RU  UA

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Фiнанси

Увольнения и больше "конвертов": чего ждать сотрудникам и соискателям в 2017 году

Попытки власти сократить долю зарплат "в конвертах" могут загнать бизнес еще глубже в тень

Попытки власти сократить долю зарплат "в конвертах" могут загнать бизнес еще глубже в тень Підвищення мінімальної зарплати в Україні може призвести до скорочення ринку праці Фото: УНІАН

Повышение с 1 января 2017 года заработной платы до 3200 грн может существенно сократить количество вакансий на рынке труда в январе-феврале. По словам контент-эксперта компании "Работа Интернешнл" Татьяны Пашкиной, многие работодатели будут думать, а стоит ли набирать новых сотрудников, если пока непонятно, где брать средства на увеличение зарплат уже имеющихся. Более того, начало года может ознаменоваться "людскими жертвами" – ряд сотрудников в компаниях могут просто сократить.

Условия для повышения минимальной заработной платы создал принятый Верховной Радой и подписанный президентом 27 декабря этого года закон "О государственном бюджете Украины на 2017 год" (№5000). Согласно этому документу, с 1 января при полном рабочем дне заработная плата сотрудника не может быть ниже 3200 грн. При этом работодатель должен заплатить еще и единый социальный взнос (ЕСВ), который составляет 22% от этой суммы (704 грн). То есть даже при минимальной зарплате 3200 грн сотрудник обойдется компании в 4004 грн.

При этом сам работающий человек на руки получит сумму, меньше 3200 грн на 19%, поскольку из нее вычтут 18% подоходного налога и 1,5% военного сбора.

Если же предпринимателя "попалят" на выплате заработных плат "в конверте", то он заплатит штраф в размере 100 минимальных зарплат (320 тыс. грн).

Судьба бюджетников

Несколько выбивается из этой картины ситуация с бюджетниками. Дело в том, что, если верить бюджету, в нем остался отрыв должностного оклада работника I тарифного разряда единой тарифной сетки (ЕТС) от минимальной зарплаты, к которой он был раньше привязан. То есть при росте "минималки" до 3200 грн минимальный оклад в ЕТС останется на уровне 1600 грн. Это позволяет правительству избежать всеобщего поднятия зарплат бюджетников, размеры которых базируются на ЕТС.

"Действительно, заработная плата бюджетников привязана не к размеру минимальной заработной платы, а к разряду единой тарифной сетки. Поэтому государство сможет не повышать заработную плату работников бюджетных учреждений. Однако, полагаю, что во избежание социального взрыва заработная плата бюджетников все же будет повышена", - считает управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex, адвокат Виктор Мороз.

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться бюджетники, – это всеобщая уравниловка.

"Если ориентироваться на существующую тарифную сетку, то в ней очень нивелирована разница в размере зарплат низкооплачиваемых сотрудников и тех, у которых высокая квалификация. На сегодняшний день мы ждем приказ Министерства здравоохранения, которым будут урегулированы все эти должностные оклады. Деньги на повышение зарплат в бюджете заложены. Сокращений сотрудников не предвидится. Но не уравняют ли в размере зарплату врача с высшим образованием и уборщицу вообще без него, станет известно после разъяснений министерства", - говорит начальник планово-финансового отдела городского управления здравоохранения Ривного Ирина Новак.

Последствия

Естественно, что, повышая минимальную заработную плату в два раза, политики рассчитывали, что это выведет ее из тени. Но далеко не все опрошенные "Апострофом" эксперты с этим согласны.

"Большой бизнес, скорее всего, на повышение минимальной зарплаты пойдет, но вот малый либо начнет сокращать сотрудников, либо уходить в тень", - предположила бухгалтер одной из небольших столичных компаний.

Специалисты компании EY People Advisory Services в Украине, которые еще в ноябре 2016 года провели блиц-опрос о действиях компаний в связи с возможным повышением минимальной заработной платы, в своих прогнозах менее категоричны. Среди основных последствий вступления в силу изменений респонденты исследования называют существенный пересмотр внутренних систем компаний (например, необходимость обеспечить внутреннюю справедливость оплаты труда, систему управления затратами, а также потенциально отменить региональные коэффициенты в связи с утратой их актуальности), а также заработных плат их сотрудникам (необходимость уменьшения разрыва между уровнем минимальной заработной платы и фактическим окладом сотрудника, рост конкуренции на наиболее востребованных сотрудников).

