RU  UA  EN

Четвер, 21 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Політика

В ближайшее время Украина получит от ЕС важные новости, - депутат Европарламента

Европа готовит положительный сигнал для Украины по поводу безвизового режима

Европа готовит положительный сигнал для Украины по поводу безвизового режима Cопредседатель Комитета парламентского сотрудничества между Украиной и ЕС, депутат Европарламента Андрей Пленкович Фото: European Union/Nuno Rodrigues

В среду, 20 апреля, в Украину приедет еврокомиссар по вопросам расширения ЕС Йоханнес Хан. В ходе своего визита он должен сообщить украинцам "важную информацию", связанную с безвизовым режимом. В виду того, что Киев выполнил все требования по визовой либерализации, он может рассчитывать на отмену виз уже через три месяца. Об этом и других нюансах взаимоотношений между Киевом и Брюсселем в интервью "Апострофу" рассказал сопредседатель Комитета парламентского сотрудничества между Украиной и ЕС, депутат Европарламента АНДРЕЙ ПЛЕНКОВИЧ. Разговор с ним состоялся в кулуарах Киевского форума по безопасности.

- С каждым днем приближается время ежегодного саммита Украина-ЕС. Можно ли сейчас говорить о конкретных датах мероприятия?

- Это должен решить Совет ЕС. Я знаю, что мероприятие должно состояться в мае, но точных дат пока нет.

- Какие вопросы будут в повестке дня саммита Украина-ЕС, на что новое может надеяться Киев?

- 25 и 26 апреля у нас должно состояться следующее заседание комитета по Ассоциации, после чего можно будет говорить о конкретных рекомендациях по саммиту. По моему мнению, в центре внимания будут вопросы безопасности, экономики, имплементации программ ЕС, а также гуманитарной ситуации в Украине.

- Наверняка в этот раз нам следует ожидать хороших новостей в отношении отмены визового режима?

- Вопрос визовой либерализации состоит в том, что соответствующее предложение Совету ЕС и Европарламенту должна подать Европейская комиссия. Буквально только что у меня был разговор с комиссаром Ханом (еврокомиссар по вопросам расширения ЕС Йоханнес Хан, - "Апостроф"), который отвечает за политику расширения и добрососедства ЕС, и он заявил о своем скором визите в Украину. Я не знаю, сказал ли он об этом, но это произойдет в ближайшие дни. Назвать точные даты отмены виз — его компетенция. Со стороны Украины больше ничего не требуется выполнить. Так что предложение Еврокомиссии поступит в Совет ЕС и в Европарламент. Там оно будет проходить стандартную процедуру слушания в комитетах. Со своей стороны я гарантирую, что все будет сделано максимально быстро.

- Судя по опыту Молдовы, с момента подачи соответствующей рекомендации до реальной отмены виз должно пройти около двух месяцев?

- Да, около двух-трех месяцев.

- Мои источники в Еврокомиссии сообщили, что приезд еврокомиссара Хана в Украину должен состояться в следующую среду, 20 апреля. Судя по всему, он привезет нам хорошие новости по безвизовому режиму?

- Он мой хороший друг и я не хочу рассказывать вещи за него. Пусть он сам сообщит украинцам важные новости.

- Но в общих чертах вы то можете описать, на что нам рассчитывать?

- Еврокомиссия, несмотря на результаты голландского референдума, готова продолжить реализацию своего предложения о визовой либерализации для Украины. Я могу заверить вас, что я со своими коллегами в Европейском парламенте сделаем все, чтобы подать гражданам Украины и всем тем, кто стоял на Майдане два года назад, положительный сигнал.

- Неутешительные для Киева результаты голландского референдума о ратификации Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС многие эксперты назвали проявлением утраты Киевом кредита доверия на Западе. Так ли это?

- Я считаю, что за последние 25 лет в восточной Европе не было страны, которой бы предоставлялось так много политической, экономической и финансовой помощи, как Украине. Возможно такая приверженность была в начале 1990-х, когда 10-12 стран хотели присоединиться к Европейскому Союзу. Тогда Еврокомиссия очень помогала им. А что касается референдума, то, по моему мнению, подобные вопросы не должны быть предметом национального уровня. Я считаю, что неуместно проводить национальный референдум по европейскому вопросу с международными последствиями. Это можно назвать как угодно, но не голосованием по Украине. Возможно, это была попытка сказать "Нет" всему европейскому проекту. Причем она исходила лишь от части, и, я подчеркиваю, это была небольшая часть голландских избирателей. Мы говорим о 2,5 млн человек, которые представляют 0,61% от общего населения Евросоюза. Тем не менее это произошло, и сейчас нужно искать решение.

