RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Бізнес

Прозрачность лотерейной индустрии: как защитить игрока и наполнить бюджет

Международный эксперт рассказал о тонкостях настройки этого вида бизнеса за рубежом

Международный эксперт рассказал о тонкостях настройки этого вида бизнеса за рубежом Сергей Коровин

Украинская лотерейная индустрия почти три года переживает системный кризис. Парализована деятельность наиболее значимых операторов рынка, а его объемы сократились более чем в 10 раз. В то же время со стороны государственных институтов, призванных обеспечивать регулирование лотерейной деятельности, наблюдается полное непонимание основных базовых принципов работы отрасли. В интервью "Апострофу" эксперт в области лотерей с опытом работы в индустрии с 1994 года, CEO эстонской компании "SK Management OÜ" (управленческие технологии в лотерейной индустрии) СЕРГЕЙ КОРОВИН рассказал, как Украина может использовать зарубежный опыт для наведения порядка на лотерейном рынке. По его словам, за успехом лотерейщиков всегда стоят высокий профессионализм, тонкая и прозрачная настройка регуляторной среды и ответственный подход всех участников процесса - государства, операторов и игроков.

- Сергей, какая, на ваш взгляд, наиболее эффективная модель работы лотерейного рынка: монополия одной компании, допуск на рынок всех желающих либо работа ограниченного количества операторов?

- Сразу отвечаю "нет" относительно допуска на рынок лотерей всех желающих. Причина очень проста – процесс контроля над лотереями непрост и кропотлив. А игрокам практически невозможно определить, с кем они имеют дело - с однодневкой или солидной лотереей. Игнорирование этого обстоятельства приводит к устойчивому убеждению в обществе, что лотерея - это всегда обман.

Все остальные модели довольно успешно функционируют в разных странах. На выбор этих моделей влияют несколько факторов. Во-первых, во многих странах еще десятилетия назад исторически сложилась монополия. Государство научилось управлять этими монополиями (не только лотерейными) и не давать доминировать над другими участниками рынка развлечений. Это, в частности, страны Северной Европы (Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания), а также Франция, Великобритания, Австрия, Венгрия, Польша.

В то же время в других странах сложились очень успешные лотереи в условиях ограниченной конкуренции. Это Испания (SELAE и ONCE), Италия (Lottomatica и Sisal), Греция (OPAP и Hellenic Lotteries), Чехия (Sazka и Fortuna), Нидерланды (De Lotte и Det Danske Klassenlotteri). Германия в этом ряду стоит особняком - там нет единой федеральной лотереи вообще. Каждая земля формально проводит свои лотереи, но при этом они распространяются на всю страну, таким образом, конкурируя между собой.

Кстати, даже в СССР, к опыту которого обращаются многие сторонники монополий, по факту монополии не было. Можно даже коротко перечислить: "Спортлото", ДОСААФ, "Культурная лотерея", "Книжная", "Денежно-вещевая".

Что касается Украины, где исторически сложились условия для нескольких лицензированных государством операторов лотерей, то я бы проголосовал за сохранение существующей системы. При ее изменении слишком много придётся ломать, слишком много людей пострадает, слишком много средств потеряет государство в период, пока новая монополия встанет на ноги. Тем более не факт, что монополия будет успешной, поэтому инвестиции, жизненно необходимые в других отраслях экономики страны, пропадут зря.

- Кто может получить лицензию, и какие требования выдвигают к операторам в Европе?

- Появление новых лотерейных лицензий на европейском рынке очень редкое событие. Последняя была выдана в 1994 году в Великобритании, где до этого национальной лотереи не было вообще. Если же говорить об обновлении лицензий, когда истекает срок старой и идёт процесс ее продления, то это случается гораздо чаще. В некоторых случаях регулятор (государство) приглашает любых других операторов для участия в конкурсе, либо это происходит в ходе диалога между регулятором и действующими операторами, но с обязательными условиями выполнения лицензионных требований.

Требований к оператору, перечисленных в лицензионных условиях, очень много (в некоторых случаях это несколько томов документов). Но есть несколько основных моментов.

Во-первых, юридические, где упор делается на возможность проверить регулятором любую информацию, предоставленную соискателем лицензии. В свою очередь, государство берёт на себя обязательства по стабильности регулятивного и налогового законодательства и прописывает чёткие процедуры принятия любых изменений в будущем.

Во-вторых, финансовые, где стороны берут на себя определённые обязательства. К ним относится размер специального лотерейного налога или обязательства перед благотворительным (или государственным) фондом, обычно выраженный в процентах от валового игрового дохода (продажи минус выплаты выигрышей игрокам). В случае государственных монополий применяется принцип, когда изымается вся прибыль лотереи.

Кстати, в большинстве европейских стран регуляторы считают, что излишняя финансовая нагрузка в самом начале действия лицензии может отрицательно сказаться на популяризации лотерейных игр или даже на финансовой стабильности лотерей, что еще хуже. Поэтому принцип "лицензия в обмен на деньги вперёд" работает в редчайших случаях.

В-третьих, маркетинговые, где прописываются разрешенные или запрещенные игры, а также внедрение новых или изменение старых, методика и обязательства по их продвижению. Здесь же обычно перечислены минимальные требования по доступности лотерей (количество точек продаж на 10000 жителей, минимальные каналы продаж).

Кроме того, к операторам выдвигаются минимальные требования по безопасности проведения лотерей и защите интересов игроков (защита каналов передачи данных, обязательная сертификация оборудования в национальных или международных органах), гарантирующие надежность системы в целом.

