RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Суспільство

Херсонес могут включить в «черный список» ЮНЕСКО

Украина потеряла контроль над этим историческим памятником

Украина потеряла контроль над этим историческим памятником Национальный заповедник «Херсонес Таврический» может оказаться в "черном" списке ЮНЕСКО Фото: УНИАН

В распоряжении А' оказался подготовленный Украиной отчет о состоянии объектов, внесенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Министерство культуры и эксперты уверены, что в этом году на 39-й сессии организации в Бонне Киево-Печерская лавра и София Киевская не будут внесены в так называемый «черный» список ЮНЕСКО. Этому будет способствовать мораторий на застройку буферной зоны двух заповедников, введенный в конце января 2015 года. Представители ЮНЕСКО просили сделать это на протяжении многих лет. Однако в этом году Украина сама предложит внести один из своих объектов в список памятников, находящихся под угрозой. Речь идет о древнем городе Херсонесе ‒ из-за аннексии Крыма украинская сторона не может получить о нем какую-либо информацию.

На Херсонес «натравят» ЮНЕСКО

Украина подготовила для ЮНЕСКО ежегодный отчет о состоянии памятников, внесенных в список объектов всемирного наследия. Напомним, на территории страны находится семь таких объектов ‒ это исторический центр Львова, геодезическая дуга Струве, буковые леса Карпат, резиденция митрополитов православной церкви Буковины и Далмации, София Киевская и Киево-Печерская лавра, деревянные церкви в Западной Украине, древний город Херсонес Таврический и его хора (земельные наделы граждан Херсонеса) в Севастополе.

Именно древний город в Крыму, включенный в список объектов ЮНЕСКО в 2013 году, может стать причиной международного скандала. Украина будет предлагать Комитету всемирного наследия ЮНЕСКО внести Херсонес в список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой. По словам представителя Министерства культуры Якова Дихтяра, даже если Крым и будет возвращен в состав Украины, то большую часть его музейного фонда вернуть не получится. В РФ и Украине есть различия в законодательной базе ‒ если в нашей стране коллекции привязаны к определенному музею, и для их перемещения необходимо получить разрешение Министерства культуры, дав обязательство вернуть экспонаты на место, то в России все коллекции объединены в единый государственный музейный фонд.

Музеи и заповедники Крыма также вошли в этот государственный фонд, что позволяет перемещать культурные ценности Крыма по упрощенной процедуре. «А там есть вещи, которые ценны только в Херсонесе ‒ например, плита с так называемой клятвой херсонесца, которую зачитывали мужчины, обязуясь защищать свой город и народ. Это экспонат очень ценный, ему почти 2000 лет, и его уже давно хотели увезти на демонстрацию в другие места. Мы сейчас не знаем, что творится на территории заповедника ‒ никто нас не информирует, в этом году нам не прислали никаких отчетов, ссылаясь на то, что смогут сделать это только с разрешения Минкульта РФ»,‒ заявил господин Дихтяр.

По этой причине Министерство культуры Украины обратилось в МИД с просьбой на ближайшей летней сессии ЮНЕСКО в Бонне поставить вопрос о внесении Херсонеса в список объектов, находящихся «под угрозой». «В этой ситуации мониторинг смогут проводить представители ЮНЕСКО. Не уверен, что их туда пустят, но это единственный путь для того, чтобы хоть как-то попытаться выяснить информацию о состоянии заповедника и проверить, не происходит ли сейчас там дерибан артефактов»,‒ заявил представитель Минкульта.

Директор Украинского центра развития музейного дела Владислав Пиоро согласен, что вопрос следует ставить на международном уровне. «Украина не имеет доступа к памятникам и коллекциям, поэтому необходимо апеллировать к международному сообществу. Если мы ждем сейчас какого-то практического результата, например, возвращения определенных ценных предметов Украине, то этого не будет. Но это не значит, что не следует фиксировать ущерб, который мы получили вследствие аннексии»,‒ заявил эксперт.

Киево-Печерская лавра Фото: Владислав Содель

Киев избежал угрозы

По поводу включения в «черный список» Софии Киевской и Киево-Печерской лавры эксперты не беспокоятся. «Надеюсь, что этот вопрос не будет подниматься, поскольку состояние этих объектов не ухудшилось по сравнению с 2012-2013 годами»,сообщил господин Дихтяр. Тем не менее, в некоторых пунктах Украина не смогла выполнить требования организации, например, уменьшить этажность здания на Кловском спуске, 7 А. «Этот объект исказил восприятие Киево-Печерской Лавры с левого берега Днепра», подтвердил Яков Дихтяр. Вместе с тем, по его словам, в ЮНЕСКО понимают, что объект сдан в эксплуатацию, а площади раскуплены: «В последнем решении сессии уже не акцентировалось внимание на необходимости понижения этажности, хотя и говорится о том, что здание вносит диссонанс».

Господин Дихтяр отметил вклад общественных активистов в то, что за последнее время в центре города не появилось практически ни одной проблемной стройки. Единственной точкой напряжения сейчас остается стройка в Десятинном переулке. Часть возведенного здания будет отдана под резиденцию Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). «Те семь этажей, которые они запроектировали, никто не разрешит делать, тем более, что окружающая застройка составляет четыре этажа,‒ отметил господин Дихтяр.‒ Мы не говорим о том, что там вообще нельзя строить, но есть процедура согласования, которая была нарушена».

