RU  UA  EN

Понеділок, 23 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Суспільство

Когда говорили пушки, музы не молчали

Украинской культуре есть чем похвастаться в 2014 году

Украинской культуре есть чем похвастаться в 2014 году Кадр из фильма «Все пылает»

Уходящий 2014 год стал колоссальным испытанием для Украины, и, конечно, политика чаще всего заглушала и без того робкий голос культуры. Но, как это не парадоксально, из-за этого голос культуры иногда был слышен намного отчетливее, чем в мирные, беззаботные и сытые времена. Рефлексии на Революцию достоинства во многом определили характер нынешнего культурного года. Не случайно они фигурируют и в нашем коротком списке знаковых культурных событий.

Фильмы о Майдане

Противостояние народа и власти прошлой зимой зафиксировано в тысячах фотокадров и видеосюжетов, которые снимали непосредственные участники этих событий на мобильные телефоны. Но среди этих людей были и те, кто изначально понимал, что является свидетелем истории. Профессиональные режиссеры и операторы, объединившись в группу «Вавилон 13», буквально с первых дней Майдана снимали репортажи, записывали интервью с участниками волнений. Частично эти сюжеты объединены теперь в полнометражную ленту «Сильнее, чем оружие». Это добросовестная и страстная хроника событий революции, которая, по мнению авторов, не закончилась бегством Виктора Януковича, а продолжается теперь в зоне АТО. Работа эта воспринимается как темпераментный гражданский поступок, но куда большей силой художественного обобщения, безусловно, обладают другие фильмы ‒ «Майдан» Сергея Лозницы и «Все пылает» Александра Течинского, Алексея Солодунова и Дмитрия Стойкова.

Сергей Лозница создал эпическое полотно, в котором преобладают общие планы, а конфликт в центре украинской столицы приобретает действительно исторический, вневременной масштаб. Это в каком-то смысле аналитическая работа, исследование о том, как человеческая общность превращается в политическую нацию. Авторы ленты «Все пылает» (фильм получил приз на фестивале документального кино в Лейпциге), напротив, мужественно погружаются в саму гущу схватки, собственной кожей чувствуют жар горящих на улице Грушевского шин и ударов «беркутовских» дубинок. Это фильм не о политике, а о боли, безжалостной истории, которая требует трагедий и человеческих жертв.

Кадр из фильма «Майдан»

«Племя» Мирослава Слабошпицкого

Самый заметный успех Украины в этом году на международной арене. Фильм, впервые в истории кинематографа снятый полностью на языке глухих, триумфально собирает фестивальные награды, начиная с Канна, где получил три приза в программе «Неделя критики». Еще большим свидетельством признания являются премии ФИПРЕССИ за лучший дебют Европейской киноакадемии. С большой долей вероятности можно предполагать, что картина имела шансы попасть в шорт-лист «Оскара» в номинации «неанглоязычных фильмов», если бы ее одобрил украинский «оскаровский комитет». Он, однако, избрал другую кандидатуру, что вызвало один из самых отвратительных скандалов года ‒ авторы «Племени», не выбирая выражений, бранят своих конкурентов и коллег, принявших неверное, по их мнению, решение. Между тем, стоило бы вникнуть в логику консервативной части местного «оскаровского комитета», как, впрочем, и многочисленных жюри, осыпающих «Племя» комплиментами. Ведь фильм Мирослава Слабошпицкого действительно типичный фестивальный продукт, в каком-то смысле, при всем своем новаторстве, напоминающий пазл из элементов, давно апробированных европейским авторским кино. Тягучее повествование, непрофессиональные исполнители, сладострастная демонстрация социальных язв, механическая жесткость, эротика на грани порнографии, даже сцена подпольного аборта ‒ все это уже неоднократно умиляло арбитров на мировых кинофорумах. И, разумеется, редко очаровывало зрителей.

