RU  UA

Понеділок, 18 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Фiнанси

Осталась возможность воровать: что нужно знать о госбюджете Украины на 2018 год

Бюджет предусматривает увеличение расходов на структуры власти

Бюджет предусматривает увеличение расходов на структуры власти Фото: Александр Гончаров / Апостроф

Верховная Рада приняла госбюджет на 2018 год. Голосование, на удивление, прошло довольно гладко, если сравнивать с тем, как это происходило в предыдущие годы. Главные приоритеты государственной сметы следующего года – оборона и нацбезопасность, образование, здравоохранение, увеличение оплаты труда. Вырастут расходы и на госструктуры. "Апостроф" разбирался в цифрах и ключевых проблемах, которые есть в документе.

Языком цифр

Верховная Рада приняла государственный бюджет на 2018 год. Согласно документу, рост ВВП в следующем году составит 3%, дефицит не должен превысить 2,46%, а рост цен - 9%. При этом курс доллара на конец года прогнозируется на уровне 30,1 грн/$1. Безработица, как ожидается, составит 9,1%.

В абсолютных цифрах бюджет выглядит следующим образом. Номинальный ВВП в следующем году должен составить 3,33 трлн грн (в 2017 году - 3,25 трлн грн). Доходы бюджета определены в размере 913,6 млрд грн, что на 142,3 млрд грн или 18,4% больше чем в 2017 году, расходы - в размере 988,6 млрд грн (на 147,2 млрд грн или 17,5% больше чем в 2017 году).

В процессе подготовки проекта бюджета ко второму чтению показатели доходов и расходов подверглись корректировке в сторону увеличения – на 36,57 млрд грн (или на 4,2%) и 40,5 млрд грн (или на 4,3%) соответственно.

Бюджетный дефицит прогнозируется на уровне 81,85 млрд грн. По сравнению с первоначальным вариантом он увеличен на 3,9 млрд грн. Дефицит, к слову, планируется покрыть за счет средств спецконфискации, которые определены в сумме 4,7 млрд грн.

Государственный долг Украины в следующем году (в гривневом эквиваленте) должен составить 1,999 трлн грн. Согласно расчетам правительства, это 60% ВВП, тогда как в 2017 году госдолг был на уровне 63%. При этом на обслуживание госдолга в следующем году должно быть направлено 130,2 млрд грн, что на 16,93 млрд грн больше того, что было запланировано на 2017 год. А общие выплаты по государственному долгу составят 305,9 млрд грн.

На что пойдут деньги

В 2018 году украинцев ожидает увеличение минимальной заработной платы. С 1 января она повысится до 3723 грн с нынешних 3200 грн. При этом госбюджет предусматривает дальнейшее повышение "минималки" в течение года. Как писал ранее "Апостроф", президент Петр Порошенко предложил повысить ее до 4100 грн в месяц, соответствующее решение будет приниматься после анализа экономической ситуации в стране.

Кроме того, в следующем году вырастет размер прожиточного минимума. С 1 января он составит 1700 грн (фактически повышен с 1 декабря 2017 года), с 1 июля - 1777 грн и с 1 декабря - 1853 грн.

Социальные расходы в бюджете-2018 запланированы на уровне 141,37 млрд грн. При этом более половины из них - 71 млрд грн – будут направлены на жилищные субсидии.

Значительной статьей бюджетных расходов является безопасность и оборона. Как и в 2017 году, на эти цели будет направлено 5% ВВП. В 2018 году соответствующие расходы составят 165,3 млрд грн, что на 28,8 млрд грн больше, чем в 2017 году.

Расходы на образование в бюджете запланированы на уровне 217,5 млрд грн, на здравоохранение - 112,5 млрд грн.

Ремонт дорог в 2018 году обойдется государственной казне в 46,7 млрд грн.

Принятый парламентом закон о госбюджете еще должен подписать президент. Но, судя по реакции главы государства на результаты голосования по документу, с этим проблем возникнуть не должно. "Такого давно не было. До 31 (декабря) еще 24 дня, а Верховная Рада уже и бюджет проголосовала!", – не без троллинга похвалил Порошенко народных избранников.

Зрада или Перемога

Одним из первых на принятие бюджета-2018 отреагировал бывший первый замминистра финансов (а в течение некоторого времени фактический руководитель ведомства) Игорь Уманский. Краткий анализ законопроекта он дал в посте на Facebook.

В одном из комментариев к своему посту Уманский также заявил, что после принятия такого бюджета министру финансов Александру Данилюку следовало бы уйти в отставку.

Заместитель главы фракции "Самопомич" Егор Соболев, который, как и большинство его соратников по фракции, не поддержал бюджет, заявил "Апострофу", что утвержденный закон открывает дорогу для коррупционных действий (символично, что незадолго до рассмотрения законопроекта о госбюджете Соболева уволили с поста главы антикоррупционного комитета Рады).

