи о том, что за проведением "армянского Майдана" стоят американцы, не соответствуют действительности и являются выдумками российской пропаганды, которая везде ищет "руку Вашингтонского обкома". Поэтому, подчеркивают собеседники издания, последние сюжеты российских СМИ о событиях в республике теперь вызывают у людей "истерику от вида российских журналистов". Что касается перспектив развития противостояния, то опрошенные "Апострофом" очевидцы событий ставят их в зависимость от действий властей. Сами же протестующие сдаваться не намерены.

Николай Торосян, журналист издания PanArmenian, освещающий протесты в Ереване:

Сейчас перекрыт проспект Баграмяна (в центре Еревана. — "Апостроф"). Люди удерживают его "закрытым" посменно. Все проходит мирно. Никакой агрессии со стороны активистов или полицейских нет. Силовые противостояния, а точнее разгон протестующих произошел только в первую ночь (на 23 июня. — "Апостроф").

Изначально были какие-то инициативные группы, которые через Facebook и другие соцсети приглашали людей приходить на эти митинги. Первый митинг состоялся еще 27 мая. Тогда собралось очень большое количество людей, которые договорились, что 19 июня они придут снова. Никакого лидера нет. Все происходит абсолютно стихийно, что имеет свои организационные плюсы и минусы. С одной стороны, невозможно забрать из толпы 20 человек и обезглавить этим движение, после чего манифестанты разойдутся. Но с другой — отсутствие лидера создает массу проблем коммуникационного характера. Пару дней назад президент приглашал активистов к себе для проведения переговоров, но они так и не смогли договориться о том, следует ли идти или нет. Людям трудно выстраивать коммуникацию с представителями властей.

Никаких призывов относительно расформирования российских военных баз на территории Армении и тому подобном нет. Политических заявлений тоже нет. Есть люди, которым не нравится Россия, есть такие, кому она нравится. Но антироссийские лозунги не являются требованиями всех людей, которые там стоят. Это лозунги отдельных протестующих.

Это исключительно социальный бунт, и там собрались очень разные люди: как пророссийски так и прозападно настроенные. Там есть националисты, есть анархисты, либералы и так далее. В обычное время они даже здороваться друг с другом не стали бы. Туда идут обычные граждане, которые раньше на подобные мероприятия никогда не ходили. Самое главное требование — отменить повышение тарифов на электроэнергию. У нас за три года тарифы повышаются в третий раз.

Граждане Армении специфически относятся к информации. Тут привыкли смотреть российские телеканалы. Те события, которые происходили и происходят в Украине, в Армении воспринимаются через призму сюжетов "Первого канала". Поэтому для части наших людей слово "Майдан" приобрело негативный оттенок. Сейчас, когда все эти механизмы заработали в их сторону, у армян возник очень четкий когнитивный диссонанс. Присутствует некоторое разочарование по поводу российских СМИ. Поэтому единственный антироссийский лозунг — это пожелание журналистам российских государственных каналов пойти по известному адресу. Возможно вы даже видели фотографию, где журналисты Lifenews стоят на фоне призыва "Россия 24, идите в ж...у". Это даже не столько антироссийская позиция, сколько протест против провластных российских СМИ.

Поскольку нет лидера, прогнозировать развитие событий очень сложно. Но если власть пойдет на компромисс и волевым решением отменит повышение тарифов, люди просто разойдутся по домам. Сначала это все хорошенько отметят, а потом уйдут.

Несколько часов назад (примерно в 13:00 по киевскому времени. — "Апостроф") премьер-министр заявил, что пересмотра тарифов не будет, что это невозможно, но в представлении людей все зависит от воли президента. Он может сделать так, чтобы все вернулось на прежний уровень. Источники в определенных кругах говорят нам, что во власти действительно ведутся переговоры и что есть желание урегулировать ситуацию. Однако понимания того, как это будет происходить, до сих пор нет.

Я не думаю, что люди согласятся на компромисс. Российская компания "ИНТЕР РАО ЕЭС", которая является владельцем "Электрических сетей Армении", предлагала повысить цену на 17 драм (1 гривна составляет примерно 22 драма), что составляет практически 40%. Это при том, что за последние несколько лет у нас электроэнергия подорожала с 30 до 42 драм (согласно распоряжению правительства, с 1 августа текущего года стоимость электричества повысится до 48 драм. — "Апостроф"). Во время всего этого обсуждения, когда они представляли основания для повышения, всплыло такое количество фактов коррупции, что люди оказались оскорблены и возмущены хамским грабежом, который там происходил. Например, они арендовали машину за 1 млн драм. Автомобиль класса "люкс". И это при том, что они не могут заплатить долг в размере $250 млн. Причем они арендовали его у компании, записанной на оффшор. Тем временем ереванский офис этой компании зарегистрирован в том же здании, где находится главный офис "Электрических сетей Армении". Все происходит настолько неприкрыто, что вызвало возмущение у людей, и если бы не возник этот протест, связанный с подорожанием, они (энергетики. — "Апостроф") спокойно продолжали бы там что-то делать. Сейчас этого утаить уже невозможно.

