RU  UA  EN

Понеділок, 25 листопада
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Політика

Европа и соседи готовят Украине разочарования по визам, санкциям и Крыму

Почему провален безвизовый режим с ЕС?

Почему провален безвизовый режим с ЕС? Рижский саммит «Восточного партнерства», вероятно, не оправдает завышенных ожиданий украинцев Фото: European Union

В ходе запланированного на 21-22 мая Рижского саммита "Восточного партнерства" Украину, вполне вероятно, ожидает очередная серия разочарований. Помимо того, что по итогам мероприятия ей не предоставят безвизовый режим со странами Европейского союза, источники "Апострофа" в дипломатических кругах сообщают, что в итоговую декларацию саммита могут быть не включены ряд принципиальных для нашего государства пунктов. Среди прочего, речь идет о подтверждении поддержки территориальной целостности Украины, осуждении аннексии Крыма, а также санкциях против России.

О том, что запланированный на 21-22 мая Рижский саммит "Восточного партнерства" не оправдает ожиданий украинцев, стало известно еще в конце марта. Тогда в сеть просочился черновой вариант итоговой декларации мероприятия, в котором отсутствовал пункт о предоставлении нашему государству безвизового режима с Европейским союзом. И хотя отечественные дипломаты настаивали, что это решение еще не принято окончательно, впоследствии они признали техническую неготовность Украины для достижения данной цели.

Теперь их оптимизм насчет саммита несколько поубавился. "Ключевым вопросом, который имеет особое значение для Украины, является принятие решения об определении даты введения безвизового режима между Украиной и ЕС. Мы признаем, что и нам, и европейцам еще нужно поработать над этим, приложить определенные усилия. Мы должны понимать временные рамки этого процесса, чтобы он не растянулся на вечность. Кроме того, будет обсуждаться также очень важный вопрос по использованию механизмов "Восточного партнерства" для решения практических задач в Украине. Это касается проведения реформ, укрепления взаимоотношений с Европейским союзом, а также участия европейской стороны в имплементации норм, предусмотренных в соглашении об ассоциации", — заявил "Апострофу" посол по особым поручениям МИД Украины Дмитрий Кулеба.

При этом он не стал называть конкретных дат возможной либерализации визового режима, отметив, что этого следует ожидать в начале 2016 года. По неофициальной информации, предоставленной "Апострофу" источником в дипломатических кругах, украинская сторона настаивает, чтобы этой датой стало 1 января 2016 года. Впрочем, как отметил собеседник издания, согласятся ли представители Евросоюза включить этот тезис в итоговую декларацию саммита — большой вопрос. "Кроме отсутствия в заключительном документе положений о европейской перспективе Украины и ее безвизовом режиме, в текст декларации не были включены даже такие пункты, как подтверждение поддержки территориальной целостности Украины, осуждение аннексии Крыма, также не затронут вопрос санкций против России. Переговоры все еще продолжаются", — отметил он. Среди инициаторов блокирования этих положений называются соседняя Беларусь и Армения, которые пошли на такой шаг якобы под давлением Кремля. Кроме того, сообщил собеседник "Апострофа", Россия отправляла ноты протеста касательно содержания итогового документа саммита даже в некоторые страны Евросоюза.

Вполне возможно, что именно в этой связи свое участие в саммите не подтвердил президент Беларуси Александр Лукашенко, вместо которого в Ригу приедет премьер-министр страны Андрей Кобяков. Некоторые эксперты считают, что под вопросом и целесообразность участия в саммите Украины, если там не будет учтен ни один из принципиальных для нашего государства вопросов. "Украина не только не получит безвизовый режим, который Петр Порошенко обещал еще год назад. Если не будет подтверждена принадлежность Крыма Украине, целостность наших границ, если со стороны стран "Восточного партнерства" не будут поддержаны санкции в отношении России, стоит вопрос: "А зачем туда ехать Петру Порошенко?" Пора поставить точку в бесконечных декларациях о евроинтеграции и перейти к конкретным решениям. Саммит "Восточного партнерства" должен был стать триумфом для Украины, которая защитила европейские ценности и идею жизнями своих граждан. Однако сегодня вместо триумфа, из-за непрофессионализма некоторых отечественных дипломатов, этот саммит станет провальным. Господин Порошенко должен наконец-то критически оценить результаты своей работы на евроинтеграционном направлении за время своего президентства и принять соответствующие кадровые решения", — считает председатель правления Международного центра перспективных исследований Василий Филипчук.

