RU  UA

Вівторок, 23 квітня
  • НБУ:USD 39.25
  • НБУ:EUR 41.85
НБУ:USD  39.25
Фiнанси

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Честность купить невозможно, - Виктор Пинзеник о зарплатах чиновников

Не может при средней зарплате в стране 6 тыс. грн, зарплата в органах власти быть в 30 раз больше

Не может при средней зарплате в стране 6 тыс. грн, зарплата в органах власти быть в 30 раз больше Народний депутат України, екс-міністр фінансів Віктор Пинзеник Фото: УНІАН

Виктор Пинзеник - депутат Верховной Рады нескольких созывов. В нынешний состав ВР он был избран по списку партии "Блок Петра Порошенко" и стал членом бюджетного комитета. Несколько раз Пинзеник работал в правительстве. Занимал должность первого вице-премьера (1994—1995), дважды был вице-премьером (1992-1993 и 1995-1997) и дважды - министром финансов (2005-2006, 2007-2009). Политик входит в группу советников по поддержке реформ в Украине. О ситуации с госбюджетом страны и пенсионной реформе, о зарплатах чиновников и возможности вернуться в систему исполнительной власти Виктор Михайлович рассказал в интервью "Апостроф. Экономика".

- Виктор Михайлович, какими Вы видите источники наполнения госбюджета следующего года? На этот год у правительства было множество ожиданий касательно, к примеру, поступлений от приватизации госпредприятий, но они так и не оправдались. Вместо 17 млрд грн пока поступления от приватизации составляют лишь 59 млн грн.

- Источники наполнения определены налоговым кодексом. Именно он определят налоги и ставки по ним. А каким будет объем поступлений, сам бюджет 2017 года, пока не знаю, так как законопроекта еще нет. Да, есть рабочие материалы, но это еще не проект бюджета, который должен утвердить Кабмин.

- Какие ожидания по дефициту бюджета 2017 года?

- Цифра дефицита озвучивается на уровне 3% ВВП. Это около 78 млрд грн. В этом году было заложено – 3,7%. Уточню, речь идет о дефиците без учета средств на пополнение уставных капиталов банков и возвращение вкладов через Фонд гарантирования вкладов, а до недавнего времени еще и на поддержку «Нафтогаза».

- Для Фонда может быть большая сумма?

- В прошлом году она составляла более 40 млрд грн. Поэтому с учетом выше озвученных дополнительных расходов общая сумма дефицита бюджета составляла в прошлом году, по моим подсчетам, 126 млрд грн. Официальные данные этого полного объема не показывают, хотя соответствующие данные есть в документах.

- Бюджет этого года идет пока с большим дефицитом, чем 3,7%. Есть много новых законов, которые приняты или еще не приняты и которые направлены на увеличение расходной части бюджета. Пока непонятна сумма расходов, которые будут профинансированы через ОВДП. А право на такие расходы закон о бюджете дает.

- Что за законы увеличивают дефицит?

- В парламенте их немало. Напомню принятые законы о госслужбе, о статусе судей. Даже закон, который касается так называемой спецконфискации – это увеличение дефицита, поскольку поступления средств идет не от экономики, а от продажи активов. И кстати, никто в мире не считает средства от продажи активов источником покрытия доходов, хотя используются они для финансирования расходов.

- Интересна и ситуация по 2016 г. Александр Данилюк говорит о секвестре бюджета, в то время, как премьер-министр заявляет, что никакого секвестра не будет?

- Такие сигналы не должны идти от двух представителей Кабмина. Должна вырабатываться и озвучиваться консолидированная позиция.

Но вернемся к бюджету. В нем есть проблемы. Динамика доходов не позволяет рассчитывать на планируемый объем поступлений. Мы упоминали проблемы расходов. Нельзя рисковать с выполнением обязательств перед МВФ касательно бюджета, наражать страну на риск неполучения транша, пусть даже не нынешнего.

Народні депутати України Віктор Пинзеник (ліворуч) та Марія Матіос під час відкриття V сесії Верховної ради VIII скликання Фото: Владислав Мусієнко

- Кстати, касательно очередного транша – не совсем понятен оптимизм и Александра Данилюка и Владимира Гройсмана и даже президента, который в очередной раз сообщает о прогрессе в вопросе выделения нам средств Фондом. Ведь не все условия были выполнены Украиной и в разрезе банковской системы и по приватизации?

