В четверг в Минске лидеры ЕС, Украины и России одобрили новый пакет договоренностей об урегулировании конфликта на востоке Украины. Документы полностью соответствуют минским договоренностям, достигнутым в сентябре прошлого года. Новым является лишь положение о необходимости внесения изменений в Конституцию «с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей». При этом в документах ни слова не сказано о федерализации, автономии или внеблоковом статусе для Украины. Эксперты назвали достигнутые договоренности «победой украинской дипломатии», отметив при этом, что реальное выполнение их маловероятно – самое большее, чего удастся добиться, это временное перемирие и обмен заложниками. Новая эскалация окончательно лишит Запад иллюзий относительно договороспособности России, уверены аналитики.
Переговоры лидеров Украины, России и Евросоюза начались в Минске в среду поздно вечером. На эту встречу стороны возлагали большие надежды. Президента России Владимира Путина канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд склоняли к диалогу на протяжении последних недель. Проект договоренностей обсуждался за закрытыми дверями с прошлой пятницы сначала с Петром Порошенко, а затем с самим господином Путиным.
В ожидании результатов переговоров в минском Дворце Независимости собралось около 400 журналистов. Встреча продолжалась более 16 часов за закрытыми дверями в узком и расширенном формате. Уже утром после 11.00 стороны обнародовали два итоговых документа – декларацию лидеров, участвующих в переговорах, и комплекс мер по выполнению минских соглашений, достигнутых в сентябре 2014 года.
Декларацию президенты и канцлер не подписывали. «Мы заверили ее выполнение своими словами»,– сообщил журналистам после переговоров министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
Новые старые договоренности
Согласно документу, все лидеры, в том числе и Владимир Путин, публично задекларировали «полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины», призвали к выполнению минских договоренностей и комплекса мер по выполнению этих соглашений.
Сам факт того, что Владимир Путин фактически выступил гарантом имплементации этих документов, является крайне важным, полагает глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. «В сентябре минские договоренности подписал только Михаил Зурабов (посол России в Украине, член контактной группы в Минске.– А'). Сейчас есть одобрение от всех лидеров, в том числе и от Путина. То есть Путин взял ответственность за выполнение этого документа. Если Россия не будет выполнять или будет нарушать его, это будет для Запада утратой последних иллюзий»,– заявил А' эксперт.
Второй документ – комплекс мер по выполнению минских соглашений был подписан как представителями контактной группы (Украина, Россия и ОБСЕ), так и представителями самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР». Поначалу делегаты от сепаратистов отказались подписывать наработанный документ. Чтобы они приняли поставленные им условия, по словам Ангелы Меркель, «российскому президенту пришлось надавить на них».
Примечательно, что документ не содержит формулировок, которые бы противоречили достигнутым в сентябре прошлого года договоренностям.
Главным достижением сторон можно назвать решение о «незамедлительном и всеобъемлющем прекращении огня», которое начнется в полночь 15 февраля, также речь идет о «создании зоны безопасности» минимум в 50 км шириной путем отвода тяжелого вооружения обеими сторонами конфликта на протяжении 14 дней с дня прекращения огня. Была достигнута компромиссная формулировка – украинским войскам следует отойти от фактической линии соприкосновения, а сепаратистам от линии соприкосновения согласно минскому меморандуму от 19 сентября 2014 года.
Помимо этого стороны договорились о проведении местных выборов на Донбассе «в соответствии с украинским законодательством» и обмене заложников «всех на всех» на протяжении пяти дней после прекращения огня. В том числе, будет освобождена украинская летчица, находящаяся под стражей в России, Надежда Савченко. «Ситуация прояснилась. Дело Савченко формально продолжится. Оно завершится процессуальным способом. Хотя невиновность Надежды Савченко очевидна»,– пояснил на своей странице в Twitter адвокат госпожи Савченко Марк Фейгин.
Федерализации нет
Одним из ключевых моментов является то, что в подписанном документе нет ни слова о федерализации или автономии для самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР». Более того, некий особый статус будет определен в соответствии с уже принятым законом «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Все дополнительные требования – социально-экономическая поддержка в регионе, отряды народной милиции, полная амнистия для сепаратистов, особый порядок избрания прокуроров и судей, а также особый статус русского языка в регионе – и без того содержатся в уже существующем законе.