Тем временем политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач полагает, что главе государства ехать на саммит необходимо: "Решение Петра Порошенко не поехать на саммит в Ригу было бы воспринято как демарш. Поэтому он вынужден ехать. Впрочем, очевидно, что триумфа там не будет. Я считаю, что изначально не нужно было анонсировать такие громкие позиции, а исходить из минимальных условий. Потом любой успех можно было бы представлять как победу, а не наоборот: заявлять о завышенных ожиданиях, а потом проходить через разочарование и проводить через него украинский народ".

Впрочем, соглашаются оба эксперта, формат "Восточного партнерства", как инструмент развития интеграционных связей Евросоюза со странами бывшего СССР, можно использовать во благо Украины. "На предстоящем саммите это сделать уже не удастся, однако в общем Украине нужно ставить вопрос об увеличении финансирования в рамках существующего проекта. Считаю, что самым удачным решением в будущем было бы разделение "Восточного партнерства" на две части: для тех, кто хочет в Европейский союз, а также для тех, кто не хочет. С одной стороны, это будут Украина, Молдова и Грузия, а с другой — Беларусь, Армения и Азербайджан", — подчеркнул Владимир Горбач.

"Украина должна использовать "Восточное партнерство" во всех сферах, где это возможно. Прежде всего, речь идет о пограничном сотрудничестве, а также проектах помощи по развитию инфраструктуры: создании рабочих мест, строительстве дорог, мостов и так далее... Нужно максимально задействовать программу "Восточного партнерства" в интересах нашей страны", — добавил господин Филипчук.

Вместе с тем, экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко, во время пребывания которого на должности главы МИД готовился запуск "Восточного партнерства" (было запущено в 2009 году), считает проект полезным, но отмечает, что украинские власти недостаточно поработали для того, чтобы сблизиться с ЕС.

"Из шести стран проекта "Восточное партнерство" (Украины, Молдовы, Азербайджана, Армении, Грузии и Беларуси. — "Апостроф") реальные шансы стать членами Евросоюза в долгосрочной перспективе имеют Украина, Молдова и Грузия. Если проанализировать тот путь, который данная инициатива прошла, то мне кажется, что она является очень полезной и отвечает как интересам ЕС, так и стран, входящих в программу. Одним из результатов этой программы является то, что три государства "Восточного партнерства" подписали соглашение об ассоциации. Это очень важный шаг. Я думаю, что следующим шагом будет присоединение к Молдове, которая уже получила безвизовый режим, Украины и Грузии. С другой стороны, это не означает, что "Восточное партнерство" — какая-то 100-процентная гарантия того, что эти государства станут членами ЕС. В данном случае вопрос не в декларациях и документах, которые согласовываются, а в практических шагах, которые эти страны делают. Таким образом, если мы будем охотиться не за формулировками, что мы делаем сейчас, а за практическими действиями, то я вас уверяю, что европейское "Восточное партнерство" очень быстро превратится в европейскую перспективу как минимум для трех государств, включая Украину", — считает он.

Вину же за провал получения безвизового режима господин Огрызко целиком возложил на украинские власти.

"То, что мы не получим в ближайшее время безвизовый режим, не имеет никакого отношения к Донбассу (и войне. — "Апостроф"). Причина — в абсолютной безответственности по отношению к вопросам, которые стоят в повестке дня второго этапа визовой либерализации. Если бы наши чиновники работали надлежащим образом, миллионы украинских граждан уже имели бы безвизовый режим. Нужно просто работать. Безвизовый режим не нужно привязывать к Рижскому саммиту. Не только безвизовый режим, но и весь процесс евроинтеграции всецело зависит от нас. Если Украина будет выполнять те вещи, которые прописаны в соглашении об ассоциации, и реально изменять страну, тогда будет какая-то перспектива. Ждать того, что кто-то что-то подаст нам на блюдце — наивно", — резюмировал дипломат.

Читайте також