В среду, 30 декабря, лидеры стран "нормандской четверки" провели телефонные переговоры, посвященные реализации Минских соглашений. Основным их итогом стало продление Минска-2 на 2016 год. Это оставит прежний набор инструментов, с помощью которых можно оказывать давление на Москву и подконтрольных ей боевиков, чтобы закончить войну на Донбассе. По данным "Апострофа", украинская сторона хотела бы включить в Минские соглашения вопрос освобождения Крыма, однако никто, кроме Киева, в этом не заинтересован. По мнению экспертов, в такой ситуации Украине следует воспользоваться возможностями, которые дает непостоянное членство в Совете Безопасности ООН. В этой связи Киев собирается склонить международное сообщество к развертыванию на Донбассе миротворческой миссии ООН.
Состоявшиеся 30 декабря телефонные переговоры лидеров стран "нормандской четверки", в которую входят Украина, Германия, Франция и Россия, стали последними в 2015 году. Петр Порошенко, Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Владимир Путин в который раз договорились о необходимости полного прекращения огня. Впрочем, главным итогом переговоров стало формальное продление Минских договоренностей на 2016 год.
О том, что такое решение будет принято, стало понятно еще после окончания встречи Трехсторонней контактной группы по Донбассу 22 декабря. Тогда специальный представитель ОБСЕ на переговорах в Минске Мартин Сайдик заявил о продлении консультаций, которые осуществляются в рамках Минска-2, на следующий год. Более того, в это же время был составлен график последующих переговоров, первый раунд которых должен состояться 13 января 2016 года.
Украинская сторона была бы не против несколько "переписать" существующие Минские соглашения и включить в них ряд пунктов, среди которых фигурировала бы тема Крыма (сейчас проблема аннексии полуострова никак не фигурирует в данном документе), а также четкие механизмы и очередность прекращения войны на Донбассе. Об этом неоднократно высказывались некоторые украинские политики, и, как сообщает источник "Апострофа" в дипломатических кругах, эти предложения выдвигались украинской стороной на встречах с лидерами международного сообщества. "Однако, кроме Киева, в этом практически никто не заинтересован. Страны Запада считают, что поскольку Минские соглашения привели к сокращению обстрелов на Донбассе, то являются эффективными. Россия никогда не согласится включить в договор тему Крыма, который считает своим. Такая позиция исключает возможность заключения нового соглашения, что вынуждает продолжать действие текущих договоренностей", — отметил собеседник издания.
Инструменты ООН
Такая позиция сторон создает предпосылки для того, что Минские соглашения впоследствии могут продлить не только на 2016, но и 2017 год, считает политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач. По его словам, в ближайшее время ситуация с выполнением Минска-2 будет оставаться неопределенной, а критическим месяцем, определяющим дальнейший ход событий на Донбассе, станет февраль. "На это время в самопровозглашенных республиках назначили так называемые "местные выборы", возможное проведение которых сильно усложнит ситуацию", — подчеркнул эксперт. Он считает, что нынешняя позиция Запада не позволит изменить существующий формат переговоров, который теоретически можно расширить за счет США, Польши и ряда других стран: "Пока на Западе будет сохраняться иллюзия эффективности Минска-2, не следует ожидать ни пересмотра этих договоренностей, ни изменения формата переговорщиков".
Таким образом, украинским властям нужно попытаться использовать другие механизмы для воздействия на Россию. Например, возможности, которое дает непостоянное членство Украины в Совете Безопасности ООН, которое начинается с 1 января 2016 года. Как заявил "Апострофу" представитель Украины при ООН Владимир Ельченко, тема восстановления украинского контроля над оккупированным Донбассом и аннексированным Крымом станут ключевыми на последующие два года членства Украины в Совбезе. По словам дипломата, Киев собирается склонить международное сообщество к развертыванию на Донбассе миротворческой миссии ООН, а также открыть в стране отдельный офис ООН, который бы следил за выполнением Минских соглашений.