- Пока я не знаю, что сделано или нет, так как документы по МВФ подготовлены совсем недавно – обращение Кабмина касательно очередного транша и определенные программные обязательства. Но я думаю, что вопрос этого транша будет решен. И в информации от правительства есть основания для оптимизма. Думаю, что решение по траншу мы получим в сентябре. Есть основания полагать, что достигнуты определенные договоренности и согласованы позиции.

- А вы не в курсе, что это за договоренности?

- В деталях нет. Предоставление очередного транша затянулось почти на год. Но последний документ (последняя редакция Меморандума о сотрудничестве — ред.) появился совсем недавно - приблизительно неделю назад. Документ, который, начиная с 2008 года, МВФ желает получить за подписью премьер-министра, министра финансов, председателя Нацбанка и президента. Ранее президента в этом списке не было.

- Видимо, это связано с тем, что президент подписывает принятые законопроекты, которые необходимы для выполнения страной обязательств перед Фондом?

- Я думаю, что это не главное. Главное - это консолидированная позиция, что в определенной мере является гарантией выполнения обязательств.

- Давайте вернемся к вопросам будущего бюджета. Как известно льготный период для аграриев не будет предусмотрен в бюджете 2017 и последующих годов. Как Вы к этому относитесь, c учетом того, что аграрии – это одна из основных экспортных отраслей страны и более чем 30% валютной выручки поступает в Украины именно от них?

- Это не имеет отношения к валюте. Ведь при экспорте нет НДС. По сути вопроса. НДС не является налогом на бизнес. Этот налог платит потребитель, а в Украине он оставлялся аграрному бизнесу. Очень непрозрачная схема.

- Но ведь бизнес покупает оборудование, топливо для своей деятельности?

- Стандартная модель позволяет возмещать этот НДС. Продав зерно, предприниматель имеет право вернуть себе эту сумму.

Представьте себе, что кто-то строит аграрный комплекс. При этом он покупает оборудование, платит НДС, а НДС на «выходе» не перекрывает «входной» НДС. У него нет источников его возмещения. То есть, тот, кто ничего не инвестирует, получает преимущество. А тот, кто инвестирует в этот сектор – нет. Как раз наоборот действовавшая в стране практика наказывала тех, кто делал модернизацию, покупал новую технику и технологии. При этом я не касаюсь в данном случае вопроса необходимости поддержки аграриев – это другая тема. Но поддержка должна проводиться другими, прозрачными инструментами. А если используется инструмент, при котором кто-то не платит налог, то это уже оффшор. Налоги должны платить все.

Народний депутат України Віктор Пинзеник (ліворуч) та голова Верховної ради України Андрій Парубій Фото: УНІАН

- А какие пути вы видите для поддержания промышленности? Хотя бы двух основных экспортных направлений, формирующих основу ВВП – агросектора и металлургии, которая сейчас в упадке из-за ситуации на Востоке?

- Давайте зададим себе простой вопрос – для чего собственники купили металлургические заводы?

- Чтобы зарабатывать деньги.

- Если человек купил завод для зарабатывания денег, почему мы должны ему еще что-то давать? Какую поддержку? Люди занимаются бизнесом не потому, что хотят вас поить водой или накормить, а чтобы заработать. Для чего тогда им еще какую-то поддержку давать?

- А почему у нас сохранились льготы на стоимость газа для религиозных организаций?

- Это правильный вопрос. Не должно быть льгот. Если кого-то нужно поддержать – для этого существует прямая форма поддержки. Добавлю только, что церковь – не экономика.

- Скоро будет пересмотр правомерности повышения коммунальных платежей. Даст ли это эффект в сторону их понижения?

- В горячей дискуссии вокруг темы, если здесь и есть рациональное зерно, то очень небольшое. Да, есть определенные проблемы в расчете импортной цены, и их нужно убрать. Но в большинстве случаев это популизм и желание быть вечно любимым электоратом.

- Газовые решения непростые, но неизбежные. Мы давно слезли бы с газовой иглы, приняв их раньше, и в более благоприятных условиях. Сейчас это приходится делать под давлением более сложных обстоятельств. Но эти непростые решения приносят результаты.Население за два года сократило на 5 млрд куб потребления газа. И это не только «погодный» результат. “Нефтагаз» впервые имеет и собственные деньги для покупки газа. Раньше это всегда была проблема всей страны.

- Скажите, вот в бюджете следующего года заложен рост ВВП на уровне 3%...

- Да, в следующем году, насколько я помню, заложено около 3%. Хотя там есть и другой сценарий – 1,5%, но взят за основу именно этот.