В то же время они не отрицают, что затраты бизнеса при этом увеличатся. Ведь повышение заработной платы – это, в первую очередь, дополнительная нагрузка на бюджет компании, фонд оплаты труда и пр. В итоге некоторые компании все-таки могут пойти по пути сокращения персонала или перевода на договоры гражданско-правового характера сотрудников, уровень заработной платы которых меньше, чем 3200 грн.

По словам сотрудницы одного из порталов по поиску работы, сокращать персонал могут начать, в первую очередь, региональные компании, ведь еще в декабре зарплаты на вакансии в небольших городах не превышали 2000 грн.

"Продавщицы мандаринов, уборщицы, слесари, работающие на ФЛП или небольшие компании, работники предприятий в регионах были счастливы уже от того, что получают 1700 грн, - отметила она. – Что будет с ними теперь, непонятно. Скорее всего, многие бизнеса уйдут в тень, а люди будут работать на них нелегально".

"Повышение минимальной заработной платы, безусловно, будет существенной нагрузкой на бизнес и, думаю, что многие начнут уходить в тень путем сокращения рабочего времени сотрудников, перевода их на полставки и даже фиктивного увольнения", - подтвердил опасения HR-ра Мороз.

Бизнес уйдет в тень

Разговоры об уходе бизнеса в тень в какой-то мере подогревает и массовое закрытие ФЛП. И это несмотря на то, что люди закрывают, в первую очередь, "висюки", то есть неработающие ФЛП.

Напомним, 27 декабря, вместе с Госбюджетом президент подписал закон №5130, который обязывает ФЛП с нового года платить единый социальный взнос (ЕСВ) в размере 704 грн в месяц, даже в том случае, если их деятельность не приносит никакого дохода. Ранее в таких случаях предприниматели, оформленные на общей системе налогообложения, просто сдавали пустую декларацию.

"Предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, а также принадлежащие ко 2 и 3 группам упрощенной системы налогообложения, обязаны будут осуществлять уплату ЕСВ в размере, не меньшем, чем размер минимального страхового взноса. Из-за увеличения минимальной заработной платы до 3200 грн с 1 января 2017 года минимальный месячный ЕСВ составит 704 грн", - пояснила суть нововведений юрист ICF Legal Service Валерия Мытюшина.

По замыслу чиновников, принятие данного закона призвано, в первую очередь, повысить поступления в казну, а также упростить систему расчета и прогнозирования таких поступлений путем установления фиксированной суммы платежа. Однако, по мнению экспертов, новый закон способен воплотить в жизнь лишь часть задуманного проекта.

"На практике это вряд ли повлечет за собой увеличение доходов в бюджет, поскольку ФЛП и так платят этот налог, а неработающие попросту закроются, что мы сейчас и наблюдаем. Ведь не секрет, что многие люди, ранее зарегистрировав ФЛП и занимаясь какой-либо хозяйственной деятельностью и в дальнейшем разочаровавшись в ней или найдя работу по найму, не занимались закрытием ФЛП, предпочитая, чтобы этот статус "висел" за ними в спящем режиме, на всякий случай", - отмечает управляющий партнер юридической компании "Тарасов и партнеры" Андрей Тарасов.

По словам Тарасова, данное нововведение фактически приведет только к тому, что цифры зарегистрированных предпринимателей приблизятся к цифрам реально работающих ФЛП, что наведет определенный порядок в статистике, но не повлияет существенно на экономические показатели.

По данным блиц-опроса EY People Advisory Services в Украине касательно действий компаний в связи с возможным повышением минимальной заработной платы

*На момент проведения исследования EY у большинства компаний-участниц (63% компаний) доля сотрудников, основная заработная плата которых менее чем 3200 грн, составляла менее 5%. При этом, всего у 8% компаний-участниц основная заработная плата более чем половины сотрудников составляет менее чем 3200 грн.

Читайте також

Банківські таємниці "Національного кешбеку": які ризики для українців

Розкриття банківської таємниці учасників програми Національного кешбеку навряд чи становить загрозу, але є ризик злому

"Вовина тисяча": на що українці витратять нову допомогу від влади

Допомога на 1000 гривень навряд чи покращить економічне становище українців, але дозволить сплатити за комуналку та задонатити на ЗСУ

Світу загрожує нова фінансова криза: що буде з допомогою союзників для України

Світова фінансова криза найближчим часом можлива, для України вона означатиме скорочення закордонної допомоги