- Что в этой связи может сделать Украина?

- Официальный Киев для этого ничего не должен делать. Потому что Украина сделала все, что от нее требовалось в плане ратификации Соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом. Теперь нужно подождать, что предложат наши голландские коллеги, каково будет их видение выхода из ситуации. Потому что действие соглашения в полную силу — задача для ЕС.

Cопредседатель Комитета парламентского сотрудничества между Украиной и ЕС, депутат Европарламента Андрей Пленкович во время Киевского форума по безопасности Фото: facebook.com/andrej.plenkovic.rh

- Еще одна из задач ЕС — поддержка Украины в ее борьбе с Россией, не так ли?

- Конечно. На прошлой неделе в Брюсселе были дебаты по поводу второй годовщины аннексии Крыма. Я хочу подтвердить нашу приверженность территориальной целостности Украины. Причем мы говорим не только об оккупированных регионах Донецкой и Луганской областей, но также о Крыме. По нашему мнению, ни в политической, ни в международной плоскостях эти вопросы разделять нельзя. Факт того, что Германия и Франция являются участниками "нормандского формата" от Европейского Союза по имплементации Минских соглашений на высшем уровне, увеличивает желание ЕС помочь Украине и дать ей побыстрее реинтегрировать эти регионы мирным способом. Мы наблюдаем за ростом обстрелов в последнее время и консультируемся по этому поводу с нашими коллегами из ОБСЕ. Мы сделаем все возможное для стабилизации ситуации.

- Как насчет восприятия в Брюсселе инициатив официального Киева? Возьмем, к примеру, так называемый "черный список Надежды Савченко". Его привез с собой президент Украины Петр Порошенко в ходе своего недавнего визита в ЕС. Литва уже ввела санкции в отношении фигурантов списка, но другие страны Союза пока молчат. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Европейский Союз в целом и Европарламент в частности неоднократно высказывались в поддержку Надежды Савченко и за ее освобождение. Мы постоянно пытаемся держать Россию под давлением в этой связи. В конце концов, Савченко — наша коллега. Ее избрали народным депутатом Украины, она является членом украинской делегации парламентской ассамблеи Совета Европы. Поэтому наша позиция на этот счет очень жесткая. Тут дело в другом: что по этому поводу сделает Совет ЕС — я не могу ответить на соответствующий вопрос.

- Этот санкционный список должна принимать каждая страна отдельно или ЕС в целом?

- Возможно, было бы намного лучше, если бы это было институциональное решение на уровне всего Евросоюза. Потому что от этого был бы больший эффект.

- Как насчет поддержки этой инициативы в Брюсселе?

- Я знаю, что на Совете по иностранным делам ЕС была предпринята попытка поднять этот вопрос, но я не знаю о решении, какое было принято на нем.

- Какова позиция Брюсселя в отношении еще одной украинской инициативы, которую, как кажется, оставили без внимания на Западе? Я говорю о формате "Женева плюс" как инструменте по деоккупации Крыма.

- Что касается вопросов безопасности, то я об этом уже сказал. Источник проблем на Донбассе и в Крыму один и тот же. Недавно состоялась годовщина беспрецедентного супербыстрого референдума в Крыму, который никто не признает. Так что политика непризнания продолжится.

- Вряд ли полуостров удастся вернуть Украине лишь благодаря политике непризнания?

- Участие Европейского Союза, будь-то "нормандский" формат или "Женева плюс", направлен на реинтеграцию в Украину как Донбасса, так и Крыма. Это позиции, от которых мы не откажемся. Потому что это те пункты, на которых настаивают не только ЕС, но и НАТО и все международное сообщество. Никаких компромиссов по поводу территориальной целостности Украины не будет. Первый или второй формат - другой вопрос.

- Но вопрос то в том, что в Минских соглашениях нет ни слова про Крым!

- По состоянию на сейчас, Минский формат – именно тот процесс, который поддерживает Европейский Союз. Мы хотим увидеть прогресс, создание таких условий на месте, которые позволили бы провести выборы. Они должны состояться в соответствии с украинским законодательством и при международных наблюдателях.

- Как в таком случае можно говорить о неразрывности вопросов Донбасса и Крыма?

- Именно поэтому я сказал, что формат "Женева плюс" - самый лучший инструмент для реинтеграции Крыма.

Читайте також