- На чем базируются взаимоотношения государства и лотерейных компаний?

- Один из базовых принципов лотерейной индустрии - ее прозрачность. Игнорирование этого принципа приводит к проблемам. Под прозрачностью я понимаю открытость действий оператора лотереи перед игроками и государством. А также открытость действий государства по отношению к операторам.

В странах Европы обычно действует следующий алгоритм взаимодействия госорганов и операторов лотерей. Регулятор (Минфин) предварительно публикует основные требования к лицензиатам. В ходе последующего диалога вырабатываются уточненные лицензионные требования.

Возможный налоговый режим также вырабатывается совместно с индустрией, но с учетом интересов общества в целом и игроков, в частности.

Все процессы в лотереях автоматизируются с целью возможности контроля за продажами и выплатами выигрышей в реальном режиме времени (т.е. каждая покупка и/или выплата выигрышей может быть отслежена прямо в момент совершения этой транзакции). По результатам каждого дня идёт сверка всех контрольных цифр, и в случае любого несовпадения происходит процесс верификации и определения причин такого расхождения.

В Северной Европе, например, проверочные серверы Министерства внутренних дел (или налоговой службы) установлены непосредственно в помещениях, где проводятся лотереи и к которым не имеют доступа представители лотерейных компаний. А в Италии государственный регулятор игорной индустрии AAMS (Amministrazione Autonoma dei Monopoli di Stato) требует, чтобы каждый лицензиат был подключен к его компьютерному центру, без подтверждения которого ни один лотерейный розыгрыш, ни одна ставка букмекера, ни одно действие игорного аппарата, ни один "клик" на игорном интернет-сайте не может быть сделан. Сразу должен сказать, что это наиболее дорогое требование, с точки зрения обслуживания, но на фоне миллиардов евро налоговых поступлений итальянское правительство может себе это позволить.

Ну и немаловажно, что лотерейные регулирующие и контролирующие национальные органы обязательно участвуют в работе международных ассоциаций для получения опыта и понимания трендов развития лотерей.

- Как в странах Европы используют налоговые поступления от лотерейной деятельности?

- В случае государственных лотерей деньги от них идут в бюджет, но при этом прописаны чёткие критерии их расходования. Например, Totalizator Sportowy национальной лотереи Польши перечисляет средства на спорт и культуру. В 2014 году это составило около 184 миллионов евро.

Вторая по значимости лотерея Испании ONCE – это оператор лотереи для помощи слабовидящим людям, в котором до сих пор сохранились продавцы-слабовидящие. Она была создана после гражданской войны в конце 30 годов прошлого века, когда слепота в результате ранений вывела из нормальной жизни тысячи людей. На цели по интеграции слабовидящих в полноценную общественную жизнь ONCE выделила в 2014 финансовом году 685 миллионов евро(!!!). За этот же период основная государственная лотерея SELAE заработала в бюджет 1,3 миллиарда евро.

В маленькой Эстонии, государственная лотерея Eesti Loto которой в 1991 году начинала работать на "останках" советского "Спортлото", в 2014 году перечислила государству почти 16 миллионов евро (из них более 4 миллионов на культуру, по 1 миллиону на спорт, образование и социальные проекты), что очень неплохо для страны, где живет 1,3 миллиона жителей.

В некоторых странах отчисления от лотерей поступают в специальные фонды, которые независимы от лотерей, и они уже, в свою очередь, распределят эти средства. Например, в Эстонии основной получатель - это Фонд Культуры (сюда стекается часть денег от всех видов игорной деятельности), а в Великобритании - это Лотерейный фонд, в который могут обратиться любые муниципальные или общественные организации с просьбой предоставить им средства на определенные нужды (например, строительство детской площадки или съёмку фильма).

В Европе считают, что отчисления от лотереи должны использоваться на конкретные цели, обычно на те, на которые у государства всегда не хватает средств. Традиционно это спорт, образование или культура.

- Как в Европе борются с игровой зависимостью? И что означает понятие "стандарты ответственной игры"?

- Стандарты ответственной игры (European Lottery Association Responsible Gaming Standards) возникли как развитие базового принципа защиты игрока в целом. Раньше эти требования касались в основном гарантирования получения выигрыша при соблюдении игроком всех правил и охраны персональных данных игрока. Позднее, когда доходность лотерейных игр вышла уже на уровень сотен евро на жителя в год (в Финляндии эта цифра составляет 400 евро), конечно же, встал вопрос о дополнительной защите интересов игрока от слишком больших трат, а в некоторых случаях - и от игровой зависимости.

Операторов обязывают не использовать особо агрессивные методики продвижения лотерейных игр, а также ограничивают места расположения точек продаж. Агенты по продажам лотерей проходят специальное обучение, направленное на контроль за поведением игрока. А при использовании удаленных каналов продаж лотерей (Интернет и мобильные) вводится идентификация игроков, позволяющая вносить как добровольные, так и обязательные ограничения по размерам потраченных средств.

- Европе, получается, удалось определить положение лотереи в обществе?

- Это положение зависит от постоянного труда всех участников процесса – государства, лотерейных компаний и игроков. Отношения между этими тремя составляющими всегда должны быть равноправными и прозрачными, иначе, если одна из сторон начинает доминировать или юлить, треугольник "схлопывается", и теряют все.

Версія для друку
Знайшли помилку - видiлiть та натиснiть Ctrl+Enter
Розділ: Бізнес

Читайте також