Народний депутат України Віктор Пинзеник (ліворуч) та генеральний прокурор України Юрій Луценко Фото: УНІАН

- Но многие экономисты и чиновники утверждают, что в бюджете 2017 г. не заложено никаких стимулов для экономического роста.

- Экономический рост должны обеспечивать инвестиции. Без прогнозируемости обменного курса и инфляции невозможно говорить о приросте инвестиций. Поэтому я говорю об этих проблемах и их решениях. А они кроются во многом в бюджете. Инвестор должен иметь возможность посчитать заработает он или нет. Конечно, на этот пласт решений нужно нанизать массу вещей регуляторного характера, банковского сектора и так далее - все то, что называется хорошим инвестиционным климатом.

- Cкажите, вопрос стабильности банковской системы один из ключевых в переговорах с МВФ?

- Очень важная часть наших проблем. Речь идет об оздоровлении банковского сектора. Невозможно говорить об экономическом росте без здорового банковского сектора.

- Он здоров?

- Нет, но процесс оздоровления происходит, непростой и болезненный. Часть банков удалена с рынка, так как это зараза, которая отравляет всю банковскую систему, а вторая часть должна быть оздоровлена через реструктуризацию, либо собственниками, либо государством.

Посмотрите, что происходит сейчас – банкам некуда девать средства, не во что их вложить, точнее, очень высок риск вложений. Неудивительно, что в текущем году мы видим, как банки начинают наращивать покупку ОВГЗ. Предыдущие два года их покупал лишь Нацбанк. По статистике банки за 8 месяцев этого года нарастили свой портфель ОВГЗ на 80 млрд грн. Кроме этого банки активно покупают депозитные сертификаты НБУ. Но это не экономика. О чем это говорит? О наличии нерешенных проблем в банковском секторе и о наличии общеэкономических проблем, которые мешают кредитованию, а это все связано с экономическим ростом.

- Касательно прогнозируемости курса, насколько он может удерживаться в ожидаемых Кабмином рамках?

- Ожидания Минфина по курсу на уровне 27,2 грн/$ - это допустимая вещь при подготовке бюджета.Но реальность зависит и от того, каким будет бюджет и будет ли он поддержан средствами МВФ. Это очень принципиальные вопросы для обменного курса. Мы попали в ситуацию, из которой без внешней поддержки трудно выйти. Торговая часть вопроса уже решена, осталась долговая проблема. Хотя и тут есть определенные подвижки. Украинский долг снизился впервые, за немногим более чем два года на $25 млрд. По состоянию на 1 апреля наш внешний долг составлял около $117 млрд. Это неплохой шаг. Но пока невозможно отказаться от средств МВФ, так как это единственный канал, на который к тому же нанизываются и другие каналы доступа к валюте.

- Во время моей работы в правительстве нам спокойно одалживали доллары, и страна об этом даже не знала, а журналисты не интересовались. Сейчас же нам не одалживают. Но тогда соблюдались совсем другие условия. Украина имела небольшой долг в размере 89 млрд, сейчас же он в 20 раз больше - 1,7 трлн грн. Нельзя было становиться на дорогу жизни в долг. Я говорил и добивался этого в разгар финансового кризиса.

Народний депутат України, екс-міністр фінансів Віктор Пинзеник (праворуч угорі) Фото: УНІАН

- Юлия Тимошенко говорила о том, что Вы при своей каденции настаивали на повышении пенсионного возраста?

- В моей докладной записке к членам правительства пенсионный возраст вообще не упоминался. Речь шла о стратегии действий в условиях нарастающего финансового кризиса.

- А сейчас стоит повышать пенсионный возраст?

- Это уже другая тема. И другие обстоятельства. К сожалению, намного хуже обстоятельства. Сегодня Пенсионный фонд тратит на выплату пенсий 260 млрд грн., 160 млрд. поступает из бюджета. Т.е. сам ПФУ не в состоянии обеспечить выплаты. Такого никогда не было.

Чем собираются платить пенсии? И не только в этом году, и не только нынешний мизерный размер пенсий. Есть три варианта решения этого вопроса – делать больше взносов в Пенсионный фонд, уменьшить выплаты пенсионерам, либо уменьшить количество получателей (пенсионный возраст). Возможна комбинация вариантов. Какой же вариант из вышеназванных самый плохой?

- Уменьшение пенсий.

