RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Суспільство

Украинцам назначили драконовские субсидии, хотя их стало легче оформить

В условиях повышения тарифов на услуги ЖКХ субсидирование граждан практически потеряло смысл

В условиях повышения тарифов на услуги ЖКХ субсидирование граждан практически потеряло смысл Механизм оформления субсидий существенно упростился Фото: УНИАН

В 2015 году почти три миллиона украинцев оформили субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Поскольку механизм оформления значительно упростился, получить государственную помощь стало проще теперь на нее могут претендовать незарегистрированные безработные, люди, арендующие жилье, владельцы двух квартир или двух автомобилей. Средний размер субсидии 190 грн. Она начисляется на основе социальных норм потребления газа и воды, рассчитанных для одного человека. Вложиться в эти нормы практически невозможно. Между тем, превысив эти пределы, граждане оплачивают разницу по общему тарифу. По мнению экспертов, невыполнимые социальные нормы, да еще в условиях существенного повышения тарифов ЖКХ, практически лишают субсидии всякого смысла.

Как менялась система

В январе-августе 2015 года субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг оформили 2 млн 985 тыс. семей в 4,7 раза больше, чем годом ранее. Поясняется это тем, что правительство существенно упростило механизм оформления госпомощи. Министр социальной политики Павел Розенко спрогнозировал, что до конца года субсидии оформят до 5 млн семей. На их начисление в Государственном бюджете заложено 24 млрд грн.

Изменение формата начисления субсидий происходило в несколько этапов. 28 февраля правительство приняло постановление № 106, расширяющее круг претендентов на государственную помощь. Право на оформление субсидий получили не только владельцы жилья, но и арендаторы, которые могут предъявить договор аренды. Возможными претендентами на госпомощь стали также арендодатели, владельцы двух жилых помещений и двух автомобилей, безработные граждане, которые не стоят на учете в Службе занятости. Сроки начисления субсидий по оплате услуг ЖКХ были увеличены с полугода до года. Единственная категория граждан, которые не могли рассчитывать на субсидию, это люди, совершившие в 2015 году покупку на сумму, превышающую 50 тыс. грн.

Претендент на субсидию должен был предъявить для ее оформления всего два документа заявление на ее предоставление, а также декларацию о доходах и расходах. Запрашивать подтверждение представленной в декларации информации органы социальной защиты должны самостоятельно. Поскольку проверить подлинность всех заявлений нереально, проверки осуществлялись выборочно. Если претендента уличили во лжи, он должен был вернуть полученную помощь в двукратном размере.

Во время реализации этой схемы возникли трудности. Например, по словам председателя комитета Верховной рады по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Людмилы Денисовой ("Народный фронт"), при заполнении деклараций у людей все равно требовали справки о доходах с места работы. Претендующие на субсидию должны были самостоятельно вычислять налог с доходов физических лиц. "В связи с таким запутанным механизмом граждане делали ошибки в заполнении декларации, и, как следствие, лишались права на получение субсидий", отметила народный депутат.

Для устранения этих помех 26 июня было принято постановление № 475 "Об упрощении порядка начисления и предоставления населению жилищно-коммунальных субсидий". Теперь в декларации не нужно указывать сумму дохода, а только его вид зарплата, пенсия, стипендия и т. д. Запрашивать конкретные цифры в Государственной фискальной службе, Пенсионном фонде и вузах должны сами органы социальной защиты. Правда, пока непонятно, насколько оперативно они справляются с этой задачей.

Драконовские нормы

Сейчас, по данным Госслужбы статистики, средний размер субсидии составляет 190 грн. Уменьшая бюрократические трудности при оформлении субсидий, чиновники не поменяли механизм их начислений. Так, постановлением Кабинета министров № 409 от 6 августа 2014 года были введены понятия "социальные нормы пользования жилищно-коммунальными услугами" и "социальная норма жилья", на основании которых, собственно, и начисляется субсидия. По сравнению с прошлыми годами эти нормы были сильно занижены. Так, социальная норма потребления газа для отопления в отопительный сезон с учетом регионального коэффициента установлена в размере 7 куб. м на 1 кв. м (ранее 11 куб. м). Норма потребления холодной воды уменьшена с 5,5 до 2,4 куб. м, горячей с 3,5 до 1,6 куб. м, водоотвода с 9 до 4 куб. м на человека. "Социальные нормативы это драконовская инициатива. Например, в Киеве обычная норма потребления холодной воды на человека составляет 4 куб. м в месяц, а при получении субсидии вам насчитают 2,4 куб. м. Все, что набежит сверх этого, оплачивается по общему тарифу", пояснил директор аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко.

Напомним, что с сентября 2015 года расходы украинцев на электроэнергию выросли на четверть, а с марта 2016-го коммунальные платежи увеличатся еще на столько же. При этом, по данным Госслужбы статистики, в первом полугодии 2015 года реальные доходы украинцев сократились на 34%. По мнению экспертов, такая ситуация делает бессмысленной саму идею субсидии, средние размеры которой составляют всего 190 грн.

"Социальные нормы можно сравнить с прожиточным минимумом все понимают, что на него прожить нереально, отметил экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко. Их установление было вынужденной мерой. Ведь было понятно, что, получив в сентябре квитанции с повышенными ценами на электроэнергию (повышение тарифов на коммунальные услуги является одним из требований МВФ для кредитования экономики нашей страны, "Апостроф"), украинцы побегут оформлять субсидию".

Такого же мнения придерживается и президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Он считает, что социальные нормы были снижены специально: "Они заведомо невыполнимые. Уложиться в них могут разве что одинокие пенсионеры, которые проживают в однокомнатных хрущевках". По мнению эксперта, если давать субсидию в полном объеме всем, кому она положена, то на эти цели нужно будет выделить намного больше, чем 24 млрд грн. "Это чистый популизм. Помощь действительно легко оформить, из-за чего ее получают больше людей. Но по факту размер субсидий меньше, чем 15% от стоимости коммунальных услуг. И когда люди говорят, что субсидия никого не спасает, то чиновники могут ответить: да, не спасает, но ведь мы ее даем", говорит эксперт.

Читайте також