RU  UA

Четвер, 21 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Фiнанси

​Легализация игорного бизнеса в Украине: иллюзия бюджетного благополучия

Государство не сможет контролировать организаторов казино и обеспечивать налоговые поступления

Государство не сможет контролировать организаторов казино и обеспечивать налоговые поступления Фото: УНІАН

Министерство финансов Украины приступило к верстке проекта Госбюджета на следующий год. Стоит ожидать стремительного продолжения бюджетного процесса, который, с учетом отсутствия нового транша МВФ, может опять оказаться ситуативным и проходить в интересах отдельных олигархических групп. Уже первая реакция общественности показала, что "творческая" мысль госчиновников не способна к конструктиву. Все предложения традиционно сводятся к сворачиванию расходов на социальные программы, например, к сокращению выплат студенческих стипендий и упрямому навязыванию до конца непродуманных идей о дополнительных источниках наполнения казны. К таким относится и очередная попытка легализации рынка азартных игр. Соответствующий правительственный законопроект №4663 ожидает своего рассмотрения депутатами Верховной Рады. И хотя он был внесен новым правительством во главе с Владимиром Гройсманом, все основные положения документа соответствуют варианту, предлагаемому предыдущим руководством Минфина, который не прошел рассмотрение в комитетах ВР, в частности антикоррупционном. В правительстве уверены, что после доработки законопроекта страна получит "мощный" источник бюджетных поступлений. Эксперты в этом сомневаются, ведь крупнейшим действующим лотерейным операторам "М.С.Л." и "Патриот" создаются дискриминационные условия для работы. Лотерейный рынок остается, фактически, монополизированным, а нелегальный игорный бизнес будет процветать и дальше.

Украина уже семь лет является страной, не приветствующей игроманию в обществе. 25 июня 2009 года 390 депутатов поддержали закон "О запрете игорного бизнеса в Украине". Документ, по инициативе Юлии Тимошенко, подготовили "регионал" Григорий Смитюх и "бютовец" Валерий Писаренко. Тогда в пояснительной записке к законопроекту депутаты подчеркивали следующее: "Необходимость принятия данного закона вызвана стремительным ростом за последние годы количества субъектов и объектов игорного бизнеса Украины, осложнением криминогенной ситуации на указанных объектах, в частности, ростом количества преступлений, связанных с зависимостью от азартных игр, и финансовых правонарушений в этой сфере. Развитие игорного бизнеса сопровождается ростом численности населения с инфантильными ценностями: надежда на удачу освобождает человека от ответственности за свои действия, от необходимости принимать социально зрелые и ответственные решения".

Однако запрет недостаточно повлиял на уровень распространения этого явления. Нелегальный игорный бизнес приспособился и к экономической ситуации, и к преследованиям со стороны правоохранительных органов. Незаконно используя вывески разрешенных государственных лотерей или даже без этого, в украинских городах действуют тысячи подпольных интернет-казино и тотализаторов.

По данным Нацполиции, только с начала этого года прекращена деятельность более 400 игровых учреждений, из которых 117 залов игровых автоматов, 233 интерактивных клубов, 21 букмекерская контора, 11 казино и 20 залов для игры в покер. По результатам проведенных обысков было изъято более 5,5 тыс. единиц игрового оборудования, в том числе. 4,2 тыс. единиц компьютерной техники, 104 стола для игры в покер, 16 рулеток. Товарно-материальных ценностей изъято на сумму более 17 млн грн. Объем нелегально полученных и изъятых средств составила почти 1 млн грн.

Даже когда подлог вскрывается, наказание за нарушение закона оказывается весьма лояльным. Никакой уголовной ответственности, только административный штраф. И хотя его размер достаточно велик – от десяти до сорока тысяч необлагаемых налогом минимальных доходов граждан вместе с конфискацией игрового оборудования, количество подпольных игорных заведений впечатляет.

Организаторы нелегального игорного бизнеса задерживаются десятками, но с начала года в законную силу вступило только 3 решения суда относительно таких лиц с наложением на них штрафа в размере 640 тыс грн.

Одна из причин, которая может объяснить такую низкую статистику, – это причастность силовиков к защите нелегалов. В частности, по данным издания PRO.СN, в Чернигове появились новые игорные учреждения, когда во времена Виктора Януковича сотрудник правоохранительных органов Владимир Духно курировал в Черниговском УМВД незаконные сборы с местных бизнесменов. Такой опыт не помешал ему уже при новой власти стать начальником отдела по борьбе з коррупцией Черниговского УБОП. Обратите внимание на "случайное" совпадение интересов.

И это далеко не единичный случай. В 2015 году было открыто уголовное расследование против бывшего начальника управления надзора над соблюдением законов в прокуратуре Киева Виталия Баганца. Ему выдвинули обвинения в связи с незаконными указаниями подчиненным о блокировании уголовных расследований по фактам ведения нелегального игорного бизнеса на территории столицы в 2014 года. Против сына бывшего зама генпрокурора дали свои показания 11 сотрудников прокуратуры и 6 милиционеров. Речь шла о сотнях игровых салонов и подпольных казино, в частности сети "БОСС", покрытие которой, по данным "активистов", составляло около 150 игровых салонов с дневной выручкой до 3 млн грн.

