RU  UA

Понеділок, 23 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Фiнанси

Пенсионерам ограничат доступ к пенсиям: число банков для соцвыплат сократили

Чиновники ищут способ снизить уровень потерь государственных средств

Чиновники ищут способ снизить уровень потерь государственных средств Мінфін і Нацбанк можуть посилити вимоги до уповноважених банків та скоротити їх список Фото: УНІАН

Во избежание потерь бюджетных средств и для более эффективного их использования министры во главе с Владимиром Гройсманом поддержали проект постановления Кабмина "О некоторых вопросах выплаты пенсий и заработной платы работникам бюджетных учреждений". После вступления в силу этого документа госбанки потеряют привилегии в процессе выплат пенсий и зарплат бюджетников, а общее количество уполномоченных банков может сократиться до десятка.

Новым постановлением Кабмина в сфере выплат пенсий через уполномоченные банки, кроме всего прочего, утверждается механизм выплаты пенсий и денежной помощи с использованием текущих банковских счетов, а также меняются критерии отбора финучреждений, которые хотят стать уполномоченными производить такие выплаты. "Список критериев предложил Национальный банк, и их поддержал Минфин", - заявил на утреннем заседании Кабмина в четверг министр финансов Александр Данилюк.

На сегодняшний день государство в части бюджетных выплат работает с 44 уполномоченными банками. Однако чиновники сетуют на слишком мягкие условия их отбора, что впоследствии может привести к бюджетным потерям. По разным оценкам, за период банковского кризиса 2013-2015 гг., когда с рынка были выведены несколько десятков банков (часть из которых были уполномоченными), бюджет потерял от 14 до 17 млрд грн.

Согласно предлагаемым чиновниками правилам отбора уполномоченных, на момент проведения конкурса банк должен отвечать следующим требованиям: доля его активов должна составлять не менее 1% от всех активов банковской системы, в течение последних шести месяцев (раньше было три месяца) НБУ не должен применять к нему меры воздействия в виде ограничений, приостановки или прекращения осуществляемых операций; у банка не должно быть финансовой задолженности перед Фондом гарантирования вкладов физических лиц; банк не должен иметь задолженности по уплате налогов и сборов; в течение последних 12 месяцев к владельцам банка или к связанным с ними лицам не должны применяться санкции со стороны Украины или иностранных государств; кроме того, финучреждение должно осуществлять эмиссию платежных карточек.

При этом исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) Елена Коробкова считает главным изменением в правилах отсутствие требования по наличию в портфеле банка-претендента облигаций внутреннего госзайма в объеме не менее 20% его регулятивного капитала. Еще одним позитивным нововведением она считает отсутствие в новых правилах привилегий для госбанков. "Раньше они получали право обслуживать бюджетников и пенсионеров вне конкурса. Мы даже судимся по этому поводу с Кабмином. Очередное заседание суда назначено на 28 сентября, и мы надеемся, что он вынесет справедливое решение", - рассказала "Апострофу.Экономика" Коробкова.

Однако эксперты выделяют в анализируемом документе также спорные моменты и считают, что Кабмину еще придется пересмотреть свои требования к банкам. Причин тому несколько. Во-первых, требование иметь 1% от активов банковской системы, по утверждению главного финансового аналитика РА "Эксперт Рейтинг" Виталия Шапрана, никак не защитит бюджет от токсичных банков. Как показали кризисы 2008-2009 и 2014-2016 гг., именно крупные банки подвержены банкротству. Тут можно вспомнить канувшие в лету "Дельта банк", "Надра Банк", банк "Финансы и Кредит" и многие другие.

Кроме того, по словам Шапрана, лишним в рассматриваемых нововведениях Минфина является и ужесточение требований к рейтингу банков с иностранными материнскими структурами. Такие материнские структуры, по мнению разработчиков документа, должны будут иметь международный рейтинг инвестиционного класса. "Требование к наличию рейтинга инвестиционного уровня у иностранных материнских банков с дочками в Украине, мягко говоря, выглядит очень странным. Получается, что страна с рейтингом спекулятивной категории сама просит акционеров банков иметь рейтинг инвестиционного уровня. Это требование необходимо переписать, установив барьер на уровне суверенного рейтинга страны", - отметил он.

Участников рынка также удивляет отсутствие в постановлении требований к количеству банкоматов и разветвленности филиальной сети претендентов на статус уполномоченных. Этот вопрос очень важен, особенно в разрезе пенсионеров, которым зачастую трудно преодолевать долгий путь в поиске ближайшего банковского отделения.

Также настораживает пункт об отсутствии налоговой задолженности у банков, претендующих на статус уполномоченных. Как подметил Виталий Шапран, на сегодняшний день в Украине примерно 30% банков ведут активные налоговые споры с ГНС в судах и числятся в списке налоговых должников. "Cреди них и крупные финучреждения с иностранным капиталом, у которых есть и розничная сеть, и хороший имидж на рынке. Кабмин этим пунктом как бы подталкивает их отказаться от налоговых споров, - размышляет эксперт. - C учетом всех требований, которые предлагает Минфин, уполномоченными в результате смогут быть лишь 10-15 работающих банков".

Читайте також

Без "Зимової єПідтримки": кому з українців не дадуть "Вовину тисячу"

Українці, які перебувають за кордоном чи на окупованих територіях, не отримають Вовину тисячу, але це не точно

Куди інвестувати під час війни: три способи заробітку для простого українця

Для збереження заощаджень та заробітку українцям під час війни найбільше підійдуть відкриття депозиту, купівля держоблігацій та нерухомості

Банківські таємниці "Національного кешбеку": які ризики для українців

Розкриття банківської таємниці учасників програми Національного кешбеку навряд чи становить загрозу, але є ризик злому