Президент Петр Порошенко предлагает повысить минимальную заработную плату в Украине до 4100 грн в месяц. В правительстве заверяют, что это шаг не спровоцирует роста цен. В Кабмине также надеются, что увеличение размера "минималки" обеспечит дополнительные поступления в Пенсионный фонд. Вместе с тем, политики и эксперты не столь оптимистичны в оценках последней инициативы властей. "Апостроф" разбирался, в чем кроются риски.
Президент Петр Порошенко предлагает повысить размер минимальной зарплаты в Украине с нынешних 3200 грн до 4100 грн. Повышение может произойти уже в 2018 году – глава государства отметил, что правительство учло его предложения по увеличению "минималки" в проекте госбюджета на следующий год.
Минимальная зарплата в стране с 1 января 2017 года была увеличена вдвое – с 1600 грн до 3200 грн. До озвученной президентом инициативы правительство планировало в 2018 году повысить "минималку" до 3764 грн.
Еще в 2016 году глава Государственной фискальной службы Роман Насиров заявлял, что минимальную зарплату следует поднять сразу до 5000 грн, чем вызвал шквал критики в свой адрес. Теперь же это предложение выглядит не таким уж и фантастичным.
Вырваться из бедности
Украина остается самой бедной страной Европы, в том числе и по показателю минимальной зарплаты. И в Верховной Раде поддерживают желание Порошенко увеличить "минималку". Так, вице-спикер ВР Оксана Сыроид не подвергает сомнению необходимость повышения уровня жизни украинцев, по ее мнению, это необходимо сделать из соображений безопасности.
"То, что украинцы нуждаются в повышении оплаты труда, очевидно, и с точки зрения национальной безопасности, в том числе, потому что если украинцы покинут государство, то никого здесь не останется. И не будет кому ни работать, ни защищать", - сказала она в комментарии "Апострофу".
Но Сыроид считает, что вопросы минимальной зарплаты - это никак не компетенция президента Украины.
"Дело ли президента вообще инициировать повышение уровня минимальной заработной платы, поскольку он не отвечает за бюджет, по крайне мере, де-юре – есть правительство, которое отвечает за то, чтобы дебет сошелся с кредитом, чтобы найти средства, чтобы обеспечить повышение уровня жизни, в том числе минимальной заработной платы. Но у нас президент – и министр обороны, и министр финансов, и глава ЦИК, и генеральный прокурор, то есть он у нас – все, и, наверное, он считает, что он должен и это делать", - добавила она.
Есть ли у страны ресурс на очередное повышение "минималки"? Вице-спикер считает, что средства для увеличения зарплат украинцев есть.
"Нужно просто перестать воровать. Если президент Украины начнет платить все налоги в Украине, а не будет выводить деньги за границу, тогда у нас будет достаточный ресурс, чтобы поднять минимальную зарплату", - заявила она.
Деньги из воздуха
Член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран уверен, что в случае выполнения планов по росту экономики на 3%, "повышение (минималки) в несколько этапов до 4100 грн - вполне реальная инициатива".
"Между тем, если правительство планирует опять субсидировать экономический рост только за счет увеличения бюджетных выплат, это нас приведет к формальному и некачественному росту, как в 2017 году, когда наша экономика росла не за счет промышленности и сельского хозяйства, а за счет торговли, строительства и теневой экономики", - сказал эксперт "Апострофу".
Старший аналитик инвестиционной компании "Альпари" Вадим Иосуб заявил изданию, что увеличение минимальной зарплаты до 4100 грн в месяц "вполне возможно в случае ожидаемого продолжения роста экономики и роста производительности труда". Однако выполнение указанных условий совсем неочевидно.
"Насколько я понимаю, вряд ли в Украине есть рост производительности труда, который позволяет так резко увеличить минимальную заработную плату на уровне около 30%. Даже если предположить, что в следующем году уровень инфляции составит около 10%, то это означает, что в реальном выражении минимальная зарплата увеличится на 20%. И это на фоне того, что наш экономический рост при хорошем раскладе в следующем году составит 3%, то есть диспропорция составляет как минимум около 15%", - сказал "Апострофу" исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко.
При этом такое резкое повышение размера "минималки" может притормозить и без того не самый внушительный рост экономики.
"Дополнительные затраты работодателей без соответствующего роста производительности труда могут поставить под сомнение прогнозируемый на 2018 год 3%-й рост", - отметил Устенко.
Кроме того, по его словам, возможно увеличение дефицита госбюджета на 2018 год, который запланирован на уровне 2,4% ВВП. Это, в свою очередь, грозит увеличением размера государственного долга.
