RU  UA

Пʼятниця, 26 квітня
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.35
Фiнанси

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Стоит ли ждать снижения налога на доходы физлиц

Фото: УНІАН

На днях глава Государственной фискальной службы Роман Насиров неожиданно заявил о возможном снижении ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) как минимум до 17%. По его мнению, это бы позволило в абсолютной цифре собрать доходов в бюджет больше, чем сейчас - из-за морального эффекта снижения нагрузки. В будущем же, считает Насиров, ставку можно снизить и до 15%. "Апостроф" проанализировал, действительно ли снижение ставки на 1 п.п. приведет к росту доходов от НДФЛ, и реально ли рассчитывать на реализацию предложения главы ГФС.

По официальным данным, в минувшем году поступления НДФЛ в Сводный бюджет выросли почти на 40%, до 138,8 млрд грн. Это на 38,8 млрд грн больше, чем в 2015 году. Произошло это по двум причинам. Прежде всего, вместо шкалы из двух ставок, которая применялась в 2015 году (15% и 20%), в 2016 была введена единая ставка 18%. С учетом того, что явное большинство зарплат в 2015 году подпадало именно под обложение 15%-й ставкой, можно утверждать, что эффективная ставка налога в прошлом году по сравнению с предыдущим выросла примерно на 2 п.п. или 12,5%, что, автоматически, дало соответствующий прирост поступлений. Остальной прирост почти полностью объясняется ростом номинальных зарплат, который произошел вследствие инфляции последних лет. В 2016 году средняя зарплата выросла на 23,6%. Таким образом, роль детенизации зарплат в увеличении поступлений, если и есть, то она мизерна.

Что касается этого года, то ставка налогообложения в Украине не менялась. Поэтому единственным фактором, который будет влиять на рост поступлений НДФЛ в бюджет, это увеличение номинальных зарплат - "маневр" Кабмина с повышением минимальной зарплаты вроде бы должен этому способствовать. Однако, велика вероятность, что на самом деле эффект окажется обратным – из-за сокращения количества рабочих мест и увода части штата в "тень". Кроме того, работодатели будут вынуждены продолжать частично компенсировать инфляционные потери работников за последние годы повышением номинальных зарплат. Конечно, вряд ли рост будет столь же значительным, как годом ранее – но порядка 10-15% средний номинальный размер зарплаты может прибавить, что приведет к соответствующему росту доходов бюджета.

Снижение ставки на 1 п.п. приведет к сокращению поступлений НДФЛ и военного сбора на 5% (при этом, как упоминалось выше, зарплаты в гривнах, то есть в номинале, вырастут на 10-15%). Таким образом, математика говорит, что даже в этом случае рост поступлений в гривнах (в номинале) в бюджет будет. И без какой-либо связи с детенизацией. Просто из-за роста зарплаты. Но в реальном измерении, то есть с учетом инфляции, бюджет, скорее всего, понесет потери.

Что же касается, собственно, детенизации, то всерьез рассчитывать на нее из-за снижения ставки налога на 1 п.п. не приходится. Тем более при таком хаотичном регулировании вопроса налогообложения доходов физлиц. Можно вспомнить, что ставки НДФЛ менялись и в 2015, и в 2016 годах, а в 2014 был введен еще и "временный" военный сбор.

Поэтому, если государство хочет говорить о детенизации всерьез, то оно должно начать демонстрировать последовательную политику и завоевывать таким образом доверие у бизнеса и граждан. Да и масштабы сокращения ставки должны быть большими. Ведь нагрузка на доходы физлиц действительно растет неадекватно (см. табл. "Структура доходов Сводного бюджета").

В 2016 году НДФЛ дал 17,7% доходов Сводного бюджета, тогда как налог на прибыль - 7,7%, все виды ренты (а это доступ, прежде всего, к общественным благам) – 6%. Между тем еще в 2007 году поступления НДФЛ и налога на прибыль были, по сути, равны.

И если уж браться именно за снижение нагрузки на доходы физлиц, то логичнее было бы начинать с отмены 1,5%-го "временного" военного сбора. Это было бы более чувствительно для физлиц, с одной стороны, и не нанесло бы ущерба и так нищим местным бюджетам, в которые военный сбор не зачисляется.

Поэтому, эксперты полагают, что Насиров выступил со столь неожиданным предложением в рамках его нынешнего противостояния с министром финансов Александром Данилюком, а также в целях общего улучшения негативного имиджа, который в последнее время создают главе ГФС. Ход получился достаточно умелым – о предложениях по сокращению налоговой нагрузки всем слышать приятно. А вот Минфин почти наверняка с предложением вынужден будет не согласиться.

Однако, в реальность принятия предложения главы ГФС не верится совсем. Во-первых, тот же Минфин просто не позволит "конкурирующей фирме" снискать такие лавры. Во-вторых, министерство не станет усугублять бюджетные проблемы, которые и так нарастают, как снежный ком (наметившаяся тенденция к падению промышленного производства из-за сначала обострения, а потом блокады на Востоке, трудности с внешним финансированием и т.д.).

С другой стороны, без дальнейшей либерализации налоговой системы и снижения налоговых ставок наша экономика никуда не уедет. Либеральное налогообложение – это то немногое, что могла бы предложить Украина инвестору на фоне бесконечного набора проблем.

Читайте також

Україна має рекордні борги: скільки тепер винен кожен українець

Борг кожного українця, виходячи із загального розміру боргу країни, становить 4000 доларів

Створення електронної гривні. Чи запрацює український біткоін

Цифрова гривня, використання якої протестує Нацбанк України, мало чим відрізняється від звичайної, але вона має свої переваги

Україна йде до дефолту: чим це загрожує кожному українцю

Якщо Україна не знайде коштів для погашення зовнішнього боргу, країна зануриться у стан дефолту