RU  UA

Пʼятниця, 29 березня
  • НБУ:USD 38.90
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.90

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

«Сегодня пока больно, а завтра это может уже убить»

Бизнес просит Нацбанк пересмотреть ограничения на проведение расчетов в валюте

Бизнес просит Нацбанк пересмотреть ограничения на проведение расчетов в валюте Бизнес ожидает от НБУ остановки валютных ограничений Фото: Владислав Содель

Более месяца действует в Украине постановление Нацбанка №591, реализация норм которого была направлена на стабилизацию ситуации на валютном рынке. Бизнес уже получил первые результаты от действия ограничений, в частности, от запрета на проведение расчетов в иностранной валюте по импортным операциям без ввоза товаров. Попытка блокировать отток валюты из страны привела к потере выручки украинскими предприятиями, невозможности оплаты услуг, срыву контрактов и поставок сырья и, как следствие, к ухудшению инвестиционного климата. Бизнес просит в течение недели пересмотреть нормы постановления, в противном случае ряд компаний обратятся в суды.

Бизнес просит Нацбанк в течение недели отменить или пересмотреть нормы постановления №591 о запрете проведения ряда операций в иностранной валюте. По словам заместителя главы совета Федерации работодателей Украины Дмитрия Олейника, цель, поставленная первоначально,‒ активизация внешнеэкономической деятельности и снятие напряжения на валютном рынке ‒ за более чем месяц действия так и не была достигнута. Наоборот, документ спровоцировал возврат страны в 1990-е годы, когда наличный рынок валюты был в тени. «Впервые за годы независимости, есть все признаки того, что и безналичный рынок становится “черным”,‒ добавляет господин Олейник.‒ Банки, ссылаясь на НБУ, используют данное постановление с целью коррупционной наживы». Напомним, 22 сентября вступило в силу действие постановления №591, нормы которого, в частности, предусматривают запрет на расчеты по импортным операциям без ввоза товаров на таможенную территорию Украины. Кроме того, запрещено осуществление платежей по импортным договорам, согласно которым продукция была ввезена в страну и прошла оформление на основании ввозной таможенной декларации, если дата оформления превышает 180 дней.

Господин Олейник отмечает, что запрет на оплату бестоварных операций ставит под вопрос возможность осуществления предоплаты, в том числе по долгосрочным контрактам, а также проведение расчетов за предоставление услуг, предшествующим импортным и экспортным договорам. «Впервые мы столкнулись с тем, что не можем рассчитаться за предоставленные услуги,‒ рассказывает генеральный директор «СКФ-Украина» Владимир Цибульский.‒ Нам преоставляют семь видов услуг ‒ пусконаладка и ремонт оборудования, маркетинговые услуги за пределами Украины, развитие и обучение персонала. Из всего этого перечня мы можем оплачивать только транспортные услуги». Кроме того, в результате действия норм ограничен фармацевтический экспорт. Как поясняет генеральный директор «Лекхим» Татьяна Печаева, экспорт продукции разрешен только при условии их предварительной регистрации на территории, куда планируется ввозить лекарственную продукцию. Условием такой регистрации является проведение исследований, для чего украинский производитель обязан заключать платные договора с профильными иностранными компаниями. «Рынки, которые мы с большим трудом завоевывали, могут быть потеряны. Наша продукция экспортируется в Иран, Ирак, Вьетнам, страны ЕС и СНГ,‒ возмущена госпожа Печаева.‒ Регистрация препаратов может длиться от года до пяти лет. Месяц мы уже потеряли. И все это рушится благодаря действию постановления». Объем ежегодных расходов на регистрацию/перерегистрацию, по ее словам, обходится фармацевтам в $1-1,5 млн, экспорт, который Украина может потерять, составляет около $300 млн. «Сегодня подписаны контракты на регистрацию/перерегистрацию в 11 странах мира. Уже за этот месяц нами нарушены условия договоров в Болгарии и Узбекистане. В других договорах прописаны требования по авансовым платежам»,‒ добавляет советник главы правления компании «Биофарм» Леся Брицкая.

