RU  UA  EN

Понеділок, 23 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Політика

Сможет ли Россия легализовать ДНР и ЛНР: итоги переговоров нормандской четверки

Плюсы и минусы переговоров в Париже для Украины

Плюсы и минусы переговоров в Париже для Украины В центре внимания лидеров "нормандской четверки" были вопросы не военного, а политического характера (на фото слева направо: Владимир Путин, Петр Порошенко, Франсуа Олланд, Ангела Меркель) Фото: УНИАН

В пятницу, 2 октября, в Париже состоялась встреча лидеров стран нормандской четверки - Петра Порошенко, Ангелы Меркель, Франсуа Олланда и Владимира Путина. По ее итогам был сделан ряд важных заявлений - прежде всего, в отношении выборов на оккупированном российскими войсками и так называемыми ДНР-ЛНР Донбассе. В то время, как представители украинской власти отмечают позитивные моменты, эксперты говорят, что Киев пошел на уступки Москве. В частности, теперь Кремль может попытаться легализовать подконтрольных ему боевиков.

Состоявшиеся в Париже переговоры президентов Украины, Франции и России Петра Порошенко, Франсуа Олланда и Владимира Путина, а также канцлера Германии Ангелы Меркель, стали первой встречей такого уровня после февральской, которая прошла в столице Беларуси и завершилась подписанием Минских соглашений. Нынешние переговоры продлились чуть более 4 часов. В то же время, они прошли в закрытом режиме. Вплоть до итоговой пресс-конференции в прессу не просочилось ни единого сообщения о ходе дискуссии, при этом некоторые ее участники, например, Путин, никаких официальных комментариев в Елисейском дворце не дали.

Отчитывались о новых договоренностях Меркель и Олланд. Они подчеркнули, что с учетом того, что сейчас на востоке Украины соблюдается режим прекращения огня, в центре внимания лидеров нормандской четверки были вопросы не военного, а политического характера. Основное, о чем говорили главы Германии и Франции, - проведение местных выборах на территории псевдореспублик ДНР и ЛНР.

Вопрос выборов: какой план принимает Киев

По словам Франсуа Олланда, лидеры стран "нормандской четверки" на переговорах настаивали, что Минские договоренности должны быть выполнены в срок (до конца 2015 года, о чем говорил и Петр Порошенко), но по факту их реализация может быть продолжена и в 2016-м. Это касается, в частности, проведения местных выборов в оккупированных районах Донецкой и Луганской областей. "Избирательная кампания должна пройти по украинскому законодательству. Необходимо, чтобы выборы были организованы в рамках рабочей группы таким образом, чтобы их результаты были неоспоримы", - подчеркнул он. Ключевой тезис президента Франции - Запад не признает псевдовыборы в ДНР и ЛНР, назначенные на 18 октября и 1 ноября соответственно. При этом для проведения голосования Верховная рада Украины должна принять "отдельный закон", и в течение 80 дней после этого на оккупированном Донбассе состоятся выборы. Кроме того всем кандидатам в ДНР и ЛНР должен быть предоставлен иммунитет на время избирательного процесса.

Такие условия проведения местных выборов на временно оккупированной территории Донбасса - часть так называемого "плана Мореля" по Украине, считает председатель правления Международного центра перспективных исследований Василий Филипчук. Суть этого плана заключается, по его словам, в проведении выборов на Донбассе по мажоритарной системе, создании территориальных избирательных комиссий из местных жителей, но под руководством членов украинской Центральной избирательной комиссии, а также в предоставлении миссии ОБСЕ ключевой роли в обеспечении прозрачности избирательного процесса. Предусматриваются также требования к кандидатам: они должны проживать на Донбассе не менее пяти лет, а выдвигаемые политические партии должны иметь местные представительства в регионе еще с 2014 года.

Теоретически эти правила должны обезопасить Киев от легализации россиян в украинской политической системе, однако они имеют ряд существенных недостатков. "В украинских реалиях мажоритарные выборы несут самые большие коррупционные риски в связи с возможностью использования административного ресурса и подкупа избирателей. А в условиях Донбасса этим ресурсом владеют пророссийские боевики. Кроме того, на результат волеизъявления будет оказывать влияние вопрос безопасности. При наличии в регионе российских военных и служб безопасности самопровозглашенных республик, страх за собственные жизни не позволит проукраинским жителям Донбасса принять полноценное участие в выборах", - пояснил "Апострофу" Филипчук. В частности, он считает, что назначение членов ЦИК главами территориальных избирательных комиссий только формально обеспечит присутствие украинских властей на выборах, однако не будет иметь реального эффекта ввиду того, что территориальные избирательные комиссии будут сформированы из представителей нынешней оккупационной "власти". "В целом, по итогам встречи в Париже можно сделать вывод, что Путин заставил Украину принять "план Мореля". А Киев, в свою очередь, потерял субъектность на переговорах и сейчас вынужден выполнять то, что ему не нравится", - резюмировал эксперт.

Украину обвинили в невыполнении Минска-2

Симптоматично, что, выступая на итоговой пресс-конференции, канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что "ни по одному положению Минских соглашений нет полного выполнения сторонами". Следовательно, Киев, хоть и опосредованно, но уже начали обвинять в срыве Минска-2. Меркель не уточнила, о каких именно пунктах идет речь, однако вполне вероятно, что в виду имеются процесс внесения изменений в Конституцию относительно децентрализации власти. Дело в том, что в 11 пункте "Комплекса мер" говорится, что поправки в Основной закон должны были согласованы с представителями ДНР и ЛНР. А этого, как известно, сделано не было, ведь украинская власть неоднократно заявляла о нежелании проводить прямые переговоры с боевиками.