Как сообщил народный депутат Борислав Береза, ссылаясь на оценку экспертов, только в Киеве оборот нелегальных азартных игр составляет около 400 млн гривен в месяц. "По Украине в целом – это миллиарды гривен, часть которых оседает в карманах коррумпированных чиновников и представителей правоохранительных органов", - отметил он.

Попытки вновь легализовать игорный бизнес и вернуть в госбюджет многомиллиардный источник средств начали предприниматься с 2010 года. С тех пор в ВР подано более 20 законопроектов. Но ни один из них не принят. Главная причина – авторам так и не удалось предложить четких правил работы сферы азартных игр, а также убедительную и эффективную систему контроля над деятельностью операторов рынка и их доходами. Особую тревогу вызывает перспектива распространения такой деятельности в интернет-пространстве. Но, по-видимому, достижения других стран в этой сфере так и останутся нереализованными, пока не будет порядка в реальной игорной среде.

Например, в США, сфера азартных игр жестко регламентирована федеральными законами и ограничена лишь несколькими штатами, такими как Невада. Важную роль играют судебные прецеденты.

Показательным в этом плане является дело Джея Коэна. В 1996 году этот двадцативосьмилетний специалист по ценным бумагам решил основать собственный бизнес, для чего отправился в карибское островное государство Антигуа и Барбуда и открыл там букмекерскую контору. В 1997 году компанией заинтересовалось ФБР, а затем в марте 1998 году Коэн был арестован в Сиэтле. Защита Коэна состояла в том, что ставки фактически делались в его конторе на Антигуа, а весь обмен информации с клиентом по телефону или по сети носил предварительный характер. Однако суд определил, что если ставку на офшорном веб-сервере делает житель Нью-Йорка, находясь у себя в штате, то игра происходит в Нью-Йорке, а не на Антигуа, а это противозаконно.

Кроме того, в 2006 году в США был введен в действие федеральный закон (Unlawful Internet Gambling Enforcement Act), который запретил игорному бизнесу прием любых "финансовых инструментов", включая карточные платежи, банковские переводы, чеки и пр., в ходе "незаконной азартной игры через Интернет". Закон предписал также финансовым посредникам, то есть, банкам и всевозможным платежным системам, идентифицировать и блокировать запрещенные данным законом операции. Были предусмотрены гражданско-правовые и уголовные санкции за нарушение закона, вплоть до пяти лет тюремного заключения.

В Кабинете министров Украины считают, что подобную модель регулирования игорного бизнеса можно внедрить и у нас в стране. Главный идеолог правительственной версии легализации азартных игр экс-замминистра финансов Елена Макеева утверждала, что контроль над игорным бизнесом вполне реально обеспечивается путем подключения онлайн-систем операторов, допущенных на рынок азартных игр, к единому центру контроля в Государственном казначействе. Все транзакции будут на виду, а при нарушении правил ведения игр, деятельность нерадивых компаний будут блокировать.

При этом, наверняка, многие чиновники понимают, что эффективный контроль онлайн услуг – это не близкая перспектива и начинать нужно с нелегалов на земле. Спустя 7 лет после запрета казино нелегальные игорные учреждения продолжают работать, а их количество растет.

В мае-июне на территории Киевско-Святошинского района Киевской области под вывесками "Государственная лотерея" предоставлялись нелегальные услуги. После проведения оперативно-следственных действий было изъято 73 комплекта игрового оборудования стоимостью около 350 тыс грн и оборотные средства в сумме 180 тыс грн. Кроме того, во время обысков изъяты записные книжки, в которых фиксировались данные о постоянных клиентах с указанием полученных во время игры сумм и клиентской задолженности, тетради "черной бухгалтерии" с расчетами за "крышевание" бизнеса. В мае в с. Гребёнки Киевской области в учреждении "закрытого типа" было изъято 12 игровых автоматов и денежные средства, а также в другом заведении, работающем под вывеской легального лотерейного оператора "М.С.Л.", было изъято еще 15 устройств игрового оборудования для азартных игр.

Также в июле в Киевской области полиция прекратила деятельность 5 игорных заведений. В том же месяце, в Виннице во время обысков было изъято 1200 единиц игрового оборудования и почти 44 тыс грн. Все выявленные заведения прятались под вывеской государственных лотерей, а среди их клиентов были подростки. Июльские рейды проводились и в Одессе. Было выявлено 80 единиц нелегального оборудования и 55 тыс грн.

Это только единичные примеры, показывающие масштаб проблемы. Часто после закрытия своих учреждений организаторы нелегального игорного бизнеса находят деньги на новое оборудование и снова открывают точки.

