RU  UA  EN

Середа, 8 січня
  • НБУ:USD 42.15
  • НБУ:EUR 43.55
НБУ:USD  42.15
Політика

Кремль давит на меджлис, чтобы удержать Крым

Нарушение прав человека в Крыму – еще один повод для международного давления на Кремль

Нарушение прав человека в Крыму – еще один повод для международного давления на Кремль Фото: УНИАН

Годовщина силового захвата Верховной Рады Крыма российскими «зелеными человечками» временно вернула тему аннексии полуострова на страницы СМИ. Однако прошедший год показал, что конфликтом на Донбассе России удалось отвлечь внимание от вопроса Крыма. В то же время в переговорах с Россией ни Украина, ни Запад не должны выносить этот вопрос за скобки.

Разжигая сепаратистские настроения и сознательно провоцируя кровопролитие на Донбассе, Россия пыталась достичь нескольких целей. Во-первых, навязать Украине федерализацию, при которой два пророссийские региона могли бы фактически блокировать любую инициативу центра. Во-вторых, обострить конфликт между Донбассом и остальной Украиной, чтобы его можно было использовать как долгосрочный инструмент давления на Киев. И в-третьих, отвлечь внимание украинского правительства и мирового сообщества от темы аннексии Крыма.

Последнее практически удалось: Крым не обсуждается на уровне ООН, здесь не действуют наблюдательные миссии ОБСЕ, об аннексии вообще не упоминалось ни в первых, ни во вторых Минских договоренностях.

Исключая Крым из «переговорного меню», Украина и Запад неосознанно играют по российскому сценарию. В соответствии с ним, присоединение Крыма к России является свершившимся фактом, а вот относительно Донбасса, по мнению россиян, необходимо договариваться, причем на их условиях.

Российская оккупационная власть постоянно нарушает права проукраински настроенного местного населения. Каждый из этих фактов должен четко документироваться и использоваться на международном уровне для усиления давления на Россию. Если этого не делать, крымские татары, которые официально признаны коренным народом полуострова, и украинцы с активной гражданской позицией останутся один на один с репрессивной машиной Кремля. Ничем не помогут и международные правозащитники – 1 марта 2015 года Россия не допустила на территорию полуострова спецдокладчика ООН Риту Исаак, которая занимается мониторингом нарушения прав крымских татар.

Наибольшее давление испытывает меджлис крымскотатарского народа. Россия не ограничилась запретом на въезд лидеров этого объединения Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова. 29 января 2015 года был арестован и.о. председателя меджлиса Ахтем Чийгоз за организацию митинга крымских татар 26 февраля 2014 года ‒ в период, когда полуостров еще не был оккупирован. Продлив его арест до 19 мая 2015 года, Россия пытается запугать других членов меджлиса и получить контроль над этим органом.

Недавно российские власти в Крыму требовали восстановить членство в меджлисе крымских татар, исключенных за сотрудничество с Кремлем: вице-спикера «госсовета» Крыма Ремзи Ильясова, вице-мэра Симферополя Тейфука Гафарова и главу госкомитета по делам межнациональных отношений и проблемам депортированных граждан Заура Смирнова. Вторым требованием России стало назначение Ремзи Ильясова исполняющим обязанности главы меджлиса. Москва также пытается провести курултай, чтобы изменить меджлис, но, по словам Мустафы Джемилева, из 33 делегатов курултая россияне могут рассчитывать на поддержку только трех.

За последний год полуостров покинули около 10 тысяч крымских татар. Крымскотатарские СМИ ‒ на грани исчезновения: после блокировки работы телеканала ATR власти Крыма пытаются лишить радиочастот единственную крымскотатарскую радиостанцию Meidan.

Рефат Чубаров отмечает необходимость разработки государственной стратегии по Крыму, которая основывалась бы на поддержке проукраинского населения на полуострове и использовании дипломатии для международного давления на Кремль.

Пока усилия украинского правительства в этой сфере не дали результатов. До сих пор не создана Государственная служба по вопросам Крыма, на которую в прошлом году было выделено 1,5 млн грн, а в этом – 2,8 млн грн. Россия же начала создавать новые институты сразу – там действует Министерство по вопросам Крыма и «профильный» вице-премьер.

Украинской власти важно активизировать информационную работу по «крымскому вопросу» ‒ как на международной арене, так и на самом полуострове. Обеспечение доступа местного населения к украинским СМИ, системе образования и здравоохранения может постепенно увеличивать долю проукраински настроенного населения. По данным крымских активистов, уже сейчас Украину поддерживают до 30% крымчан, среди которых ‒ не только крымские татары и этнические украинцы, но и представители мелкого и среднего бизнеса, давление на которых усилилось после введения российского законодательства и попыток местной элиты принять участие в перераспределении собственности.

Важно также восстановление транспортного сообщения между Украиной и Крымом, поскольку блокада вызывает изоляцию полуострова и разрушает связи местных жителей с «материковой» Украиной, подталкивая их к большей интеграции с Россией.

Читайте також