Новые пункты в меморандуме о сотрудничестве, которые обновляют Украина и Международный валютный фонд, не перестают будоражить общественность. Еще бы, ведь некоторые из пунктов, в случае их реализации, не только существенно изменят жизнь украинцев, но и поставят под удар политические силы, что в свете приближающихся выборов им отнюдь не на руку.
Как известно, новые требования МВФ Украине нужно будет выполнить для получения будущих траншей. Задачи для получения транша на $1 млрд мы уже выполнили – национализировали "ПриватБанк" и приняли госбюджет на 2017 год.
Среди основных задач, которые поставили перед Украиной: провести пенсионную и земельную реформы, сократить количество госслужащих и бюджетников, создать финансовую полицию, предоставить Государственной фискальной службе доступ к банковским счетам украинцев, отменить все льготы бизнесу. Всего – около 12 пунктов, 7 из которых - новые.
На весах - голоса избирателей
Наибольшие сопротивление политиков, конечно же, вызывает требование МВФ до конца марта 2017 года принять в Украине новую пенсионную реформу. Пенсионный возраст должны будут повышать постепенно: для мужчин - на четыре месяца ежегодно, начиная с июля 2017-го, для женщин - на шесть месяцев после 2021 года, до того времени, пока для мужчин и женщин пенсионный возраст не достигнет 63 лет - в 2027 году. Также предусматривается повышение рабочего стажа до 25 лет с января 2017 года с введением минимального страхового стажа на уровне 16 лет. Страховой стаж нужно повышать на 12 месяцев каждый год, и к 2036 году он должен составить 35 лет.
По словам финансового эксперта, члена исполкома УОФА Виталия Шапрана, требование МВФ вполне закономерно – в стране соответствующая демографическая ситуация и структура занятости населения. Но в то же время выборы, которые пройдут в Украине в течении ближайших 1-3 лет, существенно стимулируют политические силы препятствовать повышению пенсионного возраста.
"Вопрос находится в сфере влияния популистов, а реформаторы в парламенте в ожидании выборов не захотят или не смогут им противостоять", - отмечает эксперт.
"Оказать сопротивление" Международному валютному фонду, похоже, попытается и исполнительная власть.
"Я хочу вам сказать о том, что у нас нет никаких зафиксированных обязательств повышать пенсионный возраст. Этого нет ни в меморандуме с МВФ, ни в наших обязательствах перед другими институтами. И хочу вам сказать, я убежден, что нынешнее правительство и нынешняя власть не сделают никаких шагов по повышению пенсионного возраста", - успел заявить в интервью "5 каналу" вице-премьер-министр Павел Розенко.
По его словам, проблема Пенсионного фонда заключается вовсе не в вопросе повышения пенсионного возраста, а в низких доходах.
"На сегодняшний день более 50% работающих граждан или не платят налогов в Пенсионный фонд, или платят их в неполном объеме. И надо всем нам понять, всем работающим, что мы платим свои налоги не абстрактному государству, которое неизвестно куда их девает. Мы платим налоги из своих зарплат своим родным и близким, которые сегодня находятся на пенсии. И когда государству или представителям власти задается вопрос, почему у нас такие низкие пенсии, единственный ответ на этот вопрос заключается в том, что низкие пенсии у нас потому, что у нас не принято в полном объеме и честно платить налоги", - убежден вице-премьер.
Похожую реакцию украинских властей вызывает и необходимость до конца марта этого года принять в стране закон о рынке земель сельскохозяйственного назначения, который будет предусматривать сроки отмены моратория на продажу и сам механизм будущей продажи.
Напомним, в декабре 2016 года в Верховную Раду был подан законопроект №5535 об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Но, по мнению, экспертов, даже если будет политическая воля Президента, принять его до конца марта или даже позднее слабо вероятно. Дело в том, что сам законопроект, по словам президента Ассоциации "Земельный союз Украины" Андрея Кошиля, достаточно спорный.
Прежде всего вызывает сомнение норма, позволяющая иностранцам, лицам без гражданства и юридическим лицам выступать покупателями сельхозземель. Стоит ли широко открывать двери для прихода иностранного капитала на рынок земли? Эта норма безусловно вызовет широкий общественный резонанс и вряд ли встретит политическую поддержку в парламенте.
Также Кошиль обращает внимание на общий низкий уровень подготовки самого законопроекта. Например, в статье 1 документа дается определение консолидации земель, а в статье 15, которая посвящена этому вопросу, всего одна строчка — порядок консолидации определяется законом. Что этим хотели сказать авторы законопроекта остается загадкой.
Такими спорными моментами и ляпами, по словам эксперта, пестрит весь законопроект, и его принятие крайне нежелательно даже с доработками.
