Государственный Ощадбанк вскоре лишится своего основного преимущества перед коммерческими конкурентами - стопроцентного гарантирования клиентских вкладов. После этого вкладчики финучреждения, в случае признания его неплатежеспособным, смогут рассчитывать на возврат Фондом гарантирования вкладов физлиц депозитов не превышающих 200 тыс. грн. Пойти на такой шаг правительство вынудил Международный валютный фонд, требуя установить равные, конкурентные условия для всех банков Украины. Эксперты ожидают, что следствием таких действий может стать частичная потеря клиентов Ощадбанком.
Правительство как единоличный акционер Ощадбанка, согласно требованиям МВФ, а также в рамках Стратегии развития госбанков, должно отменить стопроцентного гарантирования по вкладам госбанка. Как ранее писал “Апостроф.Экономика”, переход к общим условиям гарантирования вкладов, как и внедрение практики независимых директоров в госфинучреждениях, является одним из пунктов подготовки к их частичной приватизации.
Уже к середине 2018 года минимум 20% Ощадбанка и Укрэксимбанка, согласно договоренностям с МВФ, должны быть проданы квалифицированным инвесторам или представителям Международных финансовых организаций (МФО).
Отмену преференций для госбанков на депозитном рынке всецело поддерживает и регулятор. “Согласно меморандуму с МВФ, правительство и Национальный банк взяли на себя определенные обязательства. Наши действия должны быть направлены на повышение конкурентоспособности, а также на улучшение бизнес-климата в Украине. Ввиду этого Нацбанк считает данное решение актуальным и всецело поддерживает выполнение всех указанных в Меморандуме норм”, - заявили изданию в пресс-службе Нацбанка.
Cогласно утвержденному плану по переходу госбанков на рыночные условия работы, после отмены стопроцентного гарантирования вкладов Ощадбанк должен будет присоединиться к Фонду гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ). Таким образом, если сейчас все вклады в банке независимо от объема защищены государством, то в случае признания банка неплатежеспособным клиенты смогут рассчитывать на возврат средств через ФГВФЛ в размере не более 200 тысяч гривен.
В соответствии с действующим законодательством, банк должен будет внести в Фонд единоразовый начальный сбор в размере 1% от уставного фонда. Согласно данным отчётности, на начало июля 2016 года размер уставника Ощадбанка составлял 35,1 млрд грн, т.е. если бы присоединение происходило сейчас, то сбор составил бы 350 млн грн.
Кроме того, Ощадбанку придется раскошелиться и на дифференцированные сборы. В частности, по итогам каждого квартала банки-участники ФГВФЛ отчисляют 0,5% от общего объема депозитов в нацвалюте и процентов по ним, а также 0,8% – от суммирования начисляемых процентов и непосредственно самого портфеля валютных вкладов.
Как поясняет начальник отдела рыночных исследований IBI-Rating- Виктор Шулик, конкретную сумму регулярных отчислений сейчас назвать невозможно, так как на момент потенциальной продажи и перехода на общую систему гарантирования и размер и структура депозитной базы Ощадбанка могут отличаться от существующих. Однако эксперты не исключают, что в вопросе отчислений в Фонд для Ощадбанка вновь будут созданы определенные привилегии. ”Не исключено, что постановлением Кабмина первоначальный взнос для Ощадбанка отменят. Регулярный взнос может быть снижен за счет более низких рисков финучреждения”, - говорит аналитик ИК Adamant Capital Инна Звягинцева.
Под более низкими рисками эксперты и руководство самого Ощадбанка подразумевают сохранение 80% участия государства в капитале банка после первого этапа приватизации. Согласно 58-й статье закона о банках и банковской деятельности владельцы существенного участия обязаны принимать своевременные меры для предотвращения наступления неплатежеспособности банка. Таким образом государство и дальше будет нести ответственность за стабильную деятельность Ощадбанка.
Кроме того, Стратегией обозначены и высокие требования к потенциальным покупателям 20% акций госбанка. “Среди возможных акционеров Ощадбанка государство рассматривает исключительно крупнейшие международные финансовые корпорации. К таким институтам, к примеру, относятся ЕБРР и МФК, с наивысшим кредитным рейтингом AAA”, - успокаивают в пресс-службе госбанка.
