Движение "Правый сектор" (ПС) занимает все более антагонистическую позицию по отношению к украинской власти. То, что националисты хотят ослабить руководство страны, которое и так уже пострадало от политических и экономических проблем, вызывает беспокойство. Украинская власть оказалась зажата в ловушке между более мощными силами Востока и Запада, погрязла в долгах и вынуждена бороться с тлеющим военным конфликтом на Донбассе. Вместе с тем, несмотря на планы ПС провести референдум о недоверии власти и вероятность новых столкновений его активистов с правоохранителями, угроза организации для украинских руководителей пока, скорее, символическая, чем реальная. Такой вывод делают специалисты американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor, отчет которой есть в распоряжении "Апострофа".
Во время акции протеста, организованной "Правым сектором" на Майдане Незалежности в Киеве 21 июля, от 3 до 5 тыс. его сторонников выступили против украинских властей, напоминают эксперты. "Правый сектор" периодически организует демонстрации с обвинениями в коррупции в адрес руководства страны. Помимо политических лозунгов, организация также выступает за активизацию мероприятий по защите безопасности Украины от пророссийских сепаратистов на Донбассе. Несмотря на незначительную численность ПС и его достаточно слабое влияние, недавние акции протеста от других отличаются слишком смелым призывом к референдуму, отмечается в документе.
В Stratfor напомнили о заявлении лидера "Правого сектора" Дмитрия Яроша о том, что организация приступит к созданию "революционных комитетов", ответственных за организацию голосования на референдуме против украинского правительства по всей стране. Глава ПС добавил, что на референдум будут вынесены и другие вопросы, в том числе юридическое признание и вооружение добровольческих батальонов, а также введение военного положения на востоке Украины. Ярош не назвал конкретную дату проведения референдума, но сказал, что "Правый сектор" займется его организацией с 22 июля.
"Правый сектор" сыграл важную роль в свержении бывшего президента Украины Виктора Януковича во время Евромайдана в 2014 году, напоминают аналитики. "С тех пор у этой военизированной организации сложились непростые и противоречивые отношения с новым прозападным правительством в Киеве. Хотя группа и сотрудничает в Восточной Украине с регулярными войсками и сражается рука об руку с ними, некоторые члены "Правого сектора" конфликтуют с другими представителями государственных структур в других областях. Например, 11 июля произошла перестрелка с участием членов "Правого сектора" и милиции на Закарпатье (в Мукачево, — "Апостроф"), в результате чего были жертвы. Такие акты насилия, как правило, происходят из-за отказа "Правого сектора" подчиняться государственным службам охраны правопорядка. Организация, кроме того, известна тем, что пытается взять в свои руки решение таких вопросов, как коррупция и контрабанда. Неудивительно, что ПС — последний крупный батальон, который так не подчинился официально (или неофициально) украинскому военному командованию или МВД", — делается вывод в отчете американских аналитиков.
В Stratfor уверены, что "публичная попытка "Правого сектора" организовать всенародный референдум против украинского правительства тревожна для Киева, который уже борется с финансово-экономическими проблемами и растущими потерями вследствие нарушений условий соглашения о прекращении огня вдоль линии соприкосновения на востоке Украины". "Существует, тем не менее, несколько факторов, которые могут ослабить стремление "Правого сектора" к проведению референдума. Во-первых, согласно Конституции Украины, для всенародного референдума необходимы 3 миллиона подписей — и это лишь для того, чтобы данный вопрос вообще был рассмотрен. После чего правительство будет нести ответственность за проведение голосования. Таким образом, запуск "Правым сектором" процесса проведения референдума без одобрения правительства технически будет незаконным. Даже если бы ПС имел официальный статус, маловероятно, что организация сможет получить необходимую общественную поддержку для проведения референдума. Политическое крыло организации, которое создало официальную партию в 2014 году, получило всего лишь 1,8% голосов на последних парламентских выборах (при этом Дмитрий Ярош прошел в Верховную раду по мажоритарке, — "Апостроф"). Согласно результатам опросов, партия по-прежнему имеет рейтинг значительно ниже 5%", — говорится в отчете.
"Тем не менее, как показали недавние инциденты на западе Украины, "Правый сектор" представляют собой угрозу безопасности", — делают вывод аналитики. "Есть также вопросы в отношении нескольких батальонов "Правого сектора", которые с линии фронта на востоке страны направились в Киев (напомним, в организации опровергли эту информацию еще до публикации отчета американских экспертов, — "Апостроф") с тем, чтобы принять участие в недавних акциях протеста. И хотя "Правый сектор" заявляет о наличии более, чем 10 тыс. сторонников, численность его испытанного в боях воинского подразделения, на самом деле, приближается к 500-та. Кроме того, Дмитрий Ярош не имеет достаточно сильного влияния на всех членов "Правого сектора" и ячейки организации по всей стране. Вдобавок организация находится под прицелом западных покровителей Киева: посол США в Украине Джеффри Пайетт недавно осудил действия "Правого сектора" в Западной Украине, подчеркнув, что официальные органы защиты правопорядка страны должны иметь монополию на применение силы и оружия", — отмечают американские разведчики.
В связи с этим, они делают такой вывод: "Прямой вызов "Правого сектора" правительству имеет, скорее, символическое значение, чем несет физическую угрозу. Украинская власть оказалась зажата между пророссийскими сепаратистами (боевиками ДНР и ЛНР, — "Апостроф"), с одной стороны, и бойцами националистических групп — с другой. Наряду с тем, что Россия давит на Киев, чтобы предоставить сепаратистским регионам (оккупированным, в частности, войсками РФ, — "Апостроф") больше уступок, "Правый сектор" призывает к отказу от Минского процесса и введению военного положения на Донбассе, что оказывает дополнительное давление на Киев".
Вместе с тем, по данным частной разведки США, чтобы отследить влияние ПС на ситуацию в стране, необходимо в дальнейшем обратить внимание на такие факторы:
"— Количество людей, которых "Правый сектор" может организовать для того, чтобы участвовать в инициированном им референдуме, а также меры (если таковые будут), которые украинское правительство станет принимать в отношении организации.
— Статус добровольческих батальонов "Правого сектора", которые в настоящее время находятся на передовой, участвуя в конфликте на востоке Украины, а также любые изменения мест их дислокации.
— Любые дальнейшие инциденты между членами "Правого сектора" и государственными органами правопорядка и воинскими формированиями по всей стране.
— Политическую позицию России относительно "Правого сектора" и их потенциальные связи вероятнее всего, негласные или опосредованные.
— Позицию Киева касательно организации, особенно притеснение ее членов".