RU  UA

Понеділок, 25 листопада
  • НБУ:USD 41.10
  • НБУ:EUR 43.00
НБУ:USD  41.10

​Искусственный дефицит: почему чиновники игнорируют сверхприбыльный лотерейный бизнес

Существующий законопроект о лотереях вызывает много вопросов

Существующий законопроект о лотереях вызывает много вопросов

Украина – богатая страна, настолько богатая, что дополнительные деньги ей совсем не нужны – ни на повышение зарплат, ни на социальную сферу, культуру, науку, спорт... Похоже, именно так рассуждают чиновники в правительстве, отказываясь выполнять положенную им работу по разработке нормативных документов в сфере лотерей и преднамеренно лишая бюджет дополнительных налоговых поступлений.

Бюджет на 2017 год принят, его доходная часть составит 721 млрд гривен. Представляя проект главного финансового документа страны еще три месяца назад с немалой помпой, премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что объем бюджета будет увеличен почти на 17 процентов по сравнению с текущим годом. Он также пообещал, что это не будет "бюджет проедания", а заложенных денег хватит на стимулирование экономического развития страны.

Премьер, мягко говоря, лукавил. Действительно, в гривневом выражении бюджет увеличился. Но стоит пересчитать на доллары – и картинка становится печальной. Так, в предшествующем кризису 2013 году доходная часть бюджета Украины составляла $44 млрд, в то время как на 2017 в переводе на доллары запланировано всего около $26,5 млрд. Этих денег (переводи их в гривны, не переводи) катастрофически не хватает на самое необходимое, поэтому нынешний бюджет уже традиционно дефицитный: на 2017 год предусмотрен дефицит 77,5 млрд грн. Любому специалисту, да и обывателю понятно, что реальный дефицит гораздо больше (максимальную планку в 3% ВВП выставили нам МВФ и другие финансовые доноры), как гораздо больше заложенных 790 млрд грн доходов будут и настоящие запросы - слишком многие сферы в Украине остаются необеспеченными.

Чтобы наскрести денег на финансирование самых необходимых статей, Кабмину приходится параллельно экономить, где только можно. При этом на словах правительство заявляет об увеличении социалки, но на деле отказывается от ряда социальных программ, отменяет льготы, повышает тарифы, акцизы и идет на другие непопулярные шаги. Например, перекладывает под соусом децентрализации расходы на финансирование образования, выплату льгот на проезд, коммунальные расходы медицины - на местные бюджеты, где с деньгами перманентная проблема. В то же время в цивилизованных странах принят совершенно иной подход – не уменьшать расходы, а увеличивать доходы, используя эффективные экономические рычаги.

Мимо денег

На самом деле в Украине хватает механизмов и для увеличения поступлений в бюджет, и для оптимизации его расходной части. Проблема в том, что многими из них украинская власть просто не пользуется, то ли из-за непрофессионализма чиновников-исполнителей, то ли из-за их халатности. Возьмем, например, финансовую сферу и конкретно ситуацию с национализацией ПриватБанка. Ведь понятно же, что кризис с Приватом, свидетелями которого стали украинцы, за день не возник – проблемы копились годами. Спрашивается, что в это время делали Нацбанк и Министерство финансов? Молча наблюдали? В результате банк приходится спасать за счет миллиардных государственных средств, которым можно было бы найти гораздо лучшее применение в бюджете. Или сфера инвестиций и предпринимательства. Здесь, кажется, государство не только не помогает, а наоборот – всеми силами стремится помешать. Ну, скажите, кто захочет вкладывать деньги в страну, где к предпринимателям относятся так, как к французскому виноделу Кристофу Лакарену, которого, с одной стороны, украинские власти буквально задавили налоговыми проверками, а с другой - при их попустительстве его виноградники просто физически уничтожаются? Подобных ситуаций, когда государство игнорирует интересы предпринимателей, а то и сознательно им мешает, тысячи. В результате проекты, которые могли бы приносить ощутимую прибыль государству в виде налоговых поступлений в бюджет, находятся на грани выживания. Яркий пример – лотерейный рынок, который в Украине сегодня планомерно уничтожается.

