Пользователи соцсетей бурно обсуждают скандал вокруг обвинения журналиста и основателя Hromadske.tv Романа Скрыпина в "нецелевом расходовании" средств, которые проект получил в качестве пожертвований на дальнейшее развитие.
"Апостроф" собрал самые интересные, по нашему мнению, комментарии.
Подробности истории рассказал журналист Богдан Кутепов: "Это история о том, когда муж втихаря уходит из семьи, а жене и детям постфактум звонит: "Извините, но я ушел от вас, чтобы создать новую семью, поэтому я еще и забрал всю семейную заначку. А вы и так же не бедные". Только это не просто наша семейная заначка, друг. Это те деньги, которые на протяжении двух лет тысячи граждан давали не на самопровозглашенную "Громадскую народную республику", а на телевидение, которому можно доверять, и которое ценит доверие зрителей, руководствуется уставом и правилами. Мы не имеем морального права простить тебе эти деньги, они не наши, они собраны со всего мира на коллектив преданных своему делу "безбашенных" людей".
Журналист Дмитрий Гнап, в свою очередь, отметил другие аспекты скандала: "Романа изначально просили передать домен в пользование организации, передать деньги в общее пользование. В ответ — оскорбления, обвинения в недоверии, угрозы разнести все вдребезги. Мы просто не выносили это наружу. За время его управления проектом интриги и ссоры стали обыденностью. Пока у большинства не лопнуло терпение и не был избран новый председатель — Наталья Гуменюк. Свое поражение на выборах, именно поражение на выборах, а не отстранение, Роман уже пережить не смог. И собрав средства, ушел".
Посоветовала воспользоваться опытом коллег журналистка Кристина Бердинских: "Вспомнила сегодня скандал на канале ТВi и увольнение журналистов. Помните, сколько было эмоций? Тогда журналисты-расследователи много не говорили, а поступили иначе. Они провели собственное расследование о том, что произошло на канале, опубликовали его и ушли. Это было очень круто. В нынешней ситуации на hromadske.tv советую коллегам поступить таким же образом — провести собственное тщательное расследование и показать его в своем эфире, со всеми документами и комментариями. Опередите конкурентов. Это будет честный ответ зрителям".
Отметил негативное влияние и вероятный подрыв доверия к другим проектам журналист Вахтанг Кипиани: "Ситуация с "Громадським" и (якобы) присвоением средств одним лицом опасна тем, что бьет не только по репутации и перспективах того лица (что не факт), а по всем общественным проектам, которые время от времени обращаются за поддержкой к своим читателям или зрителям".
Журналист Денис Бигус подвел итоги скандала: "То, что сделал Скрыпин — репутационное самоубийство. И *** бы с ним. Но он решил самоубиться осколочной гранатой в толпе коллег. И зацепило всех. Я не в том смысле, что кто-то причастен к этой схеме помимо него (очень надеюсь, что это не так). Но по самой идее софинансирования и масштабных распределенных медиа-проектов нанесен огромный удар. Как бы я не изгалялся над текущей ситуацией (ну в ней есть смешные стороны), мне крайне досадно, что это произошло.
Многие блогеры с юмором отнеслись ко сложившейся ситуации.
Блогер, известный под псевдонимом Иван Оберемко прокомментировал скандальное событие: "Заходит Роман Скрыпин в бар, а бармен ему ничего и не говорит, а просто молча начинает прятать бокалы, стаканы, бутылки и кассу за день".
Художник Георгий Сагитов посвятил Скрыпину свой рисунок.
Позже Роман Скрыпин ответил на претензии, заявив, что готов перечислить деньги в любой момент и единственное, что остается под вопросом — на какой счет: "Сегодняшнее заявление наблюдательного совета "Громадського", которое перевело давние и непростые процессы внутри в публичную плоскость, требует ответа с моей стороны. Да, действительно есть ряд вопросов по PayPal, на который собиралась помощь проекту "Громадське". Мы его начинали в то время, когда в стране президентом был Янукович. Диверсификация поступлений для организации и обеспечения безопасности их от внешних воздействий была моей задачей на тот момент. Если бы в один прекрасный день "Громадському" заблокировали счета, то, на всякий случай, был бы задействован ресурс PayPal. Со своей стороны хотел бы сообщить, что сам счет был открыт еще в 2010 году в совершенно легальный способ через регистрацию предприятия в Чешской Республике. Поскольку и тогда, и сейчас PayPal не мог полноценно работать в Украине, нужен был счет за рубежом. Другого, кроме как личного, я предложить не мог. Об этом знали мои коллеги и никто не высказывался против. Мне жаль, что теперь серьезные обвинения в мой адрес раздаются только из-за домыслов и фантазий уважаемых членов наблюдательного совета".
"Относительно запросов об информации всех возможных открытых специальных счетов для сбора средств, то должен сообщить: в течение 2013-2015 годов (срок работы "Громадського") я таких не создавал и не открывал. И совсем уж странным ситуация с доменом hromadske.tv. На чем основывается требование отдать его в пользование организации, если повсюду в мире эти вопросы решаются подписанием договора купли-продажи или аренды. Теперь я точно никому ничего дарить не хочу. А детали можно обсудить. Повторюсь еще и еще: деньги "Громадського", предоставленные зрителями, принадлежат только "Громадському", — отмечает Скрыпин.