В чем же причина неэффективности борьбы с нарушениями законов в этой сфере? Да, схема работы нелегальных учреждений тщательно маскируется – используются вывески государственных лотерей, магазинов клубов и мест общественного питания; привлекаются постоянные клиенты или гости, после предварительной протекции; игровые автоматы выдаются за лотерейные терминалы для распространения билетов мгновенной государственной лотереи. Кроме того, работают такие заведения часто в нерабочее время. Например, некоторые выявленные подпольные пункты работали исключительно ночью, и чтобы туда попасть игроки регистрировались, отсылая смс-сообщения и получая персональные коды доступа. Для подстраховки клиентам может предлагаться возможность оплатить каждую игру банковскими картами через терминал или внести деньги в кассу чтобы кассир дистанционно включил автомат.

Но есть и примеры более открытого бизнеса – не так давно сотрудники управления защиты экономики нацполиции в Киеве обнаружили элитное казино, которое располагалось в торгово-развлекательном центре центрального района столицы. Было изъято 40 единиц игрального оборудования, в том числе, автоматы, столы для покера и рулетки.

Полицейские отмечают, что для ликвидации подпольных заведений проводится колоссальная работа по отслеживанию их деятельности и документированию правонарушений. Можно было бы поверить таким доводам, если бы не было конфликта интересов между соблюдением законов и бизнесом для отдельных работников полиции. Ведь если, как указывалось ранее, они сами "крышуют" нелегальную "игорку", то и борьба с ней может оказаться во многих случаях показухой. Тот факт, что после закрытия нелегальные точки снова открываются теми же организаторами, указывает только на нежелание на исполнительном и законодательном уровнях принимать решительные меры.

Такая специфика объясняет желание чиновников легализировать азартные игры, ведь тогда уже будет гораздо меньше препятствий для "сотрудничества" с нелегалами. И не стоит строить иллюзии относительно грядущего бюджетного благополучия, ведь если нелегальные учреждения работают и без легализации и, при этом, не платят налоги, то они будут искать способ как незаконно увеличить прибыли и в новых условиях.

Таким образом, причина, скорее, связана с организацией работы самих полицейских, их слабой законодательной инициативностью, а также недостаточной ответственностью за раскрытие правонарушений в сфере игорного бизнеса.

Эксперты сходятся во мнении, что "цивилизованность" азартных игр в Украине на 100% невозможна. Игорный бизнес вообще должен рассматриваться не столько как дополнительный источник бюджетных поступлений, а как, в первую очередь, потенциальная угроза для психики человека. Ведь из-за высокой динамики азартной игры, особенно в интернете, ее участник быстро теряет контроль над собой и впадает в зависимость. Все заканчивается человеческими трагедиями. "У нас же никто ни в чем не знает меры. Поэтому в принципе нет никакой гарантии, что через полгода, как все опять заработает, мы не вернемся в то, что было до 2009 года. Это же реальная болезнь: люди начнут спускать свои накопления, прогуливать зарплаты", - отмечает народный депутат Александр Абдулин.

Он уверен, что госчиновникам следует уделить внимание поиску других, и не таких опасных для общества источников наполнения госбюджета, как легализация азартных игр. Эксперты считают лотереи наиболее безопасным для игроков вариантом. И, в то же время, лотереи – это законный вид деятельности, который в Украине уже который год подвергается целенаправленному уничтожению со стороны государства. В связи с этим, скорее всего, любые попытки регулировать лотерейный рынок в контексте легализации азартных игр будут контрпродуктивными, поэтому необходимо отделить лотереи от "игорки". Для развития лотерейного рынка в интересах государства они подчеркивают первоочередность урегулирования вопросов лицензирования, устранения искусственной монополии на рынке, обусловленной антироссийскими санкциями, устранения коррупционного лоббизма любых инициатив в интересах отдельных операторов.

Увеличению поступлений в госбюджет от продажи лотерей будет также способствовать устранение многократного налогообложения лотерейной деятельности, которое не соответствует не только международным стандартам, но и противоречит Налоговому кодексу Украины в части недопущения двойного налогообложения. Сегодня налогообложение всех видов лотерей привело к значительному уменьшению желающих принять участие в розыгрышах и уменьшило в 2015 году объем лотерейного рынка в 10 раз. Потери налоговых поступлений в госбюджет в 2016 году могут превысить 400 млн грн. Но это актуально, если подходить к верстке государственной сметы взвешенно и социально ответственно. Способны ли на это нынешние чиновники? Похоже, что нет. Возможно, очередной кредитор обяжет их принять меры, ведь для получения нового транша их сговорчивость повышается в разы.

Рано или поздно нужно будет принять взвешенные решения и найти компромисс со всеми заинтересованными сторонами, а "денежная" риторика должна согласовываться с моральными принципами общества. Иначе ab initio nullum, semper nullum - из ничего ничего и не выйдет.

Читайте також

Банківські таємниці "Національного кешбеку": які ризики для українців

Розкриття банківської таємниці учасників програми Національного кешбеку навряд чи становить загрозу, але є ризик злому

"Вовина тисяча": на що українці витратять нову допомогу від влади

Допомога на 1000 гривень навряд чи покращить економічне становище українців, але дозволить сплатити за комуналку та задонатити на ЗСУ

Світу загрожує нова фінансова криза: що буде з допомогою союзників для України

Світова фінансова криза найближчим часом можлива, для України вона означатиме скорочення закордонної допомоги