"Создается впечатление, что этот документ писался "для галочки", а не с целью действительно сформировать цивилизованные правила работы на рынке сельхозземель", - говорит Кошиль.
Но даже если депутаты успеют внести в парламент другой, более проработанный законопроект, эксперт не уверен, что за него проголосуют.
"Ожидать горячей поддержки парламента вряд ли стоит. С учетом возможных парламентских выборов тех, кто, проголосует за рынок земли, будут обвинять во всех смертных грехах. А какой политической силе это выгодно?", - спрашивает Кошиль.
Совсем мало шансов на выполнение имеет требование по созданию антикоррупционных судов. "Внутреннее сопротивление украинское власти – самое большое именно к этой новации", - отметил в интервью "Апострофу" специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса.
Несколько терпимее наши политики относятся к требованию МВФ утвердить до конца января 2017 года механизм монетизации субсидий и стимулирования населения к экономии энергоресурсов. Ведь, действительно, время решения этого вопроса давно наступило. По данным Госстата, в 2016 году Кабинет министров направил на субсидии, которые компенсировали затраты украинских семей на оплату услуг ЖКХ, 5,7 млрд грн. При этом количество получателей этих субсидий по сравнению с 2015 годом выросло на 42,4%.
"Монетизацию субсидий обсуждают в Кабинете министров. Премьер-министр, Всемирный банк и рабочая группа Кабмина. Правительство об этом думает. Наконец-то осознание того, что монетизация необходима, появилось", – рассказывала не так давно журналистам представитель Минфина, руководитель офиса реформ Яна Бугримова.
В Кабмине уверены: если деньги на субсидии выдать украинцам "на руки", появится стимул для экономии – чем меньше потратили на "коммуналку", тем больше денег осталось.
Беда только в том, что в правительстве до сих пор не определились с моделями монетизации. Госчиновники до сих пор не знают, будет ли лучше платить деньги теплокоммунэнерго (ТКЭ), которые в свою очередь будут компенсировать субсидии или перечислять деньги, выделенные на субсидии, непосредственно потребителям. Также остаются нерешенными и ряд других вопросов, например, пересмотр соцнормативов на газ, тепло и электроэнергию, ежеквартальный пересмотр цен на газ и тепло и прочие, на чем может настаивать МВФ.
При этом и чиновники, и эксперты сходятся во мнении, что перед тем как монетизировать субсидии, в Украине нужно внедрить систему верификации получателей соцвыплат и искать не только "мертвые души" и тех, кто сделал покупку на сумму от 50 тыс. грн, но и тех, кто скрывает свой реальный доход. Если это не выполнить и перейти к монетизации, то мотивация к мошенничеству среди украинцев будет только расти, считают эксперты.
По бизнесу
Интересно, что пока общественность живо обсуждает пенсионную реформу и рынок земли, бизнесмены сетуют на ряд не менее важных требований, которые в случае их выполнения могут существенно усложнить жизнь некоторым из них. Речь в частности идет о создании финансовой полиции, расширения функций ГФС в вопросе доступа к банковским счетам украинцев (ради возможности использовать непрямые методы оценки доходов граждан), а также отмене упрощенной системы налогообложения.
"Проще всего выполнить требование по созданию финансовой полиции, так как украинские власти неоднократно применяли переформатирование разных государственных органов в угоду тем или иным якобы "реформам". Очередная смена вывески вряд ли кардинально изменит ситуацию с репрессивным "уклоном" данного органа, но может дать налогоплательщикам более широкие возможности защиты", - считает управляющий партнер ЮФ "Неоклеус и Довбенко" Андрей Довбенко.
В то же время пункты о предоставлении ГФС доступа к банковским счетам до конца июня 2017 года и отмене упрощенки, по словам юриста, поставят правительство и парламент перед довольно тяжелым выбором.
"Кроме того, что предоставление доступа к банковским счетам граждан сопряжено с внесением изменений в большое количество законов и подзаконных нормативно-правовых актов, данная мера будет крайне непопулярна у населения страны. И правительство, которое осуществляет данные мероприятия, может столкнуться с волной негатива и серьезными потерями рейтинга", - предупреждает Довбенко.
Его коллега, управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex Виктор Мороз от выполнения вышеупомянутого требования МВФ также ничего хорошего не ожидает.
"Предоставления сотрудникам финансовой полиции доступа к банковским счетам украинцев - это давняя мечта фискалов, которая вполне реализуема, но на практике может привести к еще большему давлению со стороны государства на бизнес и простых граждан и максимальной тенизации всех сфер жизнедеятельности", - считает он.
Также негативные последствия как для экономики, так и для репутации власти, по словам юристов, может вызвать отмена с января 2018 года упрощенной система налогообложения в Украине.
"Нужно учитывать то, что реальные альтернативы упрощенной системе ни МВФ, ни существующие законопроекты на данный момент не предлагают", - подчеркивает Довбенко.
