RU  UA

Середа, 22 січня
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Енергетика

Энергетическое сотрудничество Украины и Азербайджана: потенциал есть, но есть ли перспективы

Сотрудничество двух стран в сфере энергетики пока носит декларативный характер

Сотрудничество двух стран в сфере энергетики пока носит декларативный характер Фото: bp.com

Украина активно реформирует свой энергетический сектор. В рамках диверсификации, направленной на избавление от газовой зависимости от России, Киев ищет новых партнеров. Среди них важное место мог бы занять Азербайджан, который заинтересован в увеличении своего присутствия на мировых энергетических рынках и активно развивает инфраструктурные проекты.

Украина в силу своего стратегического географического положения на оси "Восток-Запад" имеет большой потенциал для того, чтобы стать важным звеном в цепочке поставок нероссийского газа в западноевропейский регион. "Апостроф" выяснял, что мешает это сделать.

Украина реформирует свой энергетический рынок, и с этой целью принимаются законодательные изменения, позволяющие унифицировать условия действий субъектов хозяйствования с правилами, которые существуют на европейском рынке. В апреле 2015 года был принят закон "О рынке газа", призванный демонополизировать этот сегмент отечественной энергетики, а в конце 2016 года вступил в силу закон о независимом регуляторе - Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Последним в этой триаде стал закон "О рынке электроэнергии", принятый в апреле текущего года и вступивший в силу 11 июня.

При этом, для Украины остро стоит вопрос дальнейшего использования газотранспортной системы (ГТС) с учетом окончания в конце 2019 года действия контракта с РФ на транзит газа. Реформирование НАК "Нафтогаз Украины", в рамках которого оператор ГТС будет выделен в отдельную компанию, призвано повысить привлекательность украинской инфраструктуры для иностранных инвесторов и позволить уйти от существующей монополии на газовом рынке Украины. Украинские и иностранные компании должны получить свободный доступ к «трубе». На практике, это означает, что при использовании отдельных объектов газопровода на рынке появятся новые поставщики, способные минимизировать зависимость от российского газа. В целом же это повысит привлекательность газового рынка Украины и для трейдеров, сервисных компаний и потребителей.

Тем временем, в Стокгольмском арбитраже продолжается тяжба между "Нафтогазом" и российским "Газпромом" и дальнейшее развитие событий в украинском энергетическом секторе во многом будет зависеть от окончательного вердикта суда. Один из исков "Нафтогаза" как раз и направлен на пересмотр транзитного контракта с целью получения компенсации за недостаточные объемы транзита.

1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1

В 2016 году транзит российского газа в Европу по территории Украины составил 82,2 млрд куб. м, что составляет менее половины пропускной способности отечественной ГТС. При этом, если РФ удастся пролоббировать обходные газопроводы, Украина лишится даже этих транзитных объемов.

Уже сегодня СМИ сообщают о негативной оценке "Нафтогазом" перспектив использования ГТС и его оценке размера капитальных инвестиций для ПАТ "Укртрансгаз" на 2017 год на уровне 6,8 млрд грн, что с учетом износа газотранспортной системы ставит под сомнение надежность ее функционирования. Так, сумма необходимых для модернизации ГТС средств может составить более 5 млрд долл США.

Кажется очевидным, что единственным выходом из сложившейся ситуации может стать увеличение объемов транзита нероссийского газа. В частности речь может идти о поставках каспийского газа через Украину, но шансы с каждым годом уменьшаются. Еще несколько лет назад Азербайджан рассматривал Украину как приоритетного партнера в Черноморском регионе. Ситуация изменилась с развитием Южного газового коридора, который выгоден ЕС, реализацией проекта "Северный поток", мощности которого, фактически, сокращают объемы транзита через Украину и продвижением Турецкого потока. Более того, существует риск реализации "Северного потока – 2", полностью игнорировать который не позволяет его поддержка ведущими энергокомпаниями Германии, Франции, Нидерландов, Великобритании и Австрии.

Азербайджан, расположен в стратегическом регионе между Каспийским и Черным морями, стремится расширить связи с различными странами мира, активно развивая для этого инфраструктурные проекты.

Отдельное внимание уделяется развитию отношений с Европой. Согласно материалам, которые находятся в распоряжении "Апострофа", после 2017 г. зрелость базовых активов газодобычи, жесткое регулирование и ограниченные инвестиции приведут к снижению добычи газа в ЕС, а, с другой стороны, возросшая политическая неопределенность будет тормозить экономический рост в ЕС в более долгосрочной перспективе, сдерживая спрос на газ. Тем не менее, эксперты указывают на определенный потенциал увеличения импортных поставок газа в Европу, объясняя это тенденцией к снижению внутренней добычи и открытию новых рынков в странах ЦВЕ в течении следующего десятилетия.

В этом контексте роль Азербайджана как важного поставщика углеводородов в страны ЕС увеличивается. В 2006 году введен в эксплуатацию Южно-Кавказский трубопровод "Баку-Тбилиси-Эрзурум", который позволил Азербайджану начать экспортные поставки газа. В этом же году по трубопроводу "Баку-Тбилиси-Джейхан" каспийская нефть начала поставляться в турецкий порт Джейхан на побережье Средиземного моря, откуда сырье направляется на мировые рынки.