Фото: Kamo Tovmasyan/facebook.com/kamo.tovmasyan

Самвел Мартиросян, медиаэксперт и блогер, участвующий в акции протеста

Все отмечают, что в отличие от акций партийного и политического характера, на митинге очень много молодежи. Кроме того, тут представлены практически все слои населения. Очень сложно сказать, кого нет. Поскольку акция является не политической, а гражданской, то плечом к плечу стоят и анархисты, и социалисты. Вопрос социальной справедливости объединил всех.

Люди произносят лозунги социальной направленности: за справедливость, против коррупции. На таком уровне. Каких-то антироссийских или проевропейских настроений нет.

Стихийность организации митинга в чем-то даже мешала. В первый день, например, когда народ пошел к президентскому дворцу, а полиция остановила людей, некоторые активисты говорили, что нужно вернуться, а вторая — что нужно "брать резиденцию". Это было как раз в ту ночь, когда полиция побила народ. Фактического лидера у митингующих нет. Все организовывается само собой.

Митинг проходит таким образом: ночью там остаются те, кто может, они "дежурят" до вечера, а уже в шесть к ним присоединяются те, кто возвращается с работы. К вечеру количество манифестантов значительно растет.

Если говорить о российских СМИ (которые резко критикуют протесты в Армении. — "Апостроф"), то их работа представляет собой уникальный пример того, как можно испортить отношение к себе. В Армении очень положительное отношение к российским СМИ. Было, по крайней мере. Но когда люди включают телевизор, и там про них говорят, что им платят деньги, что они вооружены ножами и кастетами, у людей постепенно начинается истерика от вида российских журналистов. И это при том, что еще некоторое время назад именно российская пресса являлась для армян окном в мир. Так что тут то, что параноидальная волна российской журналистики начала искать "руку Вашингтонского обкома", вызвало у армян резкую волну негодования. Чтобы так испортить отношение к себе за полдня, нужно иметь профессиональный подход.

О дальнейшем развитии ситуации сказать очень трудно. Во-первых, потому, что нет лидеров, и все это происходит очень спонтанно. В этом есть свои плюсы и минусы: все это может пойти по неконтролируемому сценарию. Но в данной ситуации нужно учитывать два момента. Во-первых, сегодня премьер выступил и сказал, что тарифы не могут быть пересмотрены, для малоимущих введут специальные пакеты и так далее. А во-вторых, президент спокойно уехал в Брюссель, а пресса, близкая к администрации, стала сообщать о том, что решение найдено. Они говорят о слухах, впервые появившихся уже несколько месяцев назад: что электросети купит российский миллиардер Самвел Карапетян, президент и основатель группы компаний "Ташир". Насколько эти слухи близки к реальности, пока непонятно.

Сейчас "Электрическими сетями Армении" владеет российский государственный капитал. Там идет разбазаривание средств бюджета. Народ поднялся не потому, что цены выросли, а потому, что они увидели что там происходит: они, например, покупают цемент в тысячу раз дороже, а потом говорят: "Ой, извините, это была ошибка". Умный и нормальный менеджмент компании сможет изменить ситуацию. Армения — страна, которая экспортирует электричество. Поэтому непонятно, почему у нас электроэнергия должна стоить дороже, чем во всех странах СНГ. Логики в этом нет.

Фото: Kamo Tovmasyan/facebook.com/kamo.tovmasyan

Мария Агисян, украинка, уже год проживающая в Армении по волонтерской международной программе

В последний раз на проспекте Баграмяна я была вчера (в среду. — "Апостроф") вечером. Практически до полуночи там было большое количество демонстрантов. Это время массового скопления активистов, потому что после работы у людей есть время прийти и поддержать протест. Вместе с тем есть манифестанты, которые находятся там постоянно.

После силового разгона количество демонстрантов увеличилось в разы. Эта ситуация похожа с событиями на Майдане. Это протест против обнаглевшей власти и повышения тарифов на электричество.

В основном, все держится на самоорганизации. Среди того количества людей, которое я видела, я не наблюдала флагов политических партий. Ни одного. Тем не менее, я думаю, что это может перерасти в политическую акцию. Экономика экономикой, но это уже связано с политикой. Потому что это связано с действиями властей. Впрочем, пока это только социальный протест, который никем не курируется и у которого нет политического лидера. Все — на энтузиазме людей.

Активисты не собираются идти на уступки. Тут уже вариант "кто кого перестоит, переждет". Люди настроены достаточно серьезно.

Читайте також

Біля ніг Путіна: чому Тбілісі відвертається від Заходу

Через ухвалення закону Грузія ризикує залишитись у цілковитій міжнародній ізоляції

Російська гра престолів: що задумав Путін, змістивши Патрушева та Шойгу

Путін явно хоче, щоб Росія остаточно перейшла на військові рейки

Росія заробляє мільярди на нафті: як перекрити цей "кран"

Захід має посилити санкції проти Росії, щоб позбавити її більшої частини чорних доходів