Во многих странах проведение лотерей является сверхэффективным средством наполнения бюджета. Так, по данным североамериканской ассоциации NASPL, в Северной Америке (США и Канада) в 2015 году было продано лотерей на более чем $75 млрд долларов. Значительная часть этой суммы – десятки миллиардов долларов - в результате пополнила федеральный и местные бюджеты в виде налогов. Кроме того, с помощью прибыли от лотерей в Северной Америке финансируется целый ряд социальных, образовательных, культурных и спортивных программ, на это также тратятся миллиарды долларов. Не отстают от Америки и европейцы. Согласно данным ассоциации The European Lotteries, только ее участники перечислили обществу - на различные социальные и культурные проекты, науку, спорт - более 21 млрд евро. Как видим, это суммы такого же порядка, что и весь бюджет нашей страны. И хотя Украина, конечно, не Америка, но и у нас лотерейный рынок еще несколько лет назад приносил в бюджет ощутимые средства. Сегодня ситуация кардинально изменилась – поступления в бюджет упали в разы.

Еще в 2014 году лотерейный рынок работал, как часы. Отчисления в бюджет увеличивались, ассортимент лотерей расширялся и все – и игроки, и государство и операторы - были довольны. Но вот уже почти три года рынок катится вниз по наклонной. Если в 2014 году общий его оборот превышал 12 млрд гривен, а отчисления операторов в бюджет исчислялись сотнями миллионов, то сейчас объем рынка уменьшился в 10 раз, соответственно, бюджет этих сотен миллионов гривен не досчитается.

В чем же причина? Чтобы лотерейная индустрия функционировала предсказуемо и прозрачно, а операторы стабильно перечисляли средства в бюджет, свою работу должны были сделать государственные чиновники.

Минфин оправдывается, что, мол, все эти годы не готовит подзаконные акты, потому что разрабатывает новый проект закона, призванный по-новому урегулировать ситуацию на рынке азартных игр. Частью такого закона должны также стать условия действия работы лотерейных операторов. Это выглядит странно, потому что действующий украинский закон о лотереях признан специалистами одним из самых продвинутых в Европе. Пока же все новые законопроекты, подготовленные специалистами ведомства, оставляют желать лучшего. Профильный комитет Верховной рады бракует их один за другим в связи со значительными коррупционными рисками. Последний из подобных проектов получил негативную оценку комитета в октябре 2016 года. A тем временем новые лицензии операторам не выдаются.

Упорное молчание Минфина и его причины

Чтобы узнать, собирается ли министерство править свой коррупционный законопроект, на какой стадии подготовка лицензионных условий для операторов и какой объем поступлений от деятельности лотерей в Украине запланирован в бюджете 2017 года, редакция еще в конце ноября отправила в Минфин соответствующий запрос. На момент публикации статьи (а прошел уже месяц с даты отправки запроса) "Апостроф" ответа так и не получил, хотя по закону на это отводится 5 рабочих дней. В ведомстве кормят обещаниями отписаться со дня на день. А ведь за этот месяц, наверное, можно было бы подготовить не то что ответ, а даже проект нового закона. Или как минимум новые лицензионные условия (по словам эксперта лотерейного рынка Сергея Коровина – на это и нужно всего-то недели две). Складывается впечатление, что Минфин почему-то очень не хочет проливать свет на эту сферу своей деятельности.

"Правительство несерьезно относится к своей задаче написать хороший закон. Это уже не первый правительственный законопроект, который мы признаем коррупциогенным. Но мы видим, что все те же ошибки копируются из закона в закон. В результате все дело заваливается. Основная его (законопроекта) проблема – в нем нет четких правил, может государство требовать, что не может. Написано - "другие полномочия", "по собственному усмотрению", "по дополнительным признакам". Это все делает чиновников "всемогущими", и они могут доить, обворовывать, требовать взятки с любого", - прокомментировал ситуацию программе "Игра интересов" председатель комитета ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Егор Соболев.

Похожее мнение журналистам высказала и эксперт лотерейного рынка, юрист Зоряна Топорецкая. "По новому проекту Минфина, который зарегистрирован в Верховной раде, лицензия выдается на основании конкурса не более чем двум субъектам. А условия проведения конкурса и критерии определения победителей - опять же определяются Минфином. То есть в (предлагаемом) законе эти критерии не определены. Поэтому есть риск, что Минфин в своих подзаконных актах может прописать эти условия под конкретных операторов или под конкретных субъектов", - отмечает Топорецкая.

