RU  UA

Понеділок, 23 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Зовнішня торгівля

Антон Тараненко: Киев идеально продавать туристам на три дня

Києву повертають статус туристичного міста Фото: Владислав Мусієнко

После событий на Майдане в Киев потихоньку возвращаются туристы. Правда, едут в столицу Украины в основном мужчины из Европы, Израиля и Азии. Но, киевские власти намерены изменить тренд и вернуть Киеву полноценный статус туристического города. О том, как это будут делать и какие мероприятия проводят для рекламы Киева сейчас "Апостроф" узнал у руководителя управления туризма Киевской городской государственной администрации Антона Тараненко.

— Антон, оцените, насколько удалось восстановить туристический поток в Киев после событий на Майдане?

— В цифрах 2015 год дал, по сравнению с кризисным 2014-м, рост въездного туризма на 12,5%. То есть, столицу посетило 1,69 млн иностранцев. По результатам трех кварталов 2016 года прирост составил 13%. Надеюсь, что по итогам всего года мы увидим рост в 15-16%. Причем в лидерах — та же десятка стран. На первом месте Израиль. В пятерку входят США, Польша, Германия и Великобритания, из постсоветских стран — Беларусь, Молдова, Грузия, Азербайджан и Казахстан.

Но, наверное, самая понятная цифра – это то, что за прошлый год мы видим рост на 40% туристического сбора (уплата 1% от стоимости проживания в местах размещения, – Ред.). За 2016 год городской бюджет был пополнен на 18,7 млн грн., тогда как в 2015 эта цифра составляла 13 млн, а в 2014 – 7,76 млн грн. Для сравнения, у Львова и Одессы эта цифра за 2016 год, по данным Госстата, не превышает 5 млн грн. Причем, эти средства получены только от официальных мест размещения (гостиниц, хостелов). А вот апартаменты, которые принимают до 60% турпотока, пока вне этой системы.

К слову, мы видим не только развитие туристического продукта, но и сообщения между дестинациями. Стало больше авиарейсов, появились дальнемагистральные (Китай, Шри-Ланка, Бангкок) авиасообщения. По китайским туристам мы уже видим ощутимый приток. Мы намерены сделать все возможное, чтобы не только украинцы летали в Таиланд и Шри-Ланку, но и жители этих стран приезжали нам. Это ведь огромный рынок: население Таиланда - 68 млн, а Шри-Ланка – 22 млн человек.

— Чем же мы можем их заинтересовать? Или это большей частью деловые туристы?

Мы можем показать им Киев — туристический современный продукт. Согласно исследованию, проведенному в конце года, традиционный туризм вернул себе первое место. Если в 2015 к нам ехали больше по работе, то сейчас снова едут «просто в Киев», отдыхать и смотреть город. Достаточно много групп прилетает из того же Израиля, Британии, США…


По данным Управления туризма КГГА

— Уже можно говорить о восстановлении организованного группового туризма?

— Пока рано, но уже восстановилось отношение к Киеву как к новой туристической дестинации. Большая часть иностранных гостей приезжает самостоятельно, группы тоже есть, но их пока не так много, как хотелось бы. Те, что есть - это группы возраста 55+, к тому же все дальнемагистральные туристы приезжают группами. Это Китай, Иран и др.

По данным Управления туризма КГГА

— Насколько увеличилось время пребывания туриста в городе?

— По предварительным оценкам, с 2,5 дней до трех. При этом пребывание обходится иностранному туристу от $150 до $200 в день, потому что проживание в гостинице — от $100. То есть турист тратит за это время в Киеве от $450 до $600. Расходы отечественного туриста ниже — 600-800 грн., то есть бюджет на два-три дня — от 2-2,5 тыс грн.

По данным Управления туризма КГГА

Все растет очень постепенно. Мы должны прийти к тому, что Киев в традиционном туризме - это не тот город, который надо продавать на неделю. Идеально продать его на три дня — полноценный уикенд, а потом продать тур во Львов и/или Одессу. И вот эта поездка на 7-10 дней будет незабываемой, тем более, что города связаны с Киевом весьма удобно.

Керівник управління туризму КМДА Антон Тараненко Фото: Владислав Мусієнко

— Удалось ли восстановить интерес отечественных туристов к Киеву?