Новшеством является необходимость для официального Киева провести конституционную реформу, которая должна вступить в силу до конца 2015 года. При этом реформа должна «предполагать в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов)».
– Несмотря на жесткое настаивание, ни на какой статус автономии мы не пошли. У нас на сегодняшний день подчеркнуто, что мы будем это делать в рамках конституционных изменений по децентрализации. Также ни на какой компромисс по федерализации мы не пошли. Ни автономии, ни федерализации в документе нет,– заявил по итогам переговоров Петр Порошенко.
Стороны договорились и о восстановлении «полного контроля над государственной границей». Восстановление должно начаться в первый день после проведения местных выборов на Донбассе и завершиться до конца 2015 года, в случае проведения конституционной реформы.
Деньги после выборов
Отдельно стороны обсудили вопрос социального обеспечения Донбасса. Было определено, что официальный Киев «полностью восстановит социально-экономические связи, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты». Лидеры же стран ЕС обязались обеспечить техническую поддержку для восстановления сегмента банковской системы в «затронутых конфликтом районах». Однако это не следует расценивать как немедленное и безоговорочное содержание Донбасса. Речь идет лишь об «определении модальностей» восстановления таких выплат, то есть украинской власти следует самой определить, как и когда состоится такое восстановление.
Петр Порошенко сразу же прояснил этот вопрос в беседе с журналистами: «Социальные выплаты должны быть возобновлены, но после стабилизации политической ситуации, проведения выборов и восстановления государственного суверенитета Украины на оккупированных территориях».
В большинстве своем лидеры ЕС приветствовали результаты переговоров. Франсуа Олланд назвал достигнутые договоренности «облегчением для Европы и надеждой для Украины». При этом Ангела Меркель отметила, что у нее «нет никаких иллюзий». «Все еще много работы впереди, но у нас есть реальный шанс изменить все к лучшему. Теперь у нас есть проблеск надежды»,– заявила канцлер.
Впрочем, отдельные политики не разделили этого оптимизма. Президент Литвы Даля Грибаускайте назвала это решение «абсолютно слабым». «Основная часть решения – это контроль над границей. Она не была согласована. Это означает, что граница открыта для прохода любых военных и любого вооружения»,– отметила госпожа Грибаускайте.– Пять месяцев назад у нас уже было одно соглашение о прекращении огня, оно не было имплементировано».
Призрачный шанс на мир
Украинские эксперты напротив заявили, что достигнутые договоренности «дают шанс на урегулирование конфликта на востоке», однако также с сомнением отнеслись к перспективам их реализации. «В лучшем случае может быть прекращение огня, и в самом лучшем случае – обмен пленными. Эти документы не дают ответа на стратегический вопрос политического урегулирования российско-украинского конфликта. Рано или поздно выполнение этого документа будет сорвано»,– заявил А' политический аналитик Института Евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач.
«Учитывая требования Владимира Путина, это победа наших дипломатов, они отстояли все принципиальные позиции нашей страны. Мы отказались от федерализации, автономии и внеблокового статуса. Есть компромиссы, но это закономерно. Но большой вопрос, будет ли выполняться этот документ. Есть опасение, что срыв может быть уже в ближайшее время. Будем реалистами, по горькому опыту, лучшее, на что можно рассчитывать – это относительное перемирие, о полном прекращении огня вряд ли будет идти речь»,– согласился с коллегой Владимир Фесенко.
При этом господин Фесенко полагает, что новый виток эскалации конфликта по вине России «лишит Запад последних иллюзий».
«Формирование антипутинской коалиции уже началось в Минске. На психологическом уровне Путин уже воспринимается как оппонент, по сути Меркель и Олланд не посредники, а члены команды Порошенко. Я думаю, что формирование коалиции будет продолжено сегодня в Брюсселе и окончательно будет закреплено после нарушения Россией этих договоренностей, и я боюсь, что это произойдет быстрее, чем мы думаем»,– заявил Владимир Горбач.