RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Політика
Погляд

Четыре причины, которые могут позволить Кремлю вернуть контроль над Украиной

Дипломатические проблемы, экономические неудачи, вялые реформы и потеря актуальности "украинского вопроса"

Дипломатические проблемы, экономические неудачи, вялые реформы и потеря актуальности "украинского вопроса" Чтобы не попасть снова под влияние Кремля, украинской власти нужно в первую очередь демонтировать старую систему и реформировать государственный аппарат Фото: flickr/ilConte

Через несколько электоральных циклов Украина снова может попасть под влияние Кремля. Это может произойти из-за медленных реформ, дипломатических провалов и сложной экономической ситуации. Уже сейчас "украинский вопрос" отходит на второй план в связи с миграционным кризисом в ЕС, сирийским конфликтом и началом дестабилизации в Афганистане. Такие же процессы происходили, например, в Грузии: после того, как в этой кавказской стране сменилась власть, а западные партнеры сместили свои геополитические акценты, Кремль резко усилил свое влияние на Тбилиси.

Украина рискует пойти по грузинскому пути. Кризис, спровоцированный внутренними и внешними факторами, затянулся, в результате чего система, которая строилась более 20 лет, начинает исчерпывать свой запас прочности. Если украинская власть всерьез не начнет реализовывать реформы, бороться с коррупцией и работать над модернизацией страны, то уже через несколько электоральных циклов Киев рискует вернуться в орбиту влияния Кремля. Именно таким путем пошла Грузия, которая, также как и Украина, потеряла часть своих территорий в результате российской агрессии. Когда в этой кавказской стране сменилась власть, а западные партнеры сместили геополитические акценты, Кремль резко усилил свое влияние на Тбилиси.

В этом смысле уже сейчас довольно тревожные сигналы идут с дипломатического фронта, где украинские представители недостаточно четко артикулируют и отстаивают национальные интересы страны. Существует реальный риск того, что "украинский вопрос" отойдет на задний план в связи с миграционным кризисом в ЕС и сирийским конфликтом.

В связи с этим существует целый ряд факторов, наличие которых позволяет России усилить свое влияние и давление на Украину.

Во-первых, это может произойти из-за медленного реформирования страны, которое очень часто происходит под давлением западных партнеров и кредиторов. В кулуарах от западных дипломатов можно услышать, что в Украине за полтора года научились очень хорошо разговаривать языком реформ. Нужно понять, что только реальные реформы помогут стране выйти из системного кризиса.

Во-вторых, сложная экономическая ситуация создает условия для протестных настроений в обществе. На этом фоне возможен рост не только радикальных и популистских партий, но и партий прагматичного толка, пропагандирующих восстановление торговых и других отношений с РФ. Приход оппозиции к власти в Грузии во многом был основан на выработке прагматичной экономической политики со всеми партнерами, включая и Россию.

В-третьих, борьба с коррупцией является второй войной и главной угрозой для Украины, которая до сих пор имеет коррумпированный государственный аппарат, суды и органы юстиции. На фоне чрезмерной конкуренции элит за доступ к ресурсам растет уровень апатии и отчуждения граждан от политической жизни.

И, наконец, слабая дипломатия. Украинские дипломаты во главе с министром Павлом Климкиным не смогли в полном объёме конвертировать в интересах государства консолидированную позицию Запада (один из немногих примеров — провал безвизового режима с ЕС). В условиях изменения геополитической повестки Украина рискует остаться один на один с агрессором, который будет проталкивать сценарий создания федеративной Украины в посткрымских границах.

Чтобы не повторить грузинский опыт отката в сторону России, украинской власти нужно для начала демонтировать старую систему и строить привлекательную страну для жизни своих граждан. Но для начала реформировать государственный аппарат, который является главным двигателем государственной машины.

Читайте також