RU  UA

Пʼятниця, 15 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00

Правительство расширяет контроль над бизнесом

Кабмин доработал законопроект о трансфертном ценообразовании

Кабмин доработал законопроект о трансфертном ценообразовании Министерство финансов готовит бизнесу новые правила игры Фото: Владислав Содель

После принятия в среду на заседании правительства законопроекта о трансфертном ценообразовании Кабинет министров продолжает его дорабатывать в секретном режиме. Новые и, по словам премьер-министра Арсения Яценюка, усовершенствованные правила должны вступить в силу в текущем году. Бизнесу стоит готовиться к тому, что количество и объем контролируемых операций будут увеличены. Под пристальное внимание налоговиков могут попасть операции связанных одним контрагентом лиц в размере более 1 млн грн. Кроме того, планируется пересмотреть объем штрафов, полномочия контролирующих органов и сроки проверок. По мнению экспертов и бизнеса, предложенный вариант, скорее, носит фискальный характер, а депутаты уже заявили, что в таком виде не готовы поддержать инициативу правительства.

В распоряжении А' оказался законопроект с изменениями в Налоговый кодекс, предусматривающий усовершенствование контроля за трансфертным ценообразованием (ТЦО). Еще в среду на своем заседании его утвердило правительство, однако до сих пор не передало его в Верховную раду, дорабатывая документ. Министерство финансов еще с мая начало разработку норм и до октября к процессу были допущены даже эксперты и бизнес. Однако в последние несколько месяцев, как отмечают аналитики, Минфин совместно с МВФ и Всемирным банком (ВБ) «в кулуарном режиме» дорабатывали текст изменений. Напомним, нормы о ТЦО вступили в силу с 1 сентября 2013 года по инициативе правительства Николая Азарова. Суть механизма ТЦО заключается в том, что Государственная фискальная служба (ГФС) будет контролировать операции между связанными лицами внутри группы компаний и внешнеэкономические сделки.

Согласно законопроекту, будут изучаться все операции с контрагентами объемом более 1 млн грн (без учета НДС), или общий объем дохода плательщика и его связанных лиц должен превышать 20 млн грн. Сейчас законодательство предусматривает контроль над операциями с контрагентами объемом свыше 50 млн грн в год. Отметим, что до 1 октября текущего года плательщики уже подали свои отчеты в ГФС, ориентируясь именно на этот объем. По словам главы направления по ТЦО в аудиторской компании Deloitte Александра Черинько, эта норма оказалась в законопроекте сугубо под давлением ВБ. «Они считают, что лимита быть не должно, так как это создает возможности для ухода от соблюдения правил путем дробления операций,– поясняет он.– В то же время при такой редакции есть риск для бизнеса в том, что ГФС может запросить документацию по всем, даже сравнительно небольшим по объему операциям».

По словам господина Черинько, исходя из сложившейся в 2014 году практике, пока что в ГФС по результатам подачи отчетности запрашивают у бизнеса дополнительную информацию по операциям, значительно превышающим нынешний уровень в 50 млн грн. «ТЦО теперь войдет в дом каждого предприятия,– добавляет глава комитета предпринимателей по налоговым вопросам Торгово-промышленной палаты Дмитрий Михайленко.– Если по нынешнему законодательству под ТЦО попадали 40% предприятий, то по новой версии – практически весь бизнес, который есть». Исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко также считает, что снижение объема ужесточит правила ведения бизнеса и увеличит затраты предприятий на подготовку необходимой для контроля документации.

Кроме того, в правительстве решили расширить и перечень операций, которые будут попадать под контроль налоговиков. В частности, для начисления налога на прибыль – хозоперации по продаже товаров через комиссионеров-нерезидентов, через резидентов, имеющих постоянные иностранные представительства за границей, а также через государства, которые не раскрывают в публичном доступе информацию о структуре собственности юрлиц.

«Норма с комиссионерами – фискальная, и изначально говорили о необходимости ее включения в закон,– считает глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз.– Например, я осуществляю операцию с комиссионером не из офшора, вроде бы мы не связанные лица, но теперь придется доказывать, что операция не через офшор. То есть, правительство дает понять, что будет контролировать всех». Эксперты также отмечают, что достаточно нечетко прописан критерий контролируемости для начисления НДС. В частности, речь идет об операциях с резидентами, которые применяют сниженную ставку НДС. «Пониженная ставка – это ноль или 7% (применяется для лекарственных препаратов.– А')»,– недоумевает господин Михайленко.

Предложения Минфина также направлены на расширение полномочий ГФС. Контролирующие органы могут получить право обратиться в суд для признания лиц связанными на основании фактов и обстоятельств, когда одно лицо осуществляет контроль над бизнес-решениями другого юрлица. Сейчас в кодексе прописано 10 возможностей обращения в суды налоговиками. Также ГФС может получить возможность увеличить сроки проверок. Если сейчас проверять можно в течение полугода с правом продления еще на такой же срок, то законопроект предусматривает увеличение сроков до 18 месяцев и 12 месяцев соответственно. Дмитрий Михайленко считает, что незачем менять эту норму, если проверки по поданным отчетам еще не начаты.