Народный депутат Борислав Береза уверен, что Минфин неспроста пытается протолкнуть этот конкретный проект закона. "Законопроекты Кабмина зачастую отстаивают интересы каких-то бизнес-групп, а не государства. Надо задаться более глубоким вопросом: кто стоит за созданием этих законопроектов?" - считает нардеп. Впрочем, ответ на этот вопрос можно дать после того, как просто проанализировать, кто получает преференции после принятия закона в том виде, в котором он предлагается Минфином. Кроме того, важно понимать, кто вообще может претендовать на участие в "торгах".

"Законопроект 2016 года содержит следующий пункт: что в лицензионных условиях, которые должны быть разработаны Министерством финансов к этому законопроекту, должны быть установлены запреты в отношении компаний, находящихся в санкционном списке. То есть фактически произойдет дискриминация двух крепких лотерейных компаний на рынке. И останется лишь одна", - объяснила в комментарии журналистам "Игры интересов" юрист Марина Слободниченко.

Под санкциями сейчас находятся две из трех работающих на рынке компаний - "М.С.Л." и "Патриот". Кстати, эти операторы вот уже второй год требуют от представителей государства назвать причины своего включения в санкционные списки и оспаривают это решение в суде. Чиновникам, судя по всему, ответить нечего, поэтому они отмалчиваются. Третья компания – это "Украинская национальная лотерея", к которой, как пишут СМИ, имеет отношение нардеп Александр Третьяков. Все говорит о том, что именно в интересах этой компании пишутся все новые законопроекты Минфина об азартных играх и лотереях.

Вместе с бюджетом на 2017 год законопроект о будущем игорном рынке не рассматривался, хотя некоторые эксперты именно сейчас ожидали его появления, что было бы и логичным в контексте формирования источников наполнения государственной казны. Но, по-видимому, претенденты на кусок от лотерейного пирога не договорились, и это вопрос будущего.

Не ждать преференций от государства

При этом, если сложить вместе все части украинского пазла, получается довольно неприглядная картина. Украина может ежегодно получать от лотерей значительные средства, которые можно было бы потратить на обнищавшую культуру или те же науку, образование и спорт, помощь пострадавшим в АТО. Но из-за саботажа чиновников Министерства финансов (по-другому это сложно назвать) государство этих денег не видит. Вместо нужных рынку лицензионных условий, на которые и времени-то особо тратить не нужно, чиновники продолжают готовить в разных вариациях один и тот же низкопробный законопроект, цель которого: а) сделать одну из лотерейных компаний полным монополистом на рынке; б) дать зеленый свет запрещенному сегодня игорному бизнесу.

Что же касается возможных сотен миллионов дополнительных налоговых поступлений в бюджет… А зачем? Мы ведь и так его "увеличили на 17%", (забыв, правда, упомянуть, что c 2013 гривна девальвировала в три раза, а пропорционально выросли и цены). Так что лотерейные деньги – кому они нужны, Украина и так богатая страна.

Пока правительство игнорирует лотерейный рынок и возможность получения дополнительной прибыли, операторы, даже находясь под санкциями, даже при уменьшившемся обороте, по собственной инициативе финансируют разнообразные социальные программы. Например, "М.С.Л." активно поддерживает спортивный юниорский проект "Льодограй", а "Патриот" реализует благотворительную инициативу "Помощь семьям погибших в АТО". Просто они понимают, что именно так принято в цивилизованном мире. Государству, похоже, до подобного понимания пока далеко.

Версія для друку
Знайшли помилку - видiлiть та натиснiть Ctrl+Enter

Читайте також

НЕП по-українські: як держава збирається захищати бізнес від самої себе

Влада має знизити тиск на бізнес і провести детінізацію економіки, захист нацвиробника не повинен зашкодити конкуренції

Не лише чорнозем: чим багата українська земля, та які її ресурси можуть зацікавити союзників

Найбільш перспективними з точки зору інвестицій в Україні є родовища літію, титану та графіту

Дональд Трамп знову стане президентом США: як це позначиться на світовій економіці

Другий президентський термін Дональда Трампа ознаменується торговими війнами, турбулентністю та зниженням цін на нафту