- Я тоже так думаю. Но это именно тот вариант, по которому сейчас идет Украина – снижение реальных пенсий. И самое опасное в нынешней ситуации – не делать ничего, ожидая, что ситуация сама разрешится.

- Cитуация с выплатой пенсий, получается, усугубляется с каждым годом?

- Если в прошлом году пенсионный фонд на треть финансировался из бюджета, то в этом году госбюджет дает 160 млрд грн или 2/3 его расходов покрывает госбюджет. Сократив в два раза источники формирования доходов, расходы не были сокращены. В результате к существующим дыркам добавили еще одну серьезную головную боль.

- Одним из источников наполнения бюджета являются средства НБУ, которые все еще не поступили в него из-за отсутствия полного состава совета Нацбанка. Как вы считаете, почему президент до сих пор не выбрал свою квоту в составе этого совета, тем самым откладывая поступление в бюджет 38 млрд грн.?

- Оценивая бюджет, я помню об этом обстоятельстве и делаю необходимую коррекцию доходов. По факту 8 месяцев сейчас имеем 6% роста бюджета, что значительно меньше, чем запланированные законом 14%. Т. е. мы видим значительное невыполнение бюджета. Но ситуация лучше, учитывая средства Нацбанка, которые рано или поздно должны перечислить в бюджет согласно требованиям закона.

Но тут возникает и нарастает другая проблема – монетарная и проблема вызовов для курса. Ведь эти 38 млрд грн сейчас не находятся в обороте, но как-только НБУ отдаст их Кабмину, они выльются на рынок и это может быть проблемой, схожей с ситуацией которая возникла в начале нынешнего года, с давлением на обменный курс.

Верховная Рада свою квоту в совет назначила еще в конце июня на одном из последних заседаний.

- Но ведь еще два месяца назад президент сообщил о том, что его люди уже проходят проверку?

- Насколько я понимаю, они еще не назначены.

Народний депутат України, екс-міністр фінансів Віктор Пинзеник Фото: УНІАН

- Как в общем вы расцениваете работу Нацбанка, многие приходили туда называя себя реформаторами, но потом уходили. Видите ли вы правильный курс у регулятора?

- В деятельности НБУ есть вещи, безусловно заслуживающие внимания. Во-первых, это свободный курс гривны. Наконец-то дали курсу делать то, что он должен делать. Во-вторых – это оздоровление банковского сектора. Хотя в деталях у нас возникнет много вопросов, в том числе к оздоровлению. Ведь сейчас проблемы исчезающих банков вешают во многом на бюджет. Хотя это не является прямой компетенцией НБУ, а Фонда гарантирования.

Есть немало вопросов к курсовой политике, как в предыдущие два года, так и сейчас. По подсчетам за последние две недели, гривна девальвировала на 6%. Это значительная девальвация. Я не призываю Нацбанк держать курс. Если есть предпосылки к девальвации, сдерживания не помогают. Но стоит избегать резких колебаний. Ведь резервы НБУ– $14 млрд, на пороге кредит МВФ и другие средства. Нужно проводить правильную политику интервенций.

- Вы так хорошо разбираетесь в текущей ситуации, скажите честно, вас звали в правительство в течение последних двух лет?

- Еще очередь не дошла до меня (смеется).

- Вы ждете этого?

- Я никогда не жду места. Я жду условия для работы.

- А что это за условия? Свобода действий и хорошая зарплата?

- О зарплате речь не идет.

- Но ведь зарплаты в правительстве должны быть хорошими. Кстати, как вы относитесь к дискуссии касательно того что люди в правительстве должны получать большие деньги?

- Плохо. Потому что я помню, что кроме меня есть еще 43 млн человек. И не может зарплата в правительстве быть оторванной от того, что происходит в обществе. Не может при средней зарплате в стране 6 тыс. грн, зарплата в органах власти быть в 30 раз больше. Если кто-то считает, что это метод борьбы с коррупцией, то у меня несколько другое мнение – честность купить невозможно.

Читайте також

Україна має рекордні борги: скільки тепер винен кожен українець

Борг кожного українця, виходячи із загального розміру боргу країни, становить 4000 доларів

Створення електронної гривні. Чи запрацює український біткоін

Цифрова гривня, використання якої протестує Нацбанк України, мало чим відрізняється від звичайної, але вона має свої переваги

Україна йде до дефолту: чим це загрожує кожному українцю

Якщо Україна не знайде коштів для погашення зовнішнього боргу, країна зануриться у стан дефолту