При этом Ельченко не стал раскрывать деталей украинской инициативы по поводу развертывания миротворческой миссии, но сказал, что среди членов Совбеза "существует некая неуверенность в том, что миссия ООН сможет действовать более эффективно, чем уже развернутая в Украине мониторинговая миссия ОБСЕ". Подобное сравнение наталкивает на мысль, что сейчас Украина ведет консультации, скорее, о миссии ООН по поддержанию мира. Подобные миссии в основном проводили операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн. Следовательно, у них нет широты полномочий, которая имеется у миссии по "принуждению к миру". Тем не менее, даже эту инициативу будет сложно реализовать ввиду того, что Россия может воспользоваться в данном вопросе своим право вето.
В этой связи, считает председатель правления Международного центра перспективных исследований Василий Филипчук, Украине следует воспользоваться возможностями Генеральной Ассамблеи ООН. Это нужно для того, чтобы обойти российское право вето в Совбезе, с помощью которого Москва может заблокировать любое не устраивающее ее предложение. "Можно использовать всем известную резолюцию ООН "Объединение ради мира", чтобы вынести вопрос России на Генассамблею, где ни у кого нет права вето, и где две трети голосов могут квалифицировать РФ как страну-агрессора. Впоследствии это может помочь устранить Россию от рассмотрения вопроса по Украине в рамках Совета Безопасности. Потому что в рамках Устава ООН есть положение, позволяющее ограничить возможность стороны, которая принимает участие в конфликте, на принятие соответствующего решения", — подчеркнул "Апострофу" Филипчук. Впрочем, добавил он, сейчас не понятно, готова ли Украина пойти на такие шаги.
Украину поддержат совместными усилиями
Помимо усилий официального Киева, подчеркнул в разговоре с корреспондентом "Апострофа" бывший советник при Совете Европы, немецкий политолог Андре Хертель, не следует забывать о проукраинской позиции Запада. "Уже сейчас можно практически с уверенностью сказать, что если Минские соглашения не будут выполняться Москвой и боевиками, то продленные недавно санкции Европейского союза будут продлены еще, вплоть до 2017 года", — подчеркнул эксперт. Впрочем, по его словам, западные страны будут давить на Москву с целью прекращения огня на Донбассе, однако дополнительных инструментов для этого применять не будут: "В странах ЕС и так существуют разногласия относительно целесообразности экономических санкций против РФ, поэтому новых санкций, без значительного обострения на востоке Украины, ожидать не стоит".
Эксперт считает, что страны ЕС будут выражать всяческую поддержку Киеву, элементами которой будут не только финансовая помощь, но и политические уступки в виде предоставления Украине безвизового режима. "Уже сам отчет Европейской комиссии о выполнении Украиной плана действий по визовой либерализации был ярким свидетельством тому, что ради сохранения проевропейского курса Киева Брюссель готов закрыть глаза на некоторые проблемы", — считает Хертель. Поэтому уже в конце лета — начале осени 2016 года Украина может рассчитывать на предоставление ей безвизового режима.
Вместе с тем, подчеркнул Василий Филипчук, в преддверии президентских выборов в США, которые должны состояться в ноябре 2016 года, Вашингтон может ослабить свою поддержку Киева. "Обычно за полгода до президентских выборов внешнеполитическая активность США значительно снижается. Я считаю, что, начиная с марта 2016 года, Белый дом будет менее активен в урегулировании ситуации в Украине", — сказал он. Однако, по мнению Филипчука, это не ослабит позиции Киева на переговорах, поскольку основные проблемы Украины, по его словам, связаны с внутригосударственными разногласиями.
Таким образом, продление Минских договоренностей на 2016 год во многом сохранит текущий статус-кво. Причем не только на Донбассе, но и во взаимоотношениях Украины с Россией и РФ с Западом. Это, в свою очередь, оставит прежний набор инструментов, с помощью которых можно надавить на Москву и подконтрольных ей боевиков самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Тем не менее, членство Украины в Совете Безопасности ООН, которое начинается с 1 января, предоставит Киеву ряд инструментов для противодействия российской агрессии. Насколько их удастся реализовать — покажет время. Но с учетом поддержки Украины со стороны международного сообщества весьма вероятно, что это удастся уже в течение ближайших нескольких лет.