Глава Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Святейший Патриарх ФИЛАРЕТ считает, что христиане должны прощать друг другу грехи. Однако это не означает, что виновные в преступлениях против человечности, в том числе Путин и его боевики-террористы, не должны отвечать по закону. Владыка уверен, что за свои прегрешения они предстанут перед судом, как отвечали нацисты на трибунале в Нюрнберге. В интервью "Апострофу" Патриарх Филарет также рассказал, почему Константинополь не спешит признавать автокефалию УПЦ КП, будет ли совместное празднование Пасхи всеми христианами, и стоит ли ждать покаяния от украинских политиков.
— Ваше Святейшество, с какими наставлениями вы входите в Великий пост? Чего ожидаете от поста в этом году?
— Великий пост в 2016 году — такой же, как в предыдущие века и тысячелетия. Великий пост — это время, когда люди готовятся к празднованию Воскресения Христова. А Воскресение Христово напоминает нам о вечной жизни и о том, что человек хотя и умирает, но в положенное время телесно воскреснет. И чтобы люди не забывали об этих Божественных истинах, Церковь празднует Пасху Христову.
Для того, чтобы достойно встретить это событие, надо очиститься от грехов. Для этого существует пост, и особенно — Великий пост. В течение Великого поста православные христиане говеют, то есть постятся, воздерживаются от пищи. Люди также каются в своих грехах, исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Это происходит в течение семи недель.
Чего мы ожидаем? Мы ожидаем очищения души, покаяния в своих грехах и исправления жизни согласно Божьим заповедям. Это касается всех православных христиан, какое бы положение они ни занимали. Какую бы должность ты не занимал в Церкви или в государстве, но если ты православный христианин, то ты должен подумать о своих делах. Если твои дела добрые, то благодари Бога, что Господь помог. А если согрешил перед Богом, то надо каяться в своих грехах и исправляться.
— Как вы считаете, кто больше думает о покаянии — те, кто занимает высокие должности, или рядовые граждане? Кому нужно больше каяться?
— Каяться нужно каждому человеку, потому что каждый человек умрет и отойдет в вечную жизнь. Поэтому не имеет значения, какая у тебя должность в Церкви, в государстве или в обществе. Ты — человек, и поэтому должен жить по совести, быть порядочным — это касается всех, даже неверующих. А, верующие, православные христиане, должны жить по заповедям Божьим, в согласии с учением Церкви. Перед Богом должность не имеет значения, а имеет значение человек как таковой.
Бог дал заповеди для всех, и сводятся они к тому, что нужно любить Его и любить ближнего, как самого себя. И поступать с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. В этом заключается воля нашего Творца относительно нас, людей. И каждый человек, если он не будет выполнять этого, подвергнется наказанию за свои грехи, пока не раскается и не исправится.
— Сегодня одной из самых больших проблем Украины является коррупция. Может ли этот пост как-то помочь очиститься украинскому обществу? Как очистить Украину от коррупции?
— Коррупция — это большой недостаток украинского общества. Существует много грехов, но коррупция для украинского общества является наибольшим препятствием для вступления в Европейский союз, а перед Богом коррупция — это большой грех. Поэтому нужно каяться в этом грехе и исправляться тем, кто занимается коррупцией. А, как я уже говорил, за нераскаянный грех обязательно последует наказание. И тот, кто имеет больше власти в руках, но использует эту власть не для служения народу, не для утверждения правды, а для собственного обогащения, тот и наказан будет больше. Ибо сказал Господь, а Его слова является неизменной истиной: "Кому много дано, с того много и спросится".
— Какими еще грехами, по-вашему, обременено наше общество?
— В нашем обществе есть неправда во многих вещах, а нужно жить по правде, потому что так завещал нам Бог. Чтобы в обществе была правда, нужно принимать справедливые законы. Законы или другие государственные решения должны приниматься не для собственного обогащения тех, кто их принимает, а для развития общества и его благосостояния. А также нужно, чтобы все выполняли законы обязательно, а не выборочно — кто-то выполняет, а кто-то нет.
— Может Церковь наставить политиков на истинный путь? Способны ли вообще украинские политики обратиться?
— Нужно начать с себя. Если, например, архиерей кается в своих грехах, разве это облегчает вину за грех рядового христианина? Покаяние духовенства для мирян не приносит пользы, если миряне сами не каются. А если миряне каются, даже когда не видят хорошего примера от духовенства, то это гораздо ценнее, потому что они, не имея примера, сами становятся примером для других. То же касается и всего общества: если мы хотим исправить недостатки, то каждый должен начинать с себя, а не ждать, что кто-то из начальников изменится, а потом уже и мы.
— Верите ли вы в большое покаяние украинского общества? Верите ли, что в ближайшее время украинское общество сможет очиститься?
— Если мы, люди, сами не исправим свои грехи, Господь поможет нам. Каким образом поможет? Бог ниспошлет нам страдания. Тогда у человека ни от кого не будет помощи. А когда никто не сможет ему помочь, тогда человек, даже не желавший ранее этого, будет обращаться к Богу, чтобы Господь помог освободиться от этих страданий. И Господь спросит: "Согласен ли ты изменить свою жизнь с греховной на праведную?" Если человек Господу скажет: "Я верю в Тебя, и готов изменить свою жизнь", то Господь поможет. В истории таких примеров очень много.
Вот, например, Вторая мировая война, которая началась в то время, когда народы Советского Союза были безбожными, храмы разрушили, духовенство арестовали или расстреляли. В храмах Богу не молились, закон Божий отвергли — и началась война, начались тяжелые страдания. Почти каждая семья потеряла на войне кого-то из своих близких. И тогда люди обратились к Богу, стали молиться. Молиться стали даже те, кто до войны был безбожником.
Я как человек, который жил во время Второй мировой войны, знаю, что солдаты, офицеры и генералы зашивали в свои гимнастерки крестики. Для чего они это делали? Они делали это для того, чтобы Господь защитил их от смерти. Население во время Второй мировой войны в душе было добрее и сострадательнее. Люди внутренне изменились, верили в Бога.
— Говорят, на войне безбожников нет...
— Страдания привели к тому, что начали открываться храмы, вернули арестованное духовенство из Сибири и Церковь начала существовать как институт, и это было обращением и покаянием. Если у