RU  UA

Понеділок, 23 грудня
  • НБУ:USD 41.60
  • НБУ:EUR 43.30
НБУ:USD  41.60
Транспорт та зв'язок

Конец "евроблях": сколько денег получила Украина и что будет с нерастамо­женными авто

Что ждет "евробляхи" после льготного периода растаможки

Что ждет "евробляхи" после льготного периода растаможки Фото: GettyImages

В Украине за три месяца действия льготного периода легализовали более 218 тысяч машин на иностранных номерах, при этом вдвое больше "евроблях" по-прежнему не растаможены. "Апостроф" разбирался, что будет дальше с таможенным оформлением "евроблях", и с теми из них, которые так и не перевели на украинскую регистрацию.

Более 218 тысяч автомобилей, 13,5 миллиарда гривен - таков результат эксперимента по введению льготного периода таможенного оформления авто с иностранной регистрацией, который проводился в Украине в течение последних трех месяцев. Именно столько машин за это время было растаможено, а указанная сумма от их растаможки поступила в украинский бюджет (при том, что еще в декабре 2018 года в Министерстве финансов прогнозировали, что госказна пополнится на 5-10 миллиардов гривен). Эти данные официально предоставила Государственная фискальная служба (ГФС) после завершения льготного периода, действовавшего с 25 ноября 2018 года по 22 февраля 2019 года включительно.

Кстати, власти уже придумали, на что потратят полученные от растаможки деньги - их направят на единоразовые выплаты тем, кто получает минимальную пенсию.

Во время действия льготного периода владельцы "евроблях" имели возможность их растаможить, уплатив половину стоимости акциза, а с 23 февраля растаможка осуществляется с уплатой акциза в полном объеме. У "евробляхеров" остаются еще три месяца на то, чтобы оформить свои авто с относительно скромным штрафом в 8500 гривен, это можно сделать до 23 мая включительно. А уже после этого штрафы значительно возрастут. Так, за просрочку с таможенным оформлением авто более чем на 30 суток придется заплатить 170 тысяч гривен. Кроме того, за вождение машины на иностранных номерах оштрафуют на 8500 гривен, а если это произойдет повторно - на 17 тысяч гривен.

По данным ГФС, по состоянию на конец ноября 2018 года в Украине было около 640 тысяч "евроблях". Таким образом, на сегодня нерастаможенными остаются не менее 400 тысяч таких машин (а, скорее всего, более, с учетом ввезенных с указанного времени).

Эксперимент удался

В целом, эксперимент с льготным периодом растаможки "евроблях" можно, скорее, назвать успешным, считают эксперты, опрошенные "Апострофом".

"Для кого акциз играл определенную роль, успели растаможиться", - сказал изданию генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. Он напомнил, что все службы, вовлеченные в этот процесс, к концу льготного периода перешли на режим работы без выходных, а 22 февраля - в последний день действия льготного периода - принимали заявления до полуночи. "Те, кто до полуночи успел подать декларацию, могут даже сегодня растамаживаться - главное было успеть подать", - добавил эксперт.

Фото: УНІАН

По словам генерального директора информационно-аналитической группы "Автоконсалтинг" Олега Омельницкого, как первый шаг легализации "евроблях" закон сработал. "Он принес и деньги в бюджет и позволил более чем 200 тысячам нелегальных автомобилей легализоваться", - отметил он в разговоре с "Апострофом".

Автоэксперт Александр Швец несколько скептичнее оценивает это. "Государство говорит, что результат удовлетворительный - они взяли с народа немного денег", - сказал он изданию.

Но, были, конечно же, и недостатки. Главный из них, считает Олег Назаренко, состоит в том, что постановление Кабинета министров о временном порядке проведения таможенного оформления автомобилей на иностранных номерах было принято только 12 декабря 2018 года, тогда как сам льготный период растаможки официально запустили 25 ноября. "То есть более двух недель было упущено", - сказал он.

