RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.00
НБУ:USD  41.00
Суспільство

Неизвестные солдаты

Украине рекомендуют способ подсчета пропавших без вести в зоне АТО

Украине рекомендуют способ подсчета пропавших без вести в зоне АТО Правозащитники хотят установить имена всех пропавших в зоне АТО Фото: Вадим Ковалев/«Народная армия»/Министерство обороны Украины

Правозащитные организации рекомендуют украинским властям создать единый реестр людей, пропавших без вести в зоне проведения антитеррористической операции. Такой реестр поможет не только подсчитать количество пропавших, но и позволит освобожденным из плена претендовать на определенную финансовую компенсацию, согласно международным стандартам, если в их отношении применялись пытки. В настоящее время единых данных нет, а подсчет пропавших без вести ведется усилиями различных организаций, в том числе волонтеров и МВД.

Пропавшим нет числа

Исполнительный директор Amnesty International (AI) в Украине Татьяна Мазур заявила, что различные правозащитные организации, в том числе и AI, настоятельно рекомендуют украинским властям создать реестр лиц, пропавших или похищенных в зоне проведения антитеррористической операции (АТО), а также описать алгоритм действий в случае попадания в плен. «Подобный реестр поможет не только посчитать количество пропавших. После освобождения люди, прошедшие через такой ад, могут требовать рассмотрения их жалоб, открытия соответствующего уголовного производства, а также претендовать на определенную компенсацию как жертвы пыток, как это прописано в международных стандартах»,– рассказала Татьяна Мазур.

На сегодняшний день судьба многих военнослужащих, пропавших в зоне проведения АТО, остается неизвестной. Например, родственники на протяжении нескольких дней не могут получить информацию о бойце 51-й механизированной бригады Сергее Жуке, который пропал под Иловайском 29 августа. «Мы уже обзвонили больницы Днепропетровска. В военной части его матери сказали, что он может быть в Кривом Роге, но пока мы ничего не добились»,– рассказал А' друг Сергея Тарас Кропивницкий. О том, что Сергей Жук может быть в плену родные подозревают из-за того, что в списке пленных, которые ведет общественная организация офицеров запаса «Центр гуманитарной помощи по освобождению пленных», появились данные о его сослуживце.

По мнению госпожи Мазур, тому, как вести учет пропавших людей, государству следует поучиться у волонтеров. «Но единых данных все равно нет, хотя за это должны отвечать органы власти, ведь у волонтеров нет достаточных полномочий»,– отметила Татьяна Мазур. Например, по информации главы переговорной группы «Центра по освобождению пленных» Владимира Рубана, по состоянию на 31 августа у них в списке было 710 человек: «Из них 680 человек – военные, 80% из них – взяты в плен под Иловайском и Саур-Могилой».

Каждому ведомству свой человек

В ежемесячном отчете ООН по соблюдению прав человека в Украине от 17 августа указано, что с начала проведения АТО боевиками были задержаны 1026 человек, 468 из них – до сих пор удерживаются в плену. Господин Рубан считает, что подобный список должен быть открытым. По его словам, вооруженные силы без проблем дают списки военнопленных, и центр может сверять их по своим данным. «В целом, государство лишь частично помогает нам. Министерство внутренних дел (МВД) только благодарит за хорошую работу, а Служба безопасности (СБУ) действует как-то странно. Например, когда нам необходимы документы для прохождения блокпостов, они либо не дают их, или дают на ограниченный срок, например, на две недели или на три дня, не обеспечивая никакой обратной связи»,– сказал Владимир Рубан. Он также рекомендовал родственникам пропавших без вести обязательно писать заявление в СБУ, поскольку проведение антитеррористической операции в зоне ответственности этого ведомства. «В МВД вообще ни на что не способны – даже принять заявление о плене или о том, что человек пропал без вести»,– съязвил господин Рубан.

Между тем советник министра внутренних дел Антон Геращенко подчеркнул, что к проблеме исчезновения людей в зоне АТО необходимо подходить с двух сторон. В частности, взятыми в заложники военными должно заниматься Министерство обороны или Национальная гвардия. «А все пропавшие без вести и те, кто был украден, например, с целью выкупа – это уже наша сфера. Буквально на днях на нашем сайте мы опубликуем всю информацию относительно таких лиц»,– заявил господин Геращенко. По его словам, численность таких людей в милицейском перечне достигает 700 человек.

Читайте також