Закон Украины "Об очищении власти", вступивший в силу полтора года назад, должен был убрать с должностей чиновников времен Виктора Януковича. Но несмотря на некоторые изменения и увольнение по формальным признакам части второстепенных функционеров, многие "кадры Януковича" и дальше остаются у власти. Общественные организации, контролирующие процесс люстрации, утверждают, что благодаря покровительству со стороны новой власти многим одиозным чиновникам удалось не только избежать санкций, но и продолжить свою карьеру, в частности, в системе органов прокуратуры.
Украинское общество ожидало начала очищения власти немедленно после победы Майдана. Прошло больше двух лет, но кадры Януковича, которые продолжали верно служить предыдущей власти не только до Майдана, но и в дни, когда на Институтской убивали протестующих, дальше занимают высокие должности на центральном и особенно региональном уровнях. Закон Украины "Об очищении власти" оказался мало эффективным инструментом, уволив по формальным признакам только тех, кто не был в состоянии придумать варианты остаться в своих креслах или использовал погрешности указанного закона.
"Апостроф" с помощью активистов всеукраинских и региональных общественных организаций начинает спецпроект "Кадры Януковича у власти". Вместе с активистами мы проанализируем результаты реализации закона и укажем на вопиющие примеры, когда те, кто первыми должны были понести ответственность, дальше "руководят" страной. Просим всех располагающих информацией о неисполнении закона Украины "Об очищении власти" присылать соответствующую информацию в редакцию издания.
Вечные прокуроры
Прокуратура всегда была и остается лакомым кусочком среди государственных органов. Как сообщил глава общественной организации "Украинский координационный совет", являющейся соучредителем всеукраинского общественного движения "Антикоррупционный Майдан", Андрей Хома, в системе органов прокуратуры продолжают работать высокопоставленные представители режима Януковича.
Так, на должности прокурора Черновицкой области трудится бывший первый проректор Национальной академии прокуратуры Украины (НАПУ) Николай Якимчук, а один из его нынешних заместителей - Игорь Мустеца, который возглавлял при Януковиче прокуратуру Шевченковского района города Черновцы. Последний также известен участием в работе группы прокуроров, которые осуществляли уголовное производство, связанное с массовыми акциями протеста на Майдане в ноябре 2013 – феврале 2014 годов.
По словам активиста, эти одиозные представители прокуратуры способствовали узурпации власти режимом Януковича, и не понятно, почему вместо применения к ним положений закона о люстрации данные лица допущены к руководящим должностям в органах прокуратуры.
Чтобы разобраться в этой ситуации, редакция "Апострофа" направила соответствующие информационные запросы в Генеральную прокуратуру Украины и Министерство юстиции Украины.
От Генпрокуратуры так и не получена какая-либо реакция на запрос.
Минюст же в своем ответе сообщил, что, согласно информации на официальном сайте Генеральной прокуратуры Украины, установлено, что по результатам проведенной проверки к Якимчуку Николаю Константиновичу (занимает должность прокурора Черновицкой области) и Мустецу Игорю Васильевичу (занимает должность заместителя прокурора Черновицкой области) не применяются запреты, определенные частью третьей и четвертой статьи 1 закона.
Кроме того, Министерство юстиции заверило, что по ходу сбора и обобщения информации о состоянии реализации Генпрокуратурой требований закона были дополнительно проверены материалы личных дел прокурора Черновицкой области Якимчука Н.К. и его заместителя Мустецы И.В.
Согласно данным, содержащихся в материалах личного дела Мустецы, он действительно был включен в группу прокуроров, ведущих уголовное производство против Майдана, но не совершал действий, определенных пунктами 9-12 части второй статьи 3 закона.
О Якимчуке, который в люстрационный период занимал должность первого проректора НАПУ, говорится следующее.
"Согласно закону, санкции применяется к лицам, которые занимали совокупно не менее одного года определенную должность в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года, в частности:
- руководителя, заместителя руководителя самостоятельного структурного подразделения центрального органа (аппарата) ГПУ (п.7, ч.1, ст.3);
- руководителя, заместителя руководителя территориального органа прокуратуры Украины в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе (п.8, ч.1, ст.3).
В то же время в соответствии с законом Украины "О прокуратуре" от 05.11.1991 № 1789-ХII (закон утратил силу с 26.10.2014, за исключением отдельных положений, согласно закону Украины "О прокуратуре" от 14.10.2014 № 1697-VII) Национальная академия прокуратуры Украины является государственным высшим учебно-научным учреждением по специализированной подготовке прокуроров и других работников прокуратуры, повышению их квалификации, а также осуществлению научно-исследовательской деятельности (статья 51-2 закона от 05.11.1991 № 1789-XII)".
Аналогичные положения, отметили в Минюсте, также отражены в Уставе НАПУ, принятом общим собранием трудового коллектива НАПУ 07.02.2008 и утвержденном генпрокурором Медведько А.И.
"Из вышеизложенного усматривается, что законом не предусмотрен критерий осуществления очистки власти по отношению к лицам, которые занимали руководящие должности в НАПУ", - говорится в ответе Минюста.
Таким образом, согласно официальным данным, у Якимчука и Мустецы все хорошо – они не запятнали свою репутацию и могут спокойно продолжать прокурорскую деятельность.
С таким выводом категорически не согласны активисты "Антикоррупционного Майдана".
"В положениях закона об очищении власти четко указаны должности, которые подлежат люстрации, независимо от того, принимались ли лицами, их занимающими, противоправные действия или нет", - уверен Андрей Хома.
Академия прокуратуры, по мнению активиста, является не только учебно-научным заведением, но и самостоятельным структурным подразделением Генеральной прокуратуры Украины. Поэтому на нее распространяются требования люстрационного закона.
"Ответ чиновников Минюста вызывает сомнение в их компетенции. Очевидно, они сами не уверены в своих выводах – чего стоит слово "усматривается", - отмечает глава "Украинского координационного совета".
То, что НАПУ является структурным подразделением Генпрокуратуры, редакции подтвердил источник в ГПУ.
Во-первых, вся деятельность НАПУ, как структурного подразделения ГПУ, регулируется приказами генерального прокурора, во-вторых, руководители академии считаются аттестованными прокурорами и пользуются всеми льготами и надбавками, как и в любом другом структурном подразделении. В частности, согласно приказам Генпрокурора от 27 декабря 2012 года №224ш и от 12 сентября 2014 года №84ш, должность первого проректора НАПУ соответствует должности начальника Главного управления в аппарате ГПУ, и ее обладателю присваивается соответствующий чин государственного советника юстиции 3 класса (а не научное звание).
По мнению исполнительного директора Международного центра перспективных исследований Сергея Кищенко, то, что запущенный в послемайдановский период процесс люстрации не приведет к нужным результатам, многие специалисты заявили практически сразу же. Конечно, для его успешной реализации нужны изменения законодательных норм. Ведь люстрационные механизмы были эффективно использованы только точечно, в большинстве случаев - для расправы с неугодными сотрудниками или как способ зарабатывания на успешных проверках ответственными за люстрацию. Полномасштабного процесса очищения общественность так и не увидела.
"Ключевым фактором в процессе качественной люстрации может стать только решение власти провести процедуры максимально открыто, без исключений и договорников", - отметил эксперт.
В "Украинском координационном совете" уверяют, что будут настойчиво добиваться выполнения положений закона "Об очищении власти" в полном объеме, а не избирательно.
"Рано или поздно мы добьемся результата. Если наши требования будут продолжать игнорировать, начнем массовое пикетирование Генпрокуратуры", - подчеркнул Андрей Хома.