— Думаю да. Одной из задач, кстати, на новогодние праздники было привлечь именно внутреннего туриста в Киев. Я не скажу, что мы справились с этим процессом на сто процентов, но мы уже видим, что если Киев традиционно уехал во Львов и Карпаты, то Центральная Украина приехала в столицу: Полтава, Сумы, Винница, Хмельницкий. Правда, мы не можем сказать, что они ехали к нам как во Львов на все каникулы, срок пребывания составлял от двух до четырех дней.

По данным Управления туризма КГГА

— Где они селились?

— В основном, в апартаментах, съемных квартирах. К сожалению, для внутреннего туриста отели слишком дорогие. Номер в гостинице три-четыре звезды стоит от 1 000 грн. Люди предпочитают за 600-1000 грн. снять апартаменты на всю семью. Именно поэтому мы лишь оценочно называем количество внутренних туристов. Потому что, если иностранных туристов можно посчитать по данным Госпограслужбы и отелей, то механизм отладки получения данных от хостелов и апартаментов (а в идеале и оплаты ими турсбора) пока на стадии обсуждения с профессиональной общественностью. Поэтому пока мы можем говорить, что внутренних туристов в 2-2,5 раза больше, чем иностранных.

По данным Управления туризма КГГА

— А как вы считаете паломников?

— Пока статистику посещений нам дает только Киево-Печерская лавра, Михайловский собор и София. Каждый из двух дней празднования Крещения Руси прошлым летом посетило 20 тысяч человек, из них 40-50% было иногородних. Этот сегмент очень сложный в оценке, ведь кого-то из паломников привозят за день на автобусах, кто-то добирается сам, кто-то селится прямо в монастырях… Но нам надо относится к этому сегменту как к очень перспективному и равняться на Грецию. Кстати, один из промо-роликов, подготовленных нами, посвящен Киеву как столице православия.

- Есть ли у вас сведенные данные за 2016 год о детском туризме?

— К сожалению, тоже нет. Тут еще сложнее – очень много детей приезжают с однодневными турами, со своим экскурсоводом… Как вычленить билеты в музеях, продаваемые школьникам из регионов, из общей массы? Но нам очень хотелось бы возродить саму традицию внутреннего туризма в столицу. Круто было бы привозить толпы школьников. А еще мы хотим продвигать абсолютно новый продукт - современные детские лагеря. Пуща-Водица, Труханов – есть много разных вариантов.

Для нас важны все сегменты. И хотя мы сейчас работаем, прежде всего, над восстановлением традиционного туризма, мы не должны забывать, что Киев давно имеет все возможности не только по статусу, но и по инфраструктуре стать центром делового туризма. У нас есть коммерческие и городские площадки, те же МВЦ, "Парковый", которые готовы взяться за продвижение не только своих локаций, но и Киева в целом.

Одним из современных направлений является также событийный туризм.

Мы поддерживаем любые мероприятия, которые направлены на продюсирование и промоцию города. Я считаю, что мы сможем сделать в этом году самый лучший музыкальный фестиваль. А в гастротуризме у нас уже есть один из лучших фуд-фестивалей в Европе. Я имеют в виду "Уличную еду", которой сейчас нужно масштабироваться и выходить за рамки локального, уже не говорю киевского, продукта. Пора со всеми нашими фестивалями работать для европейского посетителя.

Керівник управління туризму КМДА Антон Тараненко Фото: Владислав Мусієнко

— Но Октоберфест — бренд с длинной историей. Вы надеетесь из "Уличной еды" сделать ему конкурента?

— Арт-заводу "Платформа" (где проходит "Уличная еда". – Ред.) просто пора выходить на другие рынки. Коммуникация с посетителями - основная задача. И каналов много, прежде всего SMM. Но мы со своей стороны определились, что на тех выставках, куда мы как город ездим с целью промоции, мы будем представлять, и мероприятия "Уличной еды" как входящие в топ-20 мероприятий города.

— Какие еще мероприятия получат поддержку города?

— Например, спортивные мероприятия как составляющие событийного туризма. У нас уже есть полумарафоны, марафоны, которые стали визитками Киева и с каждым годом привлекают все больше иностранных участников. Например, если в 2015 году на марафон приехало 700 иностранцев, то в 2016 их уже было почти 2000.