Не сильно вдохновляют экспертов и обязательства Украины воздержаться от любых шагов в сторону сохранения или создания налоговых льгот. В частности, речь идет о том, что правительство не должно вводить льготный режим налогообложения в индустриальных парках и создавать экспортно-кредитное агентство. По крайне мере, пока.
"Наиболее остро может стоять вопрос с отказом от налоговых льгот, поскольку на сегодняшний день на территории Украины, например, в Житомирской области, реализуются индустриальные парки, в которые инвесторы готовы вливать существенные средства. Однако полагаю, что ради получения очередного транша МВФ правительство может отказаться от льгот", - говорит Мороз.
Что касается других требований, то все они, по предположениям экспертов, вполне выполнимы. Например, сокращение госслужащих – такое происходит в Украине при каждой новой власти или по крайней мере декларируется. В 2017 году, согласно соответствующему пункту меморандума с МВФ, количество бюджетников нужно будет сократить на 4%, а в среднесрочной перспективе - до конца 2019 года - более чем на 10%.
Долгожданная приватизация государственных предприятий также вполне может стартовать. Для этого достаточно наконец-то проявить политическую волю, внедрить прозрачные правила приватизации и найти желающих купить предприятия не в среде отечественных олигархов. Из последних примеров возможной приватизации - решение Фонда госимущества о продаже ПАО "Аграрный фонд" и ПАО "Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины" (ГПЗКУ). В качестве покупателя последнего украинская сторона уже якобы "присмотрела" Китайскую национальную корпорацию машинной промышленности и генеральных подрядов (ССЕС).
Более ли менее решается вопрос и с аудитом "ПриватБанка". Согласно требованиям МВФ, международную компанию с хорошей деловой репутацией, которая проведет аудит банка, Украина должна выбрать до конца 2017 года. Компания проверит деятельность банка за последние шесть месяцев перед национализацией. Напомним, ранее аудитом "ПриватБанка" занималась компания Pricewaterhouse Coopers. Однако аудиторские отчеты этой компании не отображали реального положения дел в банке, а именно: они переоценивали его залоги. В итоге, 19 января СМИ со ссылкой на источник в банке сообщили, что аудит годовой отчетности "ПриватБанка" проведет международная компания EY (ранее Ernst&Young) и что якобы набсовет банка уже выбрал эту компанию, но официально с ней еще необходимо подписать контракт. В то же время в самой EY в Украине "Апострофу" эту информацию пока не подтвердили.
"В западной практике есть норма, когда аудитор меняется в обязательном порядке раз в 3-4 года. Думаю, что в смене аудитора нет ничего плохого - это, скорее, необходимость", - прокомментировал тем временем информацию о возможной смене аудитора Шапран.
Когда выделят транш
Важный нюанс - пока украинцы обсуждают требования МВФ по новым траншам, до сих пор нет точной даты, когда мы получим очередной, четвертый транш.
Предоставление Украине третьего транша в размере $1 млрд МВФ одобрил в сентябре 2016 года после годовалой задержки. Четвертый же транш в размере $1,3 млрд мы должны были получить в ноябре 2016 года. Но этого не произошло, и сроки постоянно сдвигаются. Более того, изменилась и сумма транша – теперь она декларируется в размере $1 млрд.
"Мы планируем получить около $1 млрд", - заявил 17 января в интервью Reuters министр финансов Александр Данилюк. Он также подтвердил информацию о том, что выделение этого транша ожидается в начале февраля.
Аналогичную позицию высказал в интервью Bloomberg и президент Петр Порошенко. "Я уверен, что через несколько недель состоится заседание совета директоров МВФ, и мы должны получить его (транш, - "Апостроф")", - сказал Порошенко.
Впрочем, эксперты к названным госчиновниками срокам относятся с сомнением. "Сроки, опять-таки, вызывают сомнения. В декабре НБУ заявлял о получении транша в январе-феврале, сейчас говорят о феврале. Сложно говорить, что это произойдет в те сроки, которые говорит НБУ", - говорит доктор экономических наук Алексей Плотников.
Сомневается в реальности сроков и исполнительный директор международного Фонда Блейзера Олег Устенко. По его словам, получение очередного транша от МВФ вряд ли возможно в течении недели-двух, как заявляет власть. "Это может произойти в конце зимы. То есть не так скоро - через несколько недель или дней - как сказал президент", - считает эксперт.
Отметим, что в словах Устенко может быть доля правды, ведь, по словам отечественных госчиновников, мы до сих пор обсуждаем пункты меморандума. А без его принятия денег Украине не выделят.
"Настоящий текст появится после заседания правления МВФ, на котором будет утвержден транш и, собственно говоря, будет принят этот меморандум", - предполагает Фурса.