Не меньше проблем, по словам производителей, приносит и второе указанное ограничение. Действие нормы запрещает проведение конечных расчетов за импортные поставки производственных линий, оборудования необходимого для модернизации предприятий. По словам замглавы набсовета Черкасского шелкового комбината Бориса Тимонова, его предприятие столкнулось с проблемой поставок сырья. «Так сложилось ‒ исторически и климатически ‒ что Украина не выращивает хлопок, он у нас не растет, а также не производит синтетическую нить. Только на заказ, изготовление, транспортировку уходит три месяца, а пока мы получим прибыль от производства ‒ проходит полгода,‒ отмечает господин Тимонов.‒ И сделать ничего нельзя, а ведь мы производим камуфляжную ткань для Минобороны, Нацгвардии. Сроки поставок могут быть сорваны, но особенно обидно слышать от наших чиновников, что мы не единственные, что в таком случае они будут закупать в Китае». Ограничения повлияли и нефтетрейдеров, на рынок международных автомобильных перевозок.

По словам Дмитрия Олейника, проблемы с зарегулированностью рынка ведут к ухудшению инвестклимата в стране и ставят под сомнение необходимость инвестирования в Украину. «Если сегодня еще пока больно, то завтра это уже может убить»,‒ говорит он. «Иностранные компании, которые здесь еще работают, не понимают такого подхода и не хотят мириться с этим, поэтому просто будут закрывать здесь производства»,‒ добавляет Владимир Цибульский. Бизнес подсчитал, что в целом экономика потеряет $4,5 млрд, поэтому компании предупреждают, что игнорирование обращений предприятий в Нацбанк может закончится судебными исками. По мнению ФРУ, нарушение Хозяйственного кодекса здесь налицо, поскольку законодательство предусматривает использование предприятиями принадлежащей им части валютной выручки по своему усмотрению. Кроме того, в кодексе прописана норма о свободном распоряжении прибылью, которая остается после налогообложения. На запрос А' в Нацбанке также не ответили.

По словам исполнительного директора Европейской бизнес ассоциации Анны Деревянко, проблема для членов ЕБА хоть и актуальна, однако бизнес не собирается выводить инвестиции из Украины. «Инвесторы планируют оставаться, так как считают, что Украина ‒ перспективная страна, однако бизнесу нужна предсказуемость политики,‒ говорит госпожа Деревянко.‒ Наши компании понимают, что Нацбанку приходится лавировать, так как никто никогда не работал в условиях военных действий, и регулятор находится в сложной ситуации ‒ он понимает, что делает плохо. По сути, это является ограничением операционной деятельности предприятий. Могут быть сорваны поставки, как, например, это происходит у фармацевтов. А если экспортер не осуществляет операций, то это уже влияет на приток валютной выручки в страну». Анна Деревянко добавляет, что НБУ обещал пересмотреть нормы постановления №591 и «это ожидается со дня на день». Напомним, что еще 23 октября глава НБУ Валерия Гонтарева анонсировала отмену валютных ограничений, которые вызвали много критики.

Следует отметить, что не весь бизнес сталкивается с проблемами. Как рассказал первый вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Сергей Прохоров, жалобы от бизнеса поступают, например, касательно невозможности купить валюту «сегодня на завтра», однако отношения с партнерами остаются стабильными, особенно у предприятий, которые давно работают на рынке. «Предоплату если и требуют, то в редких случаях. Все понимают сложную ситуацию. Проблему могут возникать у нового бизнеса»,‒ говорит господин Прохоров.

Читайте також

Дефолт як подарунок Путіну: чи виживе Росія як держава

РФ очікує кризу, яку можна буде порівнювати з економічною катастрофою часів розпаду СРСР

Механізми для залучення грошей не сподобаються українцям, але без цього ми не переможемо - економіст Олег Пендзин

Економіст Олег Пендзин розповідає, де держава може взяти кошти на новий мобресурс 450-500 тисяч осіб

Штучний інтелект проти російських вуглеводнів: за ким майбутнє

Успіх компанії Nvidia вкотре показав, що майбутнє за високими технологіями, а сировинні економіки як Росія залишаються у минулому