Рост цен и безработица
Вадим Иосуб считает, что повышение "минималки" не несет в себе особых инфляционных рисков, так как на него будут направлены собранные бюджетом деньги: "То есть речь идет о перераспределении уже имеющихся в экономике денег, а не об эмиссии, не о запуске печатного станка".
Вместе с тем, роста цен, скорее всего, не избежать.
"Но инфляция будет меньше чем в 2016-17 годах, так как процент прироста минимальной зарплаты также будет меньшим", - отметил Шапран.
Народный депутат, секретарь парламентского комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Наталия Веселова видит реальные риски раскручивания инфляции вследствие увеличения минимальной зарплаты.
"Уже повышение пенсий спровоцировало определенный рост цен, а если еще и "минималка" возрастет, то, конечно, это тоже вызовет рост инфляции", - сказала нардеп "Апострофу".
С этим согласен и Олег Устенко: "Рост минимальной зарплаты может приводить к инфляционным скачкам и усилению курсового давления".
По его словам, рост потребительского спроса со стороны домохозяйств при отсутствии структурных реформ в экономике приведет к увеличению торгового дефицита, "а это неизбежно является сигналом для дополнительной девальвации денежной единицы".
Кроме того, вследствие увеличения минимальной зарплаты возможен рост уровня безработицы.
"Мировой опыт показывает, что каждые 10% увеличения минимальной зарплаты могут приводить к увеличению безработицы на один процентный пункт. То есть увеличение минимальной заработной платы на 30% может привести к увеличению безработицы на уровне трех процентных пунктов", - сказал Устенко.
Однако в случае Украины рост безработицы может быть сглажен миграционными процессами, как это происходило в последние годы.
"Либо просто увеличится безработица, либо, что более вероятно, интенсифицируются миграционные процессы, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе крайне негативно скажется на экономике", - отметил эксперт.
Бизнес уйдет в "тень"
Вице-премьер Павел Розенко, комментируя инициативу президента, заверил, что повысить "минималку" удастся "неинфляционным способом". Он также заявил, что этот шаг позволит увеличить отчисления в Пенсионный фонд.
"Логика правительства состоит в том, что они считают, что удастся дополнительно наполнить Пенсионный фонд, собрать ЕСВ (единый социальный взнос) на 30% больше по сравнению с тем, что собирается сейчас, и попытаться сократить дефицит Пенсионного фонда, который превышает 6% ВВП, до 4,5-5%", - отметил Устенко.
При этом эффект может оказаться прямо противоположным. "Когда увеличивается минимальная заработная плата, существуют риски увеличения теневого сектора", - пояснил специалист.
Наталия Веселова также видит риски дальнейшей "тенизации" экономики. Так же, как в случае с повышением "минималки" до 3200 грн, зарплаты повысят бюджетникам и госслужащим, "там, где выхода нет".
"Нельзя наполнять Пенсионный фонд только за счет бюджетников – то есть брать из одного кармана бюджета и перекладывать в другой. Другого способа правительство не смогло найти, как наполнить Пенсионный фонд. Пенсии смогли повысить, но повысили их за счет бюджета, а не за счет увеличения поступлений в Пенсионный фонд. Угрозами предпринимателя не заставишь платить больше, его нужно мотивировать", - заявила депутат.
По мнению вице-спикера Оксаны Сыроид, главный риск "тенизации" состоит в том, что в Украине система по-прежнему несправедлива.
"Люди не заинтересованы в том, чтобы платить налоги не потому, что они у нас такие высокие, а потому, что люди не верят в то, что эти налоги идут во благо. Пока люди и бизнес сталкиваются только с тем, что каждый месяц приходит новый орган правопорядка, чтобы получить с них очередную взятку, очевидно, что бизнесмены и предприниматели будут избегать этой своей ответственности", - сказала она.
Политический популизм
У президентской инициативы по повышению "минималки" может быть и чисто политическое объяснение. Не секрет, что накануне выборов (в Украине назначенных на 2019 год) власти всегда заигрывают с электоратом, в том числе, повышая социальные стандарты – пенсии и зарплаты.
По словам Олега Устенко, подобные увеличения минимальной зарплаты характерны для популистски ориентированных стран "на пиках политических циклов".
Эксперт сомневается, что повышение "минималки" произойдет в начале 2018 года, и, скорее всего, эта инициатива будет вынесена на широкое обсуждение.
"В реальности это увеличение вряд ли произойдет с 1 января или даже с первого квартала – скорее всего, его будут пытаться отсрочить, насколько это возможно, на конец года. Появляется возможность об этом говорить, на этом строить предвыборную программу", - резюмировал Устенко.