Просто необходимо перенастроить фокус и предоставлять содействие, естественно, в рамках законодательства Украины, тем коммерческим мероприятиям, которые создают позитивный имидж города. И для меня задача учесть это при составлении программы на год, предусмотреть бюджетирование хотя бы на рекламу, ведь любая такая активность привлекает средства в экономику города.

Мы должны продавать «фестивальный» город. Например, «Країна мрій» – я хотел бы в этом году ее поддержать, из нее можно сделать визитную карточку Киева и Украины в целом. Сейчас еще нет точной локации на этот год. Рассматривается два варианта. Но интереснее с моей точки зрения Пирогово. Нужны нам и музыкальные фестивали - формата "Атлас-уикенд", фестиваль джазовой музыки, классической. Вот именно такие события могут повысить время пребывания гостей в городе более чем на уикенд.

— Расскажите, как город готовится к Евровидению.

— Наша задача как чиновников сделать так, чтобы эти две недели турист чувствовал себя безопасно и комфортно на всех этапах. Начиная от аэропорта до общественного транспорта и дорог, которые сейчас активно приводятся в порядок, от гостиниц и до кафе и ресторанов. Все, что связано не с «куполом», то есть местом, где, собственно, будут выступать конкурсанты, относится к городу. Развлекательная часть – это продукт, в котором часть города, пожалуй, будет даже больше чем НТКУ, наполнение фанзон, евровиллидж, евроклаб…

Как и обещали, отрабатывается вопрос по запуску речного транспорта. На левый берег будут ежечасно ходить ракеты на 50 мест и более крупные корабли на 150 мест. На момент "Евровидения" будет идти субвенция от города, поэтому билеты будут недорогими - для малых суден до 100 грн, для больших - 15-30 грн. В дальнейшем функциональность речного туристического транспорта будет зависеть только от того, насколько он будет пользоваться спросом.

Керівник управління туризму КМДА Антон Тараненко Фото: Владислав Мусієнко

— Какой бюджет планируется на промоцию Киева в этом году?

— Утвержден бюджет в 16 млн грн. Но этого очень мало, меньше даже турсбора, который отрасль принесла городу в прошлом году. Нам только на одно "Евровидение", чтобы качественно промотировать город (не конкурс, а именно город) надо около 20 млн грн, потому что только телевидение за рубежом съедает около 10 млн грн. И то это не все 43 страны.

Плюс, у нас есть еще много событий, о которых необходимо сообщать городу и миру. В 2017 году у нас пройдет Чемпионат мира по хоккею в дивизионе 1А, Чемпионат Европы по прыжкам в воду. Мы планируем снять очень динамичные ролики. Мы ожидаем, что "Евровидение" посетят 20-25 тысяч иностранных гостей, но хотелось бы обратить внимание, что на каждое из упомянутых спортивных мероприятий приедет от 2000 иностранных участников. А в августе у нас будет проведено дог-шоу, на которое ожидается не менее 10 тысяч туристов.

— Но это разовые, хоть и важные события. А как относительно календаря событийного туризма? Озвучивалась идея о совместном календаре со Львовом и Одессой. Как продвигается эта работа?

— Для начала мы хотим закрепить календарь событий на пять лет распоряжением КГГА, чтобы те же гостиницы и турфирмы знали, что продавать. Ведь самый сложный сегмент – групповой туризм – продается за несколько лет наперед. Отсюда и основная задача для управления туризма на 2017 год – отладить коммуникацию со всеми участниками рынка.

— Мировым стандартом считается синхронизация информационного наполнения сайтов города и аэропортов в туристической части, чтобы любой желающий мог увидеть грядущие события в день, когда он планирует посетить город…

- Я не скажу, что сотрудничества с аэропортами нет, но оно не на том уровне, на котором хотелось бы его видеть. С аэропортом «Киев» (Жуляны) совместная работа идет плотнее - туристический информационный центр, который официально открыли 23 января, начал работать в тестовом режиме еще в 2016 году. В Борисполе у нас только инфо-пойт. Но синхронизации сайтов пока нет.