Переговоры Нормандской четверки в расширенном составе Фото: Фото пресс-службы Президента России

Кроме того, Франсуа Олланд в своем выступлении упомянул "специальный статус восточных регионов" (напомним, речь идет лишь об оккупированной части Донбасса, - "Апостроф"), причем ряд СМИ, в том числе, российских, подхватили слова о "спецстатусе" вместе со словом "постоянный".

Как рассказал "Апострофу" источник в дипломатических кругах, трактовка особого статуса Донбасса с приставкой "постоянный" перед поездкой украинской делегации в Париж не обсуждалась. "Следовательно, или слова Франсуа Олланда неправильно истолковали, или же Петра Алексеевича (Порошенко, - "Апостроф") заставили пойти на еще большие уступки, чем планировалось", - заметил собеседник издания. Он добавил, что перед визитом в Париж украинская делегация понимала: РФ попытается настроить против Киева лидеров Франции и Германии, обвинив его в невыполнении Минска-2. "Тем не менее, мало кто ожидал, что заявления Меркель и Олланда будут настолько категоричными и выставят Украину в негативном свете", - сказал украинский дипломат. Отметим, в то же время, что делать окончательные выводы из слов французского президента о "спецстатусе" рано, и с большой долей вероятности можно сказать, что они получат уточнение.

При этом можно констатировать, что лидеры Германии и Франции активно давят на Украину и идут на сотрудничество с Владимиром Путиным, причем тому есть несколько причин. Основной из них, считает научный директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко, является желание Запада поскорее урегулировать вопрос войны на Донбассе и сконцентрироваться на решении собственных европейских проблем. Кроме того, не стоит забывать об участии России в войне в Сирии, которое также обсуждалось в пятницу в Париже.

Переговоры в Париже: первые выводы

В целом, многие участники пятничных переговоров были настроены оптимистично. Меркель, например, заявила, что итоги встречи в Париже настраивают на позитив, и можно быть довольными тем, чего лидеры "четверки" добились в ходе переговоров. Схожее мнение выразил также президент Украины Петр Порошенко, общаясь с журналистами за пределами Елисейского дворца. Тем не менее, есть основания говорить не только об успехах, но и о проблемах.

Во-первых, Украину начали обвинять в невыполнении пунктов соглашений по мирному урегулированию не только представители РФ и самопровозглашенных ДНР-ЛНР, а и западные лидеры. Это, безусловно, негативный сигнал.

Во-вторых, Украину могут склонить к проведению выборов на Донбассе по сценарию, выгодному России. Дело в том, что уже упомянутый "план Мореля", по некоторым данным, был разработан в ходе встреч помощника государственного секретаря США по Европе и Евразии Виктории Нуланд и заместителя министра иностранных дел РФ Григория Карасина. При этом часть компонентов этого плана озвучивалась прокремлевскими экспертами Владимиром Малинковичем и Михаилом Погребинским еще в июне 2015 года. Тем не менее, министр иностранных дел Украины Павел Климкин считает тот факт, что проведение выборов на Донбассе будет происходить на основе украинского законодательства, главной договоренностью встречи в Париже. По его словам, это говорит о том, что Украина будет принимать решение о дате этих выборов, технических аспектах их организации.

Конечно, украинские парламентарии могут несколько видоизменить "план Мореля" и улучшить его, но саму вероятность легализации нынешних террористов вряд ли можно назвать успехом переговоров. Особенно с учетом того, что кандидатам в ходе избирательной кампании будет предоставлен иммунитет. А это теоретически позволит баллотироваться в органы власти разным людям, в том числе и многим главарям боевиков. Будет ли это так, сложно сказать, но возможность подобной легализации открывается очевидная. Еще один важный момент - Франсуа Олланд на пресс-конференции заявил, что Украина вернет контроль над границей с Россией, скорее всего, уже после выборов. Напомним, что представители официального Киева обычно говорили о другом процессе - сначала вывод всех иностранных войск с Донбасса и возвращение контроля над границей, а затем избрание новой местной власти.

В-третьих, не стоит забывать о рисках, сопряженных с принятием нового закона. Учитывая опыт голосования за поправки в Конституцию Украины в части децентрализации власти (в частности, относительно особенностей самоуправления оккупированных районов Донбасса), можно спрогнозировать, что новый нормативный акт о выборах во временно оккупированных районах еще больше расколет коалицию в украинском парламенте. При этом Киеву все еще нужно окончательно одобрить конституционную реформу. А для этого необходима поддержка конституционного большинства, которой у президента нет.

Еще одним отрицательным итогом переговоров в Париже для Украины является отказ Москвы идти на уступки во многих требованиях Киева. К примеру, на призыв Петра Порошенко освободить Надежду Савченко и других украинцев, незаконно удерживаемых в России, Владимир Путин ответил фактическим отказом. "Невозможно ни о чем говорить, не дождавшись завершения этого процесса (судебного процесса над Савченко, - "Апостроф") и появления вердикта суда",- прокомментировал ситуацию пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Безусловно, есть в парижских договоренностях и позитив. Так, все стороны выразили приверженность мирному урегулированию ситуации на Донбассе. С учетом того, что 3 октября в зоне АТО должен начаться отвод вооружений калибром менее 100 мм (и это было подтверждено участниками переговоров) от линии соприкосновения боевиков и украинских военных, это дает серьезную надежду на то, что перемирие будет соблюдаться и впредь.

Кроме того, вполне вероятно, что удовлетворенный результатами встречи Владимир Путин заставит представителей ДНР и ЛНР отменить фейковые выборы. А это хоть на какой-то период снизит градус напряженности в Украине и позволит основательно подготовиться к легитимному избирательному процессу в регионе.

Читайте також