Житель Луганской области Виктор Тукайло сегодня объявил голодовку. С ним отказываются подписать договор долгосрочной аренды в бывшем общежитии завода, в котором сейчас сдаются комнаты для проживания. Это позволило бы в три раза сэкономить семье, уплачивая аренду. Между тем, в принятом еще осенью законе о внутренне перемещенных лицах прописана гарантия предоставления таким людям бесплатного жилья на определенный срок. Но Кабмин до сих пор не разработал необходимый порядок, который бы обязал местные власти обеспечивать людей жильем.
Виктор Тукайло вместе со своей семьей уехал из оккупированного боевиками Первомайска в Луганской области в начале августа. По словам мужчины, раньше он работал в Киеве и останавливался в бывшем общежитии завода «Радар» на ул. Предславинской. В этом помещении сейчас сдаются комнаты для приезжих. Виктор заселился туда в обычном порядке и оплачивал проживание своей семьи посуточно – в день плата составляла 144 грн. Однако дальше платить мужчина уже не может – он и его дочь пока что не нашли работу, доход его жены составляет около 3 тыс. грн. Помощь от государства в размере 442 грн в месяц на оплату жилья получил только глава семьи.
Из-за финансовых проблем мужчина обратился к управляющему по санации ГП «Наш дом» (предприятие, на балансе которого находится помещение и которое проходит процедуру банкротства) с просьбой войти в его положение и заключить с ним договор на долгосрочную аренду комнаты, что уменьшило бы плату в три раза – до 1,5 тыс. грн в месяц. Мужчина рассказал, что на таких условиях живет часть людей в этих комнат для приезжих. «Официального ответа я пока не получил, но постоянно слышу угрозы от администрации о принудительном выселении и вышвыривании вещей из комнаты. Сегодня когда меня в очередной раз начали выгонять, мое терпение лопнуло – я устал от этих нападок со стороны администрации и объявил голодовку»,– рассказал господин Тукайло. Переселенец уже написал письмо в Администрацию президента с просьбой вмешаться и помочь ему заключить договор с ГП «Наш дом» на длительное проживание в здание на Предславинской, однако пока что реакции на обращение не последовало. Получить комментарии от руководства ГП «Наш дом» корреспонденту А' не удалось из-за отсутствия дирекции на месте.
По мнению волонтеров, в этом есть нежелание властей Киева решить эту проблему. «Для меня голодовка в Киеве нонсенс,– рассказала волонтер общественной инициативы по помощи переселенцам из зоны АТО «Станция «Харьков» Лариса Веселянская.– Даже в самой критической ситуации, когда людям некуда идти, то мы через социальные службы города находим где-то место в территориальных центрах. Если ему некуда ехать, то пусть он приедет в Харьков!». Между тем прямые резервы для проживания переселенцев в Харьковской области исчерпаны, ранее заявлял председатель Харьковской областной государственной администрации Игорь Райнин. «В государственном бюджете не предусмотрены средства для строительства жилья для переселенцев. Тем не менее, есть поручение премьер-министра провести инвентаризацию недостроев, которые можно приспособить для проживания переселенцев, и выполнить в этих зданиях реставрационные работы. Инвентаризацию мы завершим до 20 марта, тогда и будем понимать, какие объекты можно использовать»,– рассказал губернатор в интервью изданию «Городской Дозор».
Отметим, что в конце 2014 года Киевсовет разрешил использовать нежилые здания и помещения столицы для размещения вынужденных переселенцев из Крыма и зоны АТО при условии разрешения Госсанэпидслужбы на проживание. Однако проблемы с жильем для переселенцев это практически не сняло – только по данным официальной статистики в столице размещено около 40 тыс. вынужденных переселенцев из Донбасса и Крыма. Координатор правового направления инициативы «Восток-SOS» Александра Дворецкая сообщила, что из-за медлительности Кабинета министров до сих пор не заработал закон о внутренне перемещенных лицах, в котором прописана гарантия предоставления бесплатного жилья при условии оплаты коммунальных услуг на полгода.
До 22 февраля Кабмин должен был разработать порядок предоставления такого жилья. «Из-за отсутствия такого порядка местные власти могут говорить, что у них нет возможности, и в действительности нет такого инструмента, чтобы их обязали это делать»,– сообщила госпожа Дворецкая. Тем самым переселенец остается один на один с владельцем конкретного санатория или другого помещения для проживания, которые в свою очередь также имеют свои взаимоотношения с местной властью – например, часто у учреждений существуют большие задолженности. «Этот документ Кабмин сознательно не принимает – нет порядка, нет предоставления жилья, поэтому нет и затрат из бюджета, экономят на переселенцах»,– заявила Александра Дворецкая.