"Закон о бюджете должен детально расписывать, на что будут потрачены деньги налогоплательщиков. Поделили почти триллион (гривен) налогоплательщиков, а понимания, как и на что они будут потрачены, нет. Это возможность для коррупции, возможность для разворовывания этих денег. Закон о бюджете у нас превращен в закон о топ-коррупции. Особенно позорным было, когда уже ночью депутат от "Блока Петра Порошенко" [Максим] Курячий 15 минут с голоса зачитывал последние правки, и никто кроме отдельных людей, которые понимали, как они на этом могут хорошо заработать, не понимал, о чем идет речь", - сказал нардеп.

Также, по его словам, непонятно почему, в бюджете "резко увеличены расходы на Генеральную прокуратуру и другие организации, которые занимаются репрессиями".

"Я не понимаю, почему на миллиард увеличивается финансирование Генеральной прокуратуры. По законодательству, которое мы приняли после Евромайдана, Генеральная прокуратура должна уменьшаться. Она должна прекращать заниматься следствием, у нее забрали такое страшное понятие, как общий надзор, и она должна была стать европейским институтом, который поддерживает обвинение в судах. Вместо этого она занимается очернением политических оппонентов Петра Порошенко", - заявил депутат.

При этом, очевидно, вырастут расходы не только на силовые органы, но и на властные структуры в целом.

"Основными моментами бюджета являются повышение окладов сотрудников госсферы и увеличение минимальной заработной платы по стране. Курс, который был заложен в текущем году, является пессимистическим и вряд ли достигнет отметки в 30 грн/$1 (реальный показатель – 28,5 грн/$1). С учетом этого, у Минфина появятся дополнительные средства для обслуживания госдолга, давление которого в этом году минимальное. Расходы на содержание правительства также возрастут. При этом, если в 2016 году Кабмину выделялось 303 млн грн, то сейчас эта сумма выросла в 10 раз. Причиной этого является курирование ими напрямую программ электронного правительства, введение аудита расходования средств при существующей Счетной палате, которая занимается аналогичными функциями. Оборонный бюджет в следующем году возрастет также в разы, на закупки нового вооружения: по сравнению с прошлыми 6,5 млрд грн будет выделено в новом году 16,5 млрд грн. Исходя из цифр бюджета, дороги в следующем году должны быть хорошо реконструированы - объем средств вырос с 8 млрд грн до 31 млрд грн (непосредственно бюджет Государственного дорожного фонда, - "Апостроф")", - рассказал, в свою очередь, "Апострофу" аналитик инвестиционной компании "Альпари" Максим Пархоменко.

Однако бюджет необходимо не только принять, но и выполнить. Финансовый эксперт Алексей Кущ считает, что с этим могут быть проблемы.

"Он (госбюджет-2018, - "Апостроф") является ухудшенной копией бюджета прошлого года. В прошлом году бюджет не соответствовал ни параметрам экономики, ни потребностям ее развития (вместо заложенного роста ВВП в 3% по итогам 2017 года будет рост около 2%, инфляция вместо 8,1% превысит 14%, - "Апостроф"). В нынешний бюджет заложили еще больше неправильных вещей. Если бы экономика в 2017 году выросла на 7-8%, то такой бюджет можно было принимать", - сказал специалист "Апострофу".

По словам Куща, одним из рисков выполнения бюджета является показатель его дефицита.

"Существует официальный дефицит бюджета, который декларируется на достаточно приемлемых параметрах – 81 млрд грн. Но, на самом деле, примерно столько же составляет скрытый дефицит. То есть реальный дефицит составляет в два раза больше", - отметил Кущ.

По его словам, этот скрытый или квазифискальный дефицит "прячется" под такими статьями, как перечисление в бюджет прибыли Национальным банком Украины (НБУ), "хотя никакой прибыли у Нацбанка быть не может, и, по сути, это - скрытая эмиссия гривны". Сюда же, отметил он, можно отнести и средства спецконфискации, а также доходы от приватизации, "которая наверняка не состоится".

"Соответственно, инфляционные ожидания находятся на уровне нынешнего года – я думаю, что реально она составит в следующем году 14-15%", - сказал специалист.

Еще одной проблемой бюджета-2018 он назвал отсутствие принципиальных изменений в системе налогообложения, в частности, отсутствие налога на вывод капитала. "Также нет модернизации налога на добавленную стоимость, нет снижения ставок налога для бизнеса – то, что Украине нужно как воздух", - добавил Кущ.

Читайте також

Банківські таємниці "Національного кешбеку": які ризики для українців

Розкриття банківської таємниці учасників програми Національного кешбеку навряд чи становить загрозу, але є ризик злому

"Вовина тисяча": на що українці витратять нову допомогу від влади

Допомога на 1000 гривень навряд чи покращить економічне становище українців, але дозволить сплатити за комуналку та задонатити на ЗСУ

Світу загрожує нова фінансова криза: що буде з допомогою союзників для України

Світова фінансова криза найближчим часом можлива, для України вона означатиме скорочення закордонної допомоги