Окружной административный суд Киева начал рассматривать иск министра здравоохранения Олега Мусия к Кабинету министров о возвращении ему полномочий главы Минздрава. Как известно, на заседании Кабинета министров 1 октября господин Мусий был отстранен от выполнения своих должностных обязанностей из-за срыва тендерных закупок. Защита Олега Мусия настаивает на том, что это могло быть сделано только после открытия уголовного производства. Представители Кабмина заверяют, что Олег Мусий, как руководитель ведомства, несет полную ответственность за происходящее в Минздраве, и в его отношении было применено дисциплинарное взыскание.
Сегодня в Окружном административном суде Киева состоялось первое заседание по иску министра здравоохранения, кандидата в народные депутаты Олега Мусия к Кабинету министров о возвращении ему полномочий министра здравоохранения. Напомним, господин Мусий был отстранен от исполнения должностных обязанностей на заседании Кабмина 1 октября из-за срыва тендерных закупок лекарств и медицинских изделий. Утром господин Мусий заявил, что у него настроение боевое, и он надеется побороть, по его словам, «правовой нигилизм» со стороны премьер-министра Арсения Яценюка. «Мой иск состоит в том, чтобы отменили незаконное распоряжение об отстранении меня от должностных обязанностей. Я – действующий министр здравоохранения, только без полномочий»,– подчеркнул господин Мусий, указав, что это решение господин Яценюк принимал на эмоциях.
На самом заседании защитник господина Мусия Олег Осадчий напомнил, что министр здравоохранения является политической фигурой и на него не распространяется трудовое законодательство и нормативные акты о госслужбе, а уволить его может только Верховная рада по представлению Кабмина. «Отстранение от должности могло быть, если в отношении министра было бы открыто уголовное производство. Но ни одного уголовного производства в отношении моего подзащитного не существует»,– сказал господин Осадчий.
В свою очередь представитель интересов Кабмина Михаил Жимбровский спросил, известны ли защитникам факты проведения каких-либо служебных расследований по деятельности Олега Мусия на должности министра здравоохранения.
– А вам известно о том, проводились ли вообще какие-либо служебные расследования до принятия оспариваемого распоряжения? – переспросил председательствующий судья Игорь Ищук Олега Мусия.
– Мне известно, что проводилось служебное расследование Национальным агентством по госслужбе. Но оно никоим образом не относится к Уголовному процессуальному кодексу, соответственно, никакие уголовные производства по мне не ведутся, в том числе и Генпрокуратурой,– заявил господин Мусий, уточнив, что до сих пор не ознакомлен с результатами этой проверки.
После этого диалога представитель Кабмина хотел изложить аргументы, почему распоряжение правительства должно остаться в силе. Однако его перебила какая-то девушка, которая ворвалась в зал заседания и закричала на весь зал «Миша, посмотри телефон!». Она сразу вышла из зала, а господин Жимбровский принялся смотреть на экран телефона.
– Прошу не нарушать там порядок,– сказал судья Ищук.– А вы продолжайте, представитель Кабинета министров!
Смутившись и заикаясь, господин Жимбровский продолжил свою речь и утверждал о несоответствии компетенции господина Мусия занимаемой должности. Он пояснил, что, несмотря на несколько предупреждений от Кабмина, господин Мусий, как руководитель ведомства, не смог провести в полном объеме тендерные закупки лекарств и медицинских изделий, из-за чего его работа по закупкам была признана неудовлетворительной, его отстранили от выполнения полномочий и применили к нему дисциплинарное взыскание.
– Какой именно вид дисциплинарного взыскания к нему был применен? – спросил господин Осадчий.
Михаил Жимбровский прямо не ответил на этот вопрос, но сказал, что, согласно закону о Кабинете министров, глава правительства может подавать представление в парламент об увольнении министра. При этом господин Жимбровский заявил, что ему ничего неизвестно о подаче такого документа от правительства.
Другой защитник Олега Мусия Олег Спиженко напомнил, что Кабмин является коллегиальным органом, и премьер-министр не имеет права принимать единоличное решение об увольнении министра. На это судья Игорь Ищук после некоторых дебатов с защитой потребовал предъявить протокол и стенограмму заседания Кабмина от 1 октября, на котором это решение принималось, после чего объявил перерыв до 25 ноября.
После судебного заседания Олег Мусий назвал аргументы Кабмина «смехотворными». «Перенесение заседания на 25 число говорит о том, что сегодня суд не готов принимать правовые решения и ожидает очередных указаний, а также начала работы новой Верховной Рады. Но я вместе с моими адвокатами буду дальше отстаивать свою правоту в суде»,– сказал он.
Господин Мусий отметил, что, по процедуре, Кабмин должен был подать обращение в Генпрокуратуру, потом последовало бы открытие уголовного производства, и на его основании Кабмин мог бы давать представление в парламенте о снятии его с поста министра здравоохранения. «Существуют юридические процедуры, а не так – что хочу, то и делаю, как это сделал премьер-министр. Он – тоже должностное лицо и обязан действовать по закону»,– сказал господин Мусий.
Он также напомнил, что был избран народным депутатом по 124-му округу во Львовской области, а также планирует работать в парламенте и не рассчитывает, что его пригласят обратно на пост министра здравоохранения. «Я знаю, что сейчас идут переговоры, и занять эту должность претендуют как представители медицины, например, Ольга Богомолец, так и люди, не имеющие к сфере здравоохранения прямого отношения – обсуждается в том числе и кандидатура Анны Гопко»,– рассказал он.