Война на Донбассе существенно изменила религиозные предпочтения украинцев. Из-за агрессии России на территории нашей страны значительно пострадал имидж Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). По данным социологического опроса, проведенного по заказу Международного центра перспективных исследований (МЦПИ), УПЦ МП более чем вдвое уступает Украинской православной церкви Киевского патриархата по количеству прихожан. При этом 20% граждан считают УПЦ МП институтом страны-агрессора, который ведет в Украине подрывную деятельность.
Фонд «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива совместно с социологической службой Ukraininan Sociology Service по заказу МЦПИ провел социологический опрос, исследующий изменения в религиозных предпочтениях украинцев. В ходе опроса, проходившего с 25 декабря 2014-го по 15 января 2015 года по всей Украине за исключением Крыма и Луганской области, удалось выяснить, что большинство граждан относит себя преимущественно к Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) – 44%. К Украинской православной церкви Московского патриархата отнесли себя 21%, к Украинской греко-католической церкви – 11%, 8% респондентов являются последователями других религий, а 9,5% считают себя атеистами (см. таблицу).
При этом, как отметила член правления и директор по аналитической работе и внешним связям МЦПИ Елена Захарова, УПЦ МП насчитывает 12714 общин, а Киевского патриархата – 4661. Феномен того, что при таком соотношении количества церквей у УПЦ КП все-таки больше приверженцев, она объяснила тем, что украинцы расценивают данный вопрос не столько в качестве религиозной принадлежности, сколько в контексте национальной идентификации. Следует отметить, что к Украинской православной церкви Киевского патриархата отнесли себя миряне большинства регионов. Единственным регионом, где явное большинство признало свою принадлежность к УПЦ МП, является Донбасс – 55% (в опросе был представлен Донецкой областью). На Галичине большинство населения принадлежит к греко-католической церкви (67%). Наиболее неоднородный состав верующих оказался на юго-западе, где 34% отнесли себя к греко-католической церкви, 32% – к Православной церкви МП, а 22% – к Православной церкви КП. Больше всего атеистов на Слобожанщине (19%) и на Донбассе (17%) (см. инфографику).
По словам президента Молодежной ассоциации религиоведов Олега Киселева, тенденция к увеличению количества приверженцев УПЦ Киевского патриархата наблюдается с 2006 года. Примечательно, что УПЦ КП расценивается большинством респондентов как «церковь украинского народа». Тем временем почти 20% опрошенных считают УПЦ Московского патриархата институтом «страны-агрессора, которая совершает в Украине подрывную деятельность». Наиболее нейтрально украинцы относятся к греко-католической церкви. Как отметила директор фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина, предвзятости верующих к другим церквям и религиям в Украине нет.
Как показали результаты исследования, идея создания Единой Поместной Православной Церкви находит поддержку на западе Украины. В остальных регионах страны преобладает безразличное или неопределенное отношение к этому вопросу. «В любом случае, это вопрос не религиозного, а политического характера, который в ближайшие годы решен не будет»,– уточнил господин Киселев.
Как заявил «Апострофу» руководитель Религиозно-информационной службы Украины Тарас Антошевский, результаты социологического опроса вполне логичны, «особенно с учетом событий последних полутора лет». Впрочем, отмечает эксперт, данные могут значительно отличаться от реальной статистической информации. «Трудно сказать, как обстоят дела на самом деле. Различные социологические опросы дают разные результаты. Важно рассматривать их в динамике. Стоит учитывать также тот факт, что люди, принявшие участие в опросе, могут просто симпатизировать какому-то одному патриархату, а быть прихожанами другого»,– подчеркнул он.
Что касается положения УПЦ Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви на оккупированных территориях Донбасса и в Крыму, то господин Антошевский назвал его крайне сложным: «В Крыму происходит смена законодательной базы. В российском законодательстве нет места для КП. Их церкви все еще работают, но с точки зрения закона их деятельность нелегитимна. В оккупированных частях Луганской и Донецкой областей ситуация обстоит еще хуже. Там практически идет война, на месте работают практически несколько священников КП».