У нынешней "премьериады" возможны три варианта развития событий. Первый — это создание коалиции с бывшими "регионалами", при котором правительство может возглавить нынешний спикер ВР Владимир Гройсман. Второй — формирование "технократического" правительства и третий — консервация ситуации, при которой Арсений Яценюк сохранит должность премьер-министра до полного паралича власти. Какой из вариантов наиболее вероятен, "Апострофу" рассказал старший аналитик Международного центра перспективных исследований Анатолий Октисюк.
Первый сценарий — формирование "закрытого акционерного" правительства, поиск компромисса и создание коалиции с бывшими "регионалами".
Закономерный и прогнозированный отказ Андрея Садового и партии "Самопомич" от премьерской должности развязывает руки Петру Порошенко, который "попытался" урегулировать политический кризис. Радикальной партии Ляшко и тем более "Батькивщине" кресло руководителя Кабмина точно предлагать не будут. Это значит, что премьер-министром может стать Владимир Гройсман, спикер — представитель РПЛ (если все же договорятся) или депутатских групп "Воля народа" и "Видродження". Для власти и олигархов это наиболее желанное, но вместе с тем и достаточно рискованное урегулирование кризиса. Почему?
Во-первых, потому, что Западу не выгодна концентрация власти в руках президента. Это может осложнить диалог с Киевом относительно дальнейшего кредитования и продвижения переговорного процесса по зоне свободной торговли с ЕС. К этому еще нужно добавить и вопрос выполнения украинской стороной Комплекса мер по реализации Минских соглашений (завершение Конституционной реформы, амнистия, выработка и согласование с сепаратистами закона о выборах и проведение выборов в ДНР и ЛНР). Все это непопулярные решения, которые нужно будет выполнять под давлением Москвы и западных партнеров.
Во-вторых, в парламенте оформятся жесткая оппозиция во главе с Юлией Тимошенко и латентная — в лице "Самопомочи" и "Народного фронта". Кроме того, активизируются внепарламентские партии левого и правого толка, которые будут требовать повышения социальных стандартов, ревизии Минских соглашений и выполнения требований Евромайдана. Сама по себе коалиция "Блока Петра Порошенко" с бывшими "регионалами" послужит сильнейшим раздражителем для общества, которому будет сложно объяснить такое решение. С другой стороны, такого рода сотрудничество можно аргументировать необходимостью контактов власти с представителями юго-восточных областей страны. Не исключено, что для этого будет создана депутатская фракция "Наш край", куда войдут внефракционные депутаты и группы "Воля народа" и "Видродження".
В-третьих, комплекс нерешенных проблем (отсутствие национального диалога и всеохватывающего, инклюзивного конституционного процесса) может привести к расшатыванию внутриполитической ситуации, где главным драйвером нестабильности послужит ухудшение социально-экономических условий жизни украинских граждан. В итоге противники Порошенко всячески будут блокировать работу нового большинства. Парламент не сможет принимать законы. После продолжительного кризиса последуют досрочные парламентские и, может быть, даже президентские выборы.
Второй сценарий — формирование неполитического правительства, компромисс с демократическими фракциями в целях реализации реформ и борьбы с коррупцией.
Данный вариант преодоления кризиса является привлекательным с точки зрения повышения общественной и международной легитимности нового правительства. Такой шаг повысит международный авторитет Киева и будет способствовать получению финансовой помощи от западных доноров. Стоит отметить, что экспертное сообщество также не доверяет "старым политикам" и хочет видеть неполитическое правительство и неангажированного премьер-министра, который мог бы стать лидером реформ. Данную гипотезу подтверждает экспертный опрос, который был проведен МЦПИ с 8 по 11 марта.
На самом деле вопрос, кто возглавит техническое правительство, не является принципиальным. Главное — на каких принципах будет построен новый Кабмин, как будут приниматься решения, чьи интересы он будет отстаивать и насколько прозрачной будет его деятельность.
В данном случае главное — не допустить подмены понятия технократического правительства. Власть попытается максимально быстро вернуть утраченное доверие и рейтинги путем привлечения в новое правительство известных и харизматичных лидеров и президентов бывших стран либо "новых реформаторов", которые уже за два года "срослись" как с президентом, так и с действующим премьером. При этом нужно понимать, что политическая популярность и рейтинги приходят только благодаря профессионализму, честности и прозрачности. Поэтому нужно привлекать абсолютно новых специалистов, которые не будут думать о рейтингах политических партий или своих патронов. А просто работать на результат. Эфиры и популярность в СМИ, эпатаж и неформальные олигархические связи не сделают такое правительство стабильным, а наоборот — девальвируют эту идею, как это уже случилось с люстрацией, европейской интеграцией и борьбой с коррупцией.
В случае если будет назначено такое техническое правительство, также существуют определенные риски и угрозы.
Во-первых, не политическое правительство будет зависеть от парламентского большинства, которое может саботировать законодательный процесс и игнорировать программу нового Кабмина.
Во-вторых, действительно, нарушается логика политического процесса, и есть все основания говорить о кризисе избирательной демократии. Но это больше вынужденный шаг, потому что правящий класс не в состоянии реализовать реформы и начать борьбу с коррупцией.
В-третьих, "политические акционеры" и олигархи не дадут возможности новому правительству работать длительное время, ибо это не в их интересах. Все понимают, что масштабы воровства и коррупции будут пресекаться и контролироваться обществом и его агентами влияния.
Третий сценарий — замораживание ситуации вокруг переформатирования правительства, трансформация правительственного кризиса доверия в парламентскую нестабильность.
Политический компромисс не будет найден, потому что технократическое правительство непредсказуемое и трудноуправляемое. Скорее всего, Арсений Яценюк еще останется на некоторое время, пока парламентская коалиция окончательно не развалится. Законодательная и исполнительная ветви власти будут парализованы. Постоянная конфликтность станет негативно влиять на международный имидж страны. При таком раскладе, не позже апреля, президент может воспользоваться своим правом — распустить парламент и назначить досрочные выборы.