Также стоит отметить, что присоединение Ощадбанка к Фонду гарантирования будет происходить постепенно, начиная с 2017 года, с учетом экономического анализа последствий и рисков для самого банка и банковского сектора в целом. Выявить проблемные места и существующие риски должен будет непосредственно Минфин при участии независимых экспертов и не позднее конца 2016 года направить правительству соответствующие рекомендации.
При этом в Национальном банке уже уверяют - банковскому сектору в целом планы Минфина по отмене привилегий для Ощадбанка пойдут лишь на пользу. “Отмена 100% госгарантии, на наш взгляд, позитивно повлияет на банковский сектор в целом. Ощадбанк в данный момент обладает исключительной привилегией, не осуществляя взносов в ФГФВЛ, а значит – осуществляет свое фондирование на более выгодных условиях. При этом Ощадбанк не является крупнейшим держателем депозитов в банковской системе Украины и занимает 14,7% рынка. Остальные банки обслуживают 85,3% вкладов физических лиц, и отсутствие 100% гарантии не мешает им привлекать вклады”, - говорится в ответе пресс-службы НБУ изданию.
Действительно, согласно данным НБУ, по итогам первого полугодия 2016 г., Ощадбанк с общим объемом депозитного портфеля в размере 170,7 млрд грн, из которых 58,5 млрд грн - средства физлиц, занимал второе место по этому показателю среди всех банков Украины. Больше денег клиенты принесли лишь в ПриватБанк, у которого общий портфель обязательств на ту же дату составлял 238,8 млрд грн.
По мнению участников рынка, отмена стопроцентных гарантий по вкладам физлиц может пошатнуть позиции госбанка, спровоцировав отток вкладчиков с последующим их переходом в крупнейшие коммерческие финучреждения. Официально представители этих банков отказываются комментировать свои ожидания, ссылаясь на профессиональную этику. Однако неофициально никто из них не скрывает надежд “откусить” кусок клиентской базы Ощадбанка. При этом эксперты также считают отток вкладчиков из госбанка неизбежным и логичным последствием отмены стопроцентной гарантии, однако он будет не таким масштабным, как хотелось бы конкурентам. Они объясняют это, в первую очередь, спецификой клиентской базы госбанка, где исторически львиную долю занимают получатели пенсий, соцвыплат и бюджетники. Этим категориям граждан, скорее всего, будет достаточно и общего уровня гарантирования по вкладам. “Отток не будет таким уж сильным. Гарантий на сумму 200 тыс.грн. для подавляющего большинства вкладчиков Ощадбанка будет достаточно. Но чтобы удержать позиции на рынке, Ощадбанку необходимо пересмотреть свою сверхамбициозную стратегию развития и не выбрасывать бюджетные деньги на ветер”, - говорит глава Центра "CMD-Ukraine" Юрий Прозоров. Одним из вариантов успешного развития Ощадбанка после перехода на рыночные условия работы, по мнению эксперта, могло бы стать объединение финучреждения с “Укрпочтой” в розничный финансовый холдинг с государственной долей в капитале и последующей оптимизацией региональных сетей двух госпредприятий. Однако, как удалось уточнить “Апостроф. Экономика” у источников, осведомленных в планах по развитию “Укрпочты”, такой вариант пока предметно не обсуждался.
Также, отмечают эксперты, участие в капитале крупных международных МФК и МФО усложнит привлечение Ощадбанка для поддержания убыточных госкомпаний путем выдачи им кредитов по нерыночным ставкам. Использование госбанков в таких целях уже привело к тому, что государство было вынуждено тратить огромные деньги на их докапитализацию. По данным НБУ, с 2008 по 2015 год на пополнение капитала госбанков было потрачено 74 млрд грн. А уже в конце января 2016 года правительство было вынуждено снова докапитализировать Ощадбанк и Укрэксимбанк в общей сумме почти на 14,3 млрд грн.