Кадр из фильма «Племя»

«Поводырь» Олеся Санина

Критики дружно окрысились на эту ленту о слепом кобзаре и его американском поводыре-мальчишке, традиционно разойдясь во мнении с публикой, которая на данный момент уже принесла в кассы кинотеатров фантастические для проката украинского фильма почти 14 млн. грн. Разумеется, никакой надежды заинтересовать американских киноакадемиков «Поводырь» (а именно его предпочел «Племени» украинский «оскаровский комитет») не имел, несмотря на виртуозную работу оператора Сергея Михальчука и великолепного исполнителя главной роли Станислава Боклана. Но при всех своих огрехах и неувязках, фильм доказал, что в Украине можно снимать кассовое жанровое кино. Олесь Санин пытался смоделировать некую мифологическую реальность, зачастую игнорируя логику, но совершенно напрасно его считают антагонистом Мирослава Слабошпицкого, якобы творящего в кадре запредельную правду. В «Племени» реальность ‒ вязкая, засаленная, шершавая, по сути, так же фальшива. Ее можно трактовать как антимиф, поскольку она строится на беспрекословных обобщениях типа «поголовно все глухие ‒ преступники», «все шоферы-дальнобойщики спят с проститутками», «все проводники ‒ хапуги» и т.д.

Кадр из фильма «Поводырь»

Святослав Вакарчук

Замечательный украинский музыкант не выпустил в этом году нового альбома и, кажется, даже не представил клипов новых песен. Но он-то как раз доказывает, что можно быть солидарным со всеми и оставаться при этом уникальным, быть не таким, как все. Паралич гастрольной деятельности в Украине в 2014 году никак не отразился на артисте и его группе «Океан Эльзы». Музыканты провели тур по стране, кульминацией которого стал концерт продолжительностью три с половиной часа на стадионе «Олимпийский», собравший более 75 тыс. зрителей. Вакарчук, будучи невероятно популярным, не делает при этом громких политических заявлений, призывает к толерантности и при этом ведет себя как настоящий гражданин, подтверждая свою позицию конкретными поступками. В декабре 2013 года он, собрав музыкантов первого состава «ОЭ», выступил на Майдане ‒ и этот концерт многие люди до сих пор вспоминают как одно из самых светлых событий минувшей «революционной зимы». Год спустя артист организовал благотворительный концерт в Театре им. Ив. Франко, и на вырученные 10 (десять!) млн грн приобрел два реанимобиля для украинской армии. Такие человеческие проявления кажутся чем-то значительно большим, чем искусство.

Фото: facebook.com/okeanelzyofficial

«Стена 28.01. — 8.03. 2014» Матвея Вайсберга

Пример того, как частное переживание, личное гражданское чувство преобразуется в высокое искусство, продемонстрировал в этом году киевский живописец Матвей Вайсберг. Многие украинские художники по всякому реагировали на ситуацию в стране. Александр Ройтбурд, скажем, превратился в авторитетного комментатора текущих событий в фейсбуке, Николай Журавель и Петр Бевза сочинили «революционный проект», который представили в Нью-Йорке, Никите Кадану и Жанне Кадыровой их художественные рефлексии на драматические события в Украине обеспечили попадание в число лауреатов международной премии PinchukArtCentre. Кажется, интерес к Украине в какой-то степени определил и удачные продажи работ украинских художников на аукционах Phillips и Sotheby’s в Лондоне. Полотен Вайсберга из цикла «Стена 28.01. — 8.03. 2014» там не было, но, кажется, именно по ним в будущем можно будет восстановить дух и смысл трагической зимы 2014 года. Сам автор называет эти картины «живописью прямого действия», они действительно писались параллельно с событиями на Майдане, но это не репортаж, не жанровые зарисовки, не документальная хроника, а какой-то чудовищной силы живописная реакция, отпечаток страдания и гнева, боли и сострадания, ужаса и восхищения мощью творящейся на твоих глазах истории, в которой абстракция изображения приобретает удивительную конкретику места, а моментальность эмоции отпечатывается как слепок вечности.

Фото: facebook.com/dmytro.zamkovyi