Не совсем ясно, насколько продление срока проверок до 18 месяцев необходимо налоговым органам для качественного исполнения ТЦО-контроля, добавляет Александр Черинько, тогда как такой существенный срок создаст риск того, что бизнес будет обременен постоянными проверками. Может быть пересмотрен и уровень штрафов. Помимо применения санкций к бизнесу в размере 100 размеров МЗ (сейчас – 121,8 тыс. грн) за неподачу отчета, могут быть применены еще и 1% от суммы операций, не задекларированных в отчете (но не более 100 размеров МЗ), и 3% от операций, по которым не подана документация. «И это все называется либерализация законодательства... Министерство хочет любыми путями получить деньги в бюджет, и это движение в неправильную сторону. Бизнес будет уходить в тень,– говорит Анна Деревянко.– Это все можно делать, когда система отлаженно работает и все знают правила, когда отсутствует коррупция и работает судебная система, где можно защитить свои права». «Важно, чтобы эта норма не привела к тому, что налоговики будут рассчитывать, что получат эффект от штрафов больше, чем от самого применения ТЦО-анализа,– добавляет господин Черинько.– Хотя логика в том, что штраф за неподачу документации больше, чем за неподачу отчета о неконтролируемых операциях».

Впрочем, есть и положительные нормы. По словам руководителя департамента налогового планирования Group DF Владимира Диденко, можно считать позитивным то, что «официальные источники информации», как категория, отменены. Таким образом, для целей определения справедливой цены могут использоваться любые источники информации, и при этом проверяющие должны будут это учитывать.

Однако в целом эксперты считают, что законопроект в меньшей степени учитывает интересы бизнеса. Изначально к нормам по ТЦО было больше вопросов, чем ответов. Частично правительство на них ответило в законопроекте, отмечает Дмитрий Михайленко, как например, с источниками получения информации. Но в общем весь закон оказался переписанным полностью, в частности, изменены определения связанных лиц, предусмотрена необходимость описания всех связанных лиц в документации, остались в законопроекте временно действующие нормы для ряда отраслей. «Многие называют эту норму льготной, но она таковой не является, и бизнес просил ее убрать, так как она сужает инструмент определения цены в пользу контролирующих органов,– поясняет господин Черинько.– На ее сохранении настаивали налоговые органы и Минфин, под давлением которых она и осталась в законопроекте».

Александр Черинько добавляет, что бизнес при доработке законопроекта хотел прозрачных и четких правил, так как некоторые нормы были завуалированы. В то же время МВФ и ВБ хотели максимально приблизить их к положениям ОЭСР, а они недостаточно четкие для украинских реалий: «То, что проходит в Германии, Великобритании, не всегда приемлемо у нас». Госпожа Деревянко уверена, что бизнес не поддержит такой законопроект.

В то же время премьер-министр Арсений Яценюк настаивает, что законопроект должен вступить в силу уже в этом году. «Прошу весь бизнес приготовиться к честной и открытой налоговой отчетности за 2015 год по налогу на прибыль,– заявлял он.– Сколько не было бы в цепочке офшорных компаний, есть биржевая цена товара, и Украина будет получать свои налоги не по заниженной, а по реальной цене». Бизнес отмечает, что биржевых товаров на самом деле не много – до 5, например, нефть, зерно. Однако законопроект предусматривает, что перечень товарных бирж для каждой группы товара будет определять Кабмин. Это чревато тем, что небольшая по обороту биржа будет определять цену, которая может быть не совсем справедливой, опасается один их представителей бизнеса, подпадающий под действие норм ТЦО.

Депутаты, в свою очередь, не готовы поддерживать то, что будет вредить интересам бизнеса. «Любая дополнительная нагрузка не будет принята»,– заявил член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Михаил Кобцев («Блок Петра Порошенко»).

Его коллега по комитету Александр Кирш («Народный фронт») добавляет, что через комитет ужесточающие работу бизнеса нормы однозначно не пройдут. «Мы их завалим в комитете, я знаю настроения депутатов. Но как будет дальше, не знаю, ведь от комитета окончательное решение не зависит, мы, например, завернули норму о внедрению НДС-счетов, но ее опять подают в Налоговом кодексе»,– говорит господин Кирш.

Читайте також

Дональд Трамп знову стане президентом США: як це позначиться на світовій економіці

Другий президентський термін Дональда Трампа ознаменується торговими війнами, турбулентністю та зниженням цін на нафту

В Росії не можуть зупинити інфляцію: чи чекати на кризу в 2025 році

Росія найближчим часом може увійти у стагфляцію, є ризик настання повноцінної економічної кризи