Господин Дихтяр напомнил, что перед началом строительства необходимо было уведомить ЮНЕСКО, но этого не было сделано. Также он отметил, что земля была передана УПЦ КП в аренду для обслуживания имеющихся на этом участке строений, которые были снесены. «Если они хотели строить, то есть процедура перевода функционального назначения земель историко-культурного назначения, и этот вопрос следовало решать через Верховную Раду. Однако этого также никто не сделал»,‒ отметил чиновник.

Многоэтажное здание также может перечеркнуть планы о включении Андреевской и Кирилловской церквей в список ЮНЕСКО. «Получается, что между Софией Киевской и Андреевской церковью мы возводим многоэтажное здание, что может отрицательно сказаться на перспективе включения объектов»,‒ отметил он. На будущей сессии ЮНЕСКО не планируется поднимать вопрос относительно Андреевской и Кирилловской церквей. «Вот эта стройка в Десятинном переулке в какой-то степени не позволяет принять положительное решение»,‒ сказал господин Дихтяр.

Отметим, что вчера Киевсовет принял решение остановить строительство в Десятинном переулке и привести его в соответствие с градостроительными нормами. Для корректировки проекта у застройщика есть месяц. Однако глава общественной организации «Андреевско-Пейзажная инициатива», адвокат Марина Соловьева сообщила, что ранее общественности обещали расторгнуть договор аренды на земельный участок. «Мы боролись за расторжение договора, но вчера нам этого сделать не удалось. Однако я считаю, что это все равно положительный шаг. Строительство должно быть прекращено, мы сейчас будем изучать законодательную базу и выяснять, были ли согласования от парламента и ЮНЕСКО. Если имели место нарушения, то через месяц мы будем добиваться расторжения договора аренды»,‒ прокомментировала состояние дел в Десятинном переулке госпожа Соловьева.

Адвокат также считает, что Киево-Печерская лавра и София Киевская не будут внесены в «черный» список ЮНЕСКО. Этому будет способствовать принятый Киевсоветом в конце января мораторий на застройку буферной зоны двух заповедников: «Это было одним из требований ЮНЕСКО, которое в организации повторяли нам на протяжении пяти лет. Объекты не будут внесены в "черный список", потому что Киев все-таки сделал этот шаг и ввел мораторий».

Национальный заповедник «София Киевская» Фото: Владислав Содель

Львов и деревянные церкви Карпат

Ансамбль исторического центра Львова также не вызовет претензий. Господин Дихтяр пояснил, что в этом отношении Львову повезло из-за спада строительного бума. Но экспертов все-таки настораживает появление во Львове объектов, которые диссонируют с исторической застройкой. Чиновник отметил, что исторический центр Львова как отдельный объект ЮНЕСКО не имеет своей собственной дирекции, что иногда способствует нарушению его эстетического вида, например, из-за неконтролируемого размещения рекламы.

Член Международного совета по сохранению памятников и комиссии «Heritage» при Международном союзе архитекторов Елена Олейник также подчеркнула необходимость создания подобной независимой от мэрии дирекции с соответствующим финансированием: «Мэрия одной рукой запрещает, а другой рукой строит. Поэтому повлиять на это достаточно трудно». Эксперт согласна, что Львов находится в лучшем состоянии, чем буферные зоны Софии Киевской и Лавры. «Но это очень хрупкое состояние, и оно может разрушиться в любой момент ‒ во-первых, из-за структуры управления, а во-вторых, из-за отсутствия независимого финансирования»,‒ заявила Елена Олейник.

Яков Дихтяр также напомнил, что с 2012 года местным органам охраны культурного наследия запрещено проводить инспекции в буферных зонах. Эти полномочия имеет только центральный орган исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия. «Однако местные органы должны быть сильными в этом плане. Поэтому мы сейчас готовим изменения в законодательство, чтобы делегировать такие полномочия местным органам власти. Тогда мы сможем больше требовать от них в части соблюдения всех норм»,‒ сообщил господин Дихтяр.

По его словам, сейчас также готовятся письма вице-премьеру, министру культуры Вячеславу Кириленко об отмене согласований, сделанных с нарушением действующего законодательства в области охраны культурного наследия, в том числе, об остановке тех строек, которые были начаты без соответствующих согласований и разрешений.

Исторический центр Львова Фото: Владислав Содель

Деревянные церкви на западной Украине ‒ не в критическом состоянии. «Но эти объекты нуждаются в постоянном обслуживании»,‒ заявил Яков Дихтяр. Сейчас многие руководители заповедников и музеев научились правильно оформлять документы для получения европейских грантов и привлечения внебюджетных средств, что позволяет даже в такое трудное время выполнять ремонтно-реставрационные работы на объектах, отметил господин Дихтяр.

Однако автор подготовки представления от Украины документов по внесению восьми деревянных церквей в список ЮНЕСКО Василий Слободян заявил, что государство обязалось содержать эти объекты, при этом шесть из восьми церквей содержат исключительно общины. Кроме того, не соблюдаются первоочередные меры по сохранению церквей. В самом тяжелом состоянии, по оценке специалиста, находится Церковь Святого Юра в Дрогобыче, где протекает перекрытие. Из-за этого во время сильных дождей в церковь попадает вода, что мешает проводить реставрацию стенописи за счет гранта из США. «Наши церкви ‒ не в идеальном состоянии, но не знаю, актуален ли этот вопрос во время войны. Пока что о переносе их в список объектов, находящихся под угрозой, никто не говорит. Тем более нам могут пойти на поблажки из-за трудной ситуации в стране. Но что-то нужно делать! Областные советы могли бы хоть что-то начать финансировать»,‒ заявил господин Слободян.

Церковь Святого Юра в Дрогобыче (Львовская обл.) Фото: УНИАН

Читайте також