RU  UA

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Фiнанси

В Украине объявили войну бедности: опубликован план Кабмина

До 2020 года правительство планирует снизить уровень бедности населения

До 2020 года правительство планирует снизить уровень бедности населения У Кабміні запевняють, що знають як вивести українців з-за межі бідності Фото: EPA/UPG

Правительство с опозданием на два месяца утвердило план мер по борьбе с бедностью на ближайшие два года. Он предусматривает снижение уровня безработицы, пересмотр социальных стандартов, проведение пенсионной реформы и многое другое. Впрочем, прописав десятки декларативных предложений о том, как увеличить занятость населения и повысить уровень жизни граждан, в Кабмине снова затянули с пересмотром размера прожиточного минимума и утверждением нового набора продуктов питания и товаров, необходимых для жизни граждан. Ныне действующий набор продуктов был утвержден еще 16 лет назад и поэтому, по мнению экспертов, требует скорейшего пересмотра.

За чертой относительной бедности в прошлом году находилось почти 25% украинцев. Не лучшим образом на платежеспособность граждан повлияло состояние в промышленности и война на востоке страны. Еще в марте текущего года правительство Арсения Яценюка приняло Стратегию преодоления бедности, дав Министерству социальной политики три месяца, чтобы разработать и согласовать с другими ведомствами план мер по ее реализации. Со сменой правительства процесс затянулся на пять месяцев. "В результате выполнения этой программы, уровень бедности по абсолютному критерию, с нашей точки зрения, в Украине будет снижен с 28% до 15% в 2020 году", - заявлял в марте Павел Розенко, возглавлявший тогда Минсоц.

План мер (имеется в распоряжении "Апостроф. Экономика"), который правительство приняло в понедельник, уместился на 47 страницах. Документ содержит 73 задания и определяет шаги по их достижению. Правда, сроки реализации этих мер достаточно размыты, вплоть до конца 2017 года. Причем в некоторых случаях сроки вообще не прописаны. Если вкратце – основные задания плана предусматривают увеличение занятого населения, в том числе, и среди бывших участников АТО. Несколько заданий, утвержденных Кабмином, предусматривают поддержку самозанятых лиц, особенно в сельской местности. В частности, на конец следующего года запланировано создание специализированных региональных фондов для обслуживания личных крестьянских и фермерских хозяйств. Для содействия трудоустройству молодежи предусмотрена компенсация работодателям по уплате Единого социального взноса. Впрочем, сроки реализации такого шага не указаны, очевидно, ввиду риска бюджетных потерь.

План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг Фото: Апостроф
1 / 1

На областные власти, согласно плану мер, возлагается задача по созданию центров учета бездомных, домов ночного нахождения, центров реинтеграции, а также социальных отелей для лиц, у которых нет крова. Впрочем, когда и за чей счет это будет делаться — не совсем ясно. Как следует из правительственного плана, на местах также должны обеспечить бездомных социальными услугами "с учетом их индивидуальных нужд".

Многие меры касаются пенсионной реформы. В частности, предусмотрено "создание условий для введения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и единого принципа начисления пенсий". Хотя, как ранее писал "Апостроф. Экономика", министр социальной политики Андрей Рева считает, что время для введения накопительной пенсионной системы пока не настало. Притом, что в парламенте ранее был зарегистрирован правительственный законопроект о введении накопительной системы. Этим проектом предусмотрено, что внесение страховых взносов застрахованными лицами, которые не достигли пенсионного возраста, начнется с июля 2017 года. Напомним, сегодня в Украине пенсионная система работает по солидарному принципу, когда пенсии выплачиваются за счет Единого социального взноса работающих граждан.

Стоит отметить, что при подготовке плана мер по борьбе с бедностью разработчики в лице Минсоцполитики не учли ряд замечаний, поступивших от профсоюзов. К примеру, профсоюзы предлагали усовершенствовать механизм налогообложения доходов граждан, введя налог на богатство. Кроме того, поступило предложение повысить прожиточный минимум, приведя его размер к реальным ценам и потребностям населения.

Как отметил председатель Федерации профсоюзов Украины Григорий Осовой, набор товаров, на основании которого рассчитывается прожиточный минимум, уже давно устарел: "У нас на сегодняшний день действует набор продовольственных и непродовольственных товаров образца 2000 года, на основании которого определяется размер прожиточного минимума, а значит остальные социальные гарантии и социальные стандарты". По словам эксперта, общественная научно-экспертная комиссия уже пересмотрела набор товаров, и правительству осталось его только утвердить. В январе этого года Минэкономразвития внес список на рассмотрение Кабмина, но потом он был направлен на повторное согласование в связи со сменой правительства.

Доходы и расходы украинцев (грн)*

год

2011

2012

2013

2014

2015

Доходы

3853,9

4144,5

4470,5

4563,3

5231,7

Расходы

3458

3592,1

3820,3

4048,9

4952

*в среднем в месяц на одну семью
Источник: Госстат

На заседании Кабмина в понедельник представители профсоюзов снова подняли вопрос о пересмотре прожиточного минимума и утверждении нового продуктового набора. Кабмин в итоге принял решение "разработать и внести" новый перечень на рассмотрение правительства. Впрочем, конкретные сроки выполнения этого решения так и не были указаны.

Рост социальных стандартов последние два года был несоизмерим с ростом цен. Как уже ранее писал "Апостроф", прожиточный минимум является точкой отсчета при индексации доходов граждан в случае инфляции. То есть, уровень зарплат повышают не на реально выросшие цены, а только в пределах прожиточного минимума. Причем это должны делать как госпредприятия и бюджетный сектор, так и частный бизнес. Но пока размер прожиточного минимума не приблизится к реальным потребностям украинцев, говорить о справедливой индексации не приходится. Профсоюзы предлагали правительству внести в план мер пункт, согласно которому индексацию следовало бы проводить на два размере прожиточных минимумов, а не на один, как сейчас. Впрочем, ни Минфин, ни Минсоц эти доводы не услышали. Без внимания также осталось предложение проводить индексацию в случае инфляции более 1%, а не 3%.

Читайте також

Банківські таємниці "Національного кешбеку": які ризики для українців

Розкриття банківської таємниці учасників програми Національного кешбеку навряд чи становить загрозу, але є ризик злому

"Вовина тисяча": на що українці витратять нову допомогу від влади

Допомога на 1000 гривень навряд чи покращить економічне становище українців, але дозволить сплатити за комуналку та задонатити на ЗСУ

Світу загрожує нова фінансова криза: що буде з допомогою союзників для України

Світова фінансова криза найближчим часом можлива, для України вона означатиме скорочення закордонної допомоги