Инцидент 7 февраля, когда киевские полицейские застрелили 17-летнего пассажира преследуемого ими автомобиля BMW, выявил недостатки в работе столичной полиции. По мнению экспертов, во-первых, патрульные оснащены автомобилями, которые непригодны для преследования мощных машин. Во-вторых, полицейские, по всей видимости, еще не обладают навыками экстремального вождения и меткой стрельбы. И, наконец, из-за особенностей системы связи, полицейским крайне сложно организовывать перехваты нарушителей в масштабах всего города. Эксперты считают, что все подробности ночной погони должны как можно скорее стать достоянием общественности, чтобы не бросить тень на полицию.
Огонь на поражение
Воскресная гонка по улицам Киева могла бы остаться ничем не примечательным событием, если бы не упорство водителя, который наотрез отказывался остановиться по требованию полиции. В конце концов, патрульные открыли огонь. В результате погиб 17-летний пассажир преследуемого ими автомобиля BMW. Инцидент вызвал дискуссию в обществе. Соцсети разделились на два лагеря: одни поддерживают действия полиции, а другие уверены, что можно было обойтись без стрельбы.
Член коллегии МВД, народный депутат Антон Геращенко назвал правонарушителей "бездельниками в состоянии алкогольного опьянения" и "имбецилами", которые гоняли по Киеву, чтобы "показать удаль молодецкую". "Покатушки закончились трагедией", — написал он на своей странице в соцсети Facebook, впрочем, отметив, что погибшего "очень жаль всем нам", однако в случае лобового столкновения жертв могло быть намного больше.
Официальная версия воскресных событий, рассказанная начальником Управления патрульной полиции Киева Юрием Зозулей, выглядит так: около 3 часов ночи 7 февраля патрульные заметили двух мужчин, которые садились в автомобиль марки BMW с бутылками пива. На требование полицейских выйти из машины они не отреагировали, выбросили бутылки, после чего попытались скрыться. Погоня началась в Соломенском районе (около Севастопольской площади) и закончилась в Голосеевском. "Во время движения автомобиль с нарушителями не реагировал на указания патрульных касательно остановки", — отметил Юрий Зозуля. По его словам, нарушители не раз создавали опасную ситуацию как для транспорта, так и для пешеходов, а на бульваре Тараса Шевченко вообще двигались по встречной полосе.
По словам Зозули, BMW постоянно преследовали только два экипажа, а по пути следования к ним присоединялись то одни, то другие патрульные машины. Однажды автомобиль нарушителей развернуло, но попытка заблокировать его не удалась. В этот момент BMW наехал на одного из полицейских. Он получил травму ноги. После этого патрульные вынуждены были продолжить преследование.
При выезде на Кольцевую дорогу с проспекта Победы после нескольких предупреждений полицейские открыли огонь сначала в воздух, а затем — по автомобилю, предположительно, по колесам, надеясь его таким образом остановить. Действовали патрульные, отметил Зозуля, согласно ст. 46 закона о Национальной полиции (применение огнестрельного оружия для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью людей, — "Апостроф"). Как предполагают в патрульной службе, из-за повреждений, вызванных стрельбой, автомобиль BMW, в конце концов, вылетел на обочину. Двое пассажиров вышли с поднятыми руками, водитель попытался скрыться, но был задержан. Погоня длилась около 40 минут.
В машине полицейские обнаружили третьего пассажира, он был ранен. Спасти молодого человека не удалось. "Патрульные руководствовались статьями закона, делали все, чтобы обезопасить граждан", — повторял во время брифинга Юрий Зозуля. По его словам, BMW, двигаясь на скорости более 100 км/ч, едва не спровоцировала несколько ДТП. От аварии спасло лишь то, что на ночных улицах было мало транспорта. "У патрульных было подозрение, что нарушители были в состоянии алкогольного опьянения", — пояснил Зозуля. Так ли это, должна установить экспертиза.
По словам пресс-секретаря Главного управления Национальной полиции в Киеве Оксаны Блищик, сейчас открыты уголовные производства по ст. 309 ("незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств без цели сбыта") — по предварительной информации, в BMW была обнаружена марихуана, и по ст. 345 Уголовного кодекса ("угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа"). "Прокуратура также открыла производство по ст. 365 ("превышение власти или служебных полномочий"). То есть они дадут оценку действиям сотрудников полиции", — заявила она "Апострофу".