Олег Омельницкий согласен с этим. "На мой взгляд, нужно было сделать немного больше период льготной растаможки, поскольку закон начал работать не с первого дня, кроме того, был Новый год - праздники, поэтому, если бы этот период был на месяц-два больше, это дало бы больший эффект", - заявил он (несмотря на такие предложения, власти отказались продлевать льготный период, - "Апостроф").

Ожидаемое затишье

Какой будет динамика растаможки "евроблях" после льготного периода? "Она упадет в разы, а может, и в десятки раз, не остановится до нуля, но вместо тысяч автомобилей в день будут (растамаживаться) десятки авто", - говорит Олег Омельницкий.

По мнению Олега Назаренко, темпы таможенного оформления "евроблях" существенно снизятся, но не остановятся полностью. Он отметил, что в минувшие 3 месяца действовала льгота только по уплате акциза, тогда как НДС и госпошлину все равно нужно было платить в полном объеме. "Я уверен, что и сейчас будут растамаживаться до конца мая, поскольку некоторым (владельцам "евроблях", - "Апостроф") льгота по акцизу ничего не давала", - пояснил он.

Александр Швец также считает, что растаможка авто на иностранных номерах продолжится, и это, прежде всего, будет касаться впервые ввезенных в страну машин. При этом и здесь будет "некоторое затишье - люди должны привыкнуть (к новой реальности, - "Апостроф"), взвесить все за и против", - говорит он. Что касается классических "евроблях", то есть тех автомобилей, которые уже давно находятся на территории Украины, то, по словам Швеца, их растамаживать практически перестанут: "Остались те машины, которые будут либо металлоломом, либо на них просто будут ездить до конца мая (23 мая, когда истечет срок, отведенный на растаможку "евроблях", - "Апостроф"), а потом они где-то встанут, и все".

Даже, если это и преувеличение, то совсем небольшое. Олег Омельницкий отмечает, что многие "евробляхи" покупались для эксплуатации максимум на 1 год, и их никто не планировал растамаживать. "Часть автомобилей нельзя растаможить по той причине, что они покупались по "липовым" документам, выписанным в подворотне на коленке, и найти их владельцев и оформить надлежащим образом не представлялось возможным. Часть автомобилей просто нерентабельно растамаживать, учитывая, что их изначальная цена была 400-500-1000 евро, и платить за них несколько тысяч евро за растаможку владельцы просто не посчитали нужным", - добавляет он.

Фото: uzr.com.ua

По словам Олега Назаренко, многие наши соотечественники завозили в Украину автомобили в расчете на то, что сдадут их в аренду такси. "Купили за 500 евро машину, отдали в такси, и машина за несколько месяцев отбила свою стоимость. И теперь, даже если ее выбросить, человек все равно останется с прибылью", - пояснил специалист.

На металлолом или в Германию

Не растаможенные в срок автомобили, в основном, пойдут на разборку - об этом говорят все эксперты. В украинском Минфине в этом также видят выход из ситуации. Но это - один из вариантов. Второй, по словам замминистра финансов Сергея Верланова, - вывоз автомобилей за пределы территории Украины.

По словам Олега Омельницкого, если действительно будет принято решение о разборке нерастаможенных "евроблях" на уровне государства, - "это будет конфискация и отправка на штрафплощадку, а по истечении какого-то периода через аукционы или еще какие-то механизмы они будут продаваться по цене металлолома". "Вывозить за границу – я не думаю, что есть для этого реальный механизм, тем более, на это не предусмотрены бюджетные средства. Также нужно фрахтовать транспорт – это все не предусмотрено", - отметил эксперт.

Олег Назаренко, в свою очередь, задает риторический вопрос: "А кому за границей это ("евробляхи" из Украины, - "Апостроф") надо?". "Когда в Украине появится толковая власть, и сюда придут инвесторы и начнут здесь создавать рабочие места и платить украинцам по 2-3 тысячи евро, украинцы перестанут ездить на старых автомобилях, а если зарплаты еще больше повысятся, старые машины мы начнем вывозить в Германию", - резюмировал эксперт.

Читайте також

Поновлення авіапольотів в Україні: що відомо, коли чекати

В умовах продовження війни в Україні відновлення авіапольотів можливе зі Львова, Бориспіль під великим питанням