К 2019 году должно завершиться строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP), по которому газ с азербайджанского газоконденсатного месторождения Shah Deniz будет поставляться через Грузию, Турцию, Грецию и Албанию на юг Италии. Ежегодно по нему планируется поставлять 6 млрд куб. м. газа в Турцию и 10 млрд куб. м. в страны Европы. Мощность газопровода может быть увеличена до 31 млрд куб. м. С развитием Южного газового коридора и запуском, кроме TANAP, Трансадриатического трубопровода (TAP) Азербайджан может превратится в одного из ключевых региональных поставщиков газа. В значительной мере этому будет способствовать дальнейшее развитие месторождения Shah Deniz. Сегодня годовой объем добычи газа составляет более 10 млрд куб. м. и нефти – более 2,5 млн тонн, а к концу 2018 года после ввода в эксплуатацию платформы Shah Deniz Bravo (Shah Deniz -2) ожидается, что поток вырастет еще на 16 млрд куб. м. ежегодно, обеспечивая газом азербайджанский внутренний рынок, Грузию, Турцию и Юго – Восточную Европу.

Сегодня для Украины транзит и поставки азербайджанского газа рассматриваются с меньшим оптимизмом, учитывая оккупацию Крыма Россией и развитие альтернативных газопроводов. Важным звеном в налаживании долгосрочных стратегических отношений с Азербайджаном могла бы стать уже успевшая укрепиться на украинском рынке компания SOCAR, приоритетной целью которой является реализация проекта стоимостью свыше 40 млрд дол. США по экспорту газа в 7 европейских стан с привлечением 12 инвестиционных компаний. Являясь ключевым игроком на местном рынке SOCAR может рассматриваться как катализатор для двусторонних отношений.

Кроме того, интерес к Азербайджану усиливается и на фоне стремления к увеличению энергопоставок на маршруте Восток-Запад. Украина и Азербайджан неоднократно заявляли о развитии сотрудничества в этой сфере. Почти год назад, в июле 2016 года, вице-премьер – министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко, сообщил, что Украина передала азербайджанской стороне проект соглашения о создании международного транспортного коридора "Балтийское море-Черное море-Каспийское море". Он также заявил, что Киев "заинтересован в поставках азербайджанской нефти на украинские НПЗ и ее транзите в европейские страны". По словам Зубко, стороны, помимо прочего, обсуждают возможности инвестирования Азербайджаном в нефтегазовую отрасль Украины. В марте 2017 года в Киеве вопрос сотрудничества в сфере энергетики был включен в повестку дня.

В конце 2016 года в порт Одессы поступила первая партия нефти марки Azeri Light объемом 80 тыс. тонн, предназначенная для Кременчугского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), который находится в собственности "Укратнафты". Также в Украину поступили первые 640 тонн пропан-бутановой смеси из Азербайджана – до этого азербайджанский сжиженный газ в страну не поставлялся. Эта партия сжиженного газа пришла в танкере из грузинского Батуми в румынский порт, откуда ее отправили на украинскую территорию по железной дороге.

При этом подобные поставки довольно фрагментарны из-за отсутствия долгосрочных контрактов. "Что касается сотрудничества украинских предприятий с Азербайджаном, то оно пока носит характер эпизодический, преимущественно с акцентом на декларации о намерениях", - сказал в комментарии "Апострофу" ведущий научный сотрудник Национального института стратегических исследований Геннадий Рябцев. По его словам, на сегодня Азербайджан не рассматривает Украину как своего основного партнера. "Можно было бы каким-то образом стимулировать соответствующие поставки, но для этого необходимо убедить (азербайджанскую сторону), что эти поставки будут выгоднее, чем альтернативные. Во многом это происходит из-за высокой стоимости перевалки в украинских портах и, нередко, из-за отсутствия значительных средств у украинских контрагентов, которые бы им позволили подписать долгосрочные контракты на поставки", - пояснил эксперт.

Рябцев считает, что перспективы для развития энергетического сотрудничества между Украиной и Азербайджаном, безусловно, есть. Для этого, по его словам, Украина должна создать благоприятные условия, так как у Азербайджана на сегодня нет недостатка в заказах. "Все компании пойдут туда, где выгодно. У нас, к сожалению, пока не наблюдается такого. Как только речь заходит о долгосрочных контрактах, вдруг оказывается, что у нас нет реальных предложений, и это, безусловно, отпугивает любых поставщиков", - резюмировал эксперт.

В конечном итоге, успех Украины будет зависеть и от стабильности и сбалансированности энергетического и инвестиционного законодательства. Здесь как раз и стоит поучиться у Азербайджана, который за многолетнюю практику реализации соглашений о разделе продукции не пытался пересматривать условия уже подписанных документов.

Читайте також

Україна збільшить імпорт електроенергії з ЄС: чи вдасться обійтися без вимкнення світла взимку?

Збільшення імпорту електроенергії з Європейського Союзу не усуне ризик відключень у зимовий період

"При мінус 10-15 градусах більше двох-трьох діб у нас гарантовано будуть відключення світла". Інтерв'ю з радником прем'єр-міністра України

Енергетика України в цілому готова до опалювального сезону, але не виключені складнощі, в тому числі відключення світла