Следствие покажет
Полковник милиции и бывший глава ЦОС МВД Владимир Полищук отмечает, что ст. 46 действительно регламентирует те случаи, когда полицейские могут применять огнестрельное оружие. "В то же время в разных ситуациях можно по-разному остановить машину нарушителей. Например, эти выстрелы должны были прозвучать раньше и быть более прицельными по колесам. Эти вопросы должны рассмотреть соответствующие контролирующие органы", — считает Полищук.
По его словам, гибель пассажира BMW, безусловно, надо расследовать, а действия полиции оценивать только после проведения соответствующей проверки. По мнению Полищука, патрульным, возможно, не хватает опыта для слаженных действий и нет достаточных навыков экстремального вождения. "Вероятно, нашим полицейским надо будет еще многому научиться: метко стрелять, уметь подрезать машины, использовать способы блокировки, иметь штат эвакуаторов, надежных внедорожников, которые могли бы погнаться за нарушителем не только по улицам, но и по бездорожью", — предположил Полищук.
Глава наблюдательного совета Украинской ассоциации владельцев оружия Георгий Учайкин не снимает вины с водителя, который не выполнил требования патрульных, но не исключает нарушений и со стороны полиции: "Когда стреляли, в какой момент стреляли, по колесам ли? Почему мы видим отверстия на лобовом стекле напротив места пассажира? Когда произошел этот фатальный выстрел. Это все нам надо знать". По словам Учайкина, все специалисты, с которыми он общался по поводу случившегося, сомневались, что стрельба по автомобилю, который движется на скорости выше 100 км/ч, может быть достаточно точной. Эксперт признается, что сам не решился бы выстрелить в такой ситуации. Если бы патрульные попали по водителю, вопросов было бы намного меньше, однако пострадал пассажир, который де-юре был не виновен, ведь не он управлял автомобилем.
Служить и защищать
Владислав Антонов, руководитель ресурса dtp.kiev.ua, который отслеживает оперативную информацию о дорожных происшествиях и авариях в Украине и который первым сообщил о воскресном инциденте, считает, что более грамотная работа патрульной полиции помогла бы избежать ненужных жертв: "Сейчас работа районных подразделений полиции не очень хорошо координируется. Они часто не знают, что происходит в соседнем районе, когда случается что-то масштабное. У ГАИ была одна оперативная частота, а сейчас она разделена между районами. Поэтому довольно сложно проводить какие-то глобальные мероприятия и перехваты по городу".
В пресс-службе патрульной полиции Киева "Апострофу" подтвердили, что организация радиоэфира у патрульных действительно имеет свои особенности. Не всегда экипажи одного района знают о том, что происходит в другом.
По словам Владислава Антонова, для "бескровной" остановки нарушителей полиция может использовать дорожные шипы. "Теоретически такая связка может быть в каждой патрульной машине", — говорит он. Однако в патрульной службе Киева сообщили, что экипажи дорожными ежами не оснащены.
Еще один минус патрульной службы — недостаточно мощные автомобили. "Toyota Prius не рассчитан на задержание, тараны, погони за более мощными машинами", — говорит Антонов.
В пресс-службе патрульной полиции Киева "Апострофу" сообщили, что в погоне участвовали именно "приусы". Максимальная скорость этой модели составляет 180 км/ч, а до 100 км/ч она разгоняется за 10,4 сек. По словам Антонова, машины правонарушителей с более мощными двигателями легко отрываются от погони. Он также называет эту модель "одноразовой" в плане ремонта: "Это декоративный городской автомобиль". И все же финал воскресной погони Антонов называет ожидаемым: "Ребята понимали, что дело серьезное. У них была возможность остановиться. То, что все закончилось трупом — это логичная ситуация".
В пресс-службе патрульной полиции Киева "Апострофу" заявили, что полицейские во время операции использовали табельное оружие: 9-мм пистолеты "Форт-17". Точное количество выстрелов и полную картину произошедшего должно восстановить следствие. Видеозаписи регистраторов в данный момент находятся в распоряжении органов прокуратуры. В то же время и Георгий Учайкин, и Владислав Антонов полагают, что видеозаписи этой операции должны быть опубликованы, чтобы не бросить тень на Национальную полицию, которая все еще пользуется доверием среди граждан. "Чем раньше полиция предоставит видео, тем быстрее можно будет снять напряжение в обществе, и мы сможем негативно или одобрительно отнестись к этим действиям. До этого момента что-то утверждать, основываясь на той информации, которую они (полиция, — "Апостроф") дают, будет непрофессионально и неправильно", — заявил Учайкин.