В течение 2015 года макроэкономические показатели Украины существенно ухудшались — инфляция и падение ВВП в три раза превысили ожидаемые в начале года показатели. Эксперты считают, что пострадала даже теневая экономика. Вместе с тем, Украине все же удалось получить новую программу кредитования от Международного валютного фонда и реструктуризировать выплату внешнего долга в $15 млрд. Однако финансирование от МВФ приостановилось осенью из-за невыполнения Украиной договоренностей по предоставлению средств, а условия реструктуризации долга лишь временно снизили финансовую нагрузку на бюджет. Кроме того, уже с 1 января вследствие вступления в силу экономической части соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС существенно ухудшились торговые отношения с Россией.
Кризис в экономике
Макроэкономическая ситуация в Украине по итогам 2015 года показала, что прогнозы правительства в начале года были чрезвычайно оптимистичными. Вместо ожидаемой инфляции в 13,1% по факту к концу года этот показатель вырос более, чем в 3 раза: по данным за ноябрь, инфляция составила уже 42,3%. По предварительным оценкам, по итогам года рост цен составит порядка 45%, сообщил на днях премьер-министр Арсений Яценюк. Кроме того, падение ВВП вместо 4,3% ожидается на уровне 12%. Это один из худших показателей за последние годы. Например, в кризисном 2009 году падение экономики составило 15%. Темпы девальвации гривны несколько снизились, однако этот показатель также остается одним из наибольших за последние 10 лет. Так, если в 2014 году гривна обесценилась приблизительно на 100%, то в текущем году — почти на 70%. Именно девальвация и стала одной из основных причин инфляции. В 2015 году падало также промышленное производство и сокращались объемы розничной торговли. Эксперты отмечали, что в итоге пострадала даже теневая экономика.
Отношения с МВФ
В текущем году Украине все-таки удалось договориться с МВФ о предоставлении новой программы финансирования в течение четырех лет общим объемом около около $17,15 млрд. Первый транш кредита в размере $5 млрд был получен в марте, второй — объемом $ 1,7 млрд — в августе. На этом финансирование приостановилось, поскольку Украина не выполняла в сроки взятые на себя обязательства. В итоге, график выделения средств сбился: третий и четвертый транши по $1,7 млрд так и не были получены в 2015 году. После принятия госбюджета на 2016 год Украина и МВФ продолжат переговоры о продолжении программы в конце января. Министерство финансов и Нацбанк надеются наверстать упущенное и объединить пропущенные транши для их получения в начале 2016 года.
Одним из условий кредитования со стороны МВФ была реструктуризация внешнего долга для того, чтобы минимизировать выплаты на период действия программы — то есть, на 4 года. В итоге после почти полугода переговоров, Министерство финансов и группа крупнейших кредиторов согласовали взаимоприемлемые условия реструктуризации: 20% от общей суммы долга в $15 млрд были списаны, сроки выплаты по остальной сумме с 2015-2023 годов перенесены на 2019-2027 годы. Вместе с тем, процент по долгу вырос 7,22% до 7,75%. Также в качестве компенсации за списанную сумму кредиторы получили возможность получить новые ценные бумаги (инструмент возобновления стоимости, Value Recovery Instrument — VRI) в период с 2021 по 2040 год. Выплаты по ним привязаны к росту ВВП. С 2021 года Украина может начать выплаты по новым бумагам в размере 15% от суммы, превышающей рост ВВП на 3%, а если экономика будет развиваться более быстрыми темпами, то с каждого процента прироста после 4% придется платить еще 40%. Однако до 2025 года размер платежа ограничится 1% ВВП. Затем всякие ограничения будут сняты. Такие условия реструктуризации, безусловно, на ближайшие четыре года существенно снижают финансовую нагрузку на бюджет Украины, но в долгосрочной перспективе в случае роста экономики суммы выплат могут по долгу могут существенно вырасти за счет выплат по VRI.
Энергетика
В 2015 году Украина сократила импорт газа из России более чем в два раза — с 14,1 млрд кубометров в 2014 году до чуть более 6 млрд кубометров. При этом по сравнению с прошлым годом импорт газа из европейских стран увеличился вдвое — до 10 млрд кубометров. Из-за снижения цен на нефть газ также дешевел — к концу года российский газ для Украины стоил уже не $329 (как в начале года), а $232 за тысячу кубометров с учетом скидки за счет уменьшения импортной пошлины на газ. Однако из-за того, что европейские поставщики предложили НАК "Нафтогаз" более низкую цену, с ноября Украина прекратила закупку газа в России. Возобновление поставок, по заявлению руководства "Нафтогаза", возможно лишь в том случае, если РФ продлит действие уменьшения пошлины на импорт газа до уровня, который обеспечит его стоимость ниже $200 за тысячу кубометров. В конце 2015 года правительство России утвердило скидку на газ для Украины: в первом квартале 2016 года она может составить $17,77 при контрактной цене в $230 за тысячу кубометров. Таким образом, с учетом скидки Украина сможет покупать российский газ в январе-марте по цене $212,23 за тысячу кубометров.
Отношения с Евросоюзом и Россией
В течение года Украине так и не удалось разрешить торговый спор, возникший с Россией из-за начала действия с 1 января 2016 года экономической части соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом. 16 раундов консультаций и переговоров по этому вопросу, которые прошли в 2014-2015 годах, не изменили планы России. С нового года Москва вводит эмбарго в отношении укрианских продуктов питания и пошлины на весь остальной импорт из Украины. Таким образом, при обнаружении на территории РФ продуктов, произведенных в Украине, они будут утилизированы, как и продукты из Европы, Канады, США и Австралии.
В ответ на российские ограничения Украина применит свои меры. Пошлины практически на весь импорт из РФ вводятся со 2 января, а эмбарго на отдельный перечень товаров (преимущественно — продуктов питания) — с 10 января. Соответствующее решение принято Кабинетом министров 30 декабря 2015 года. Поставки газа и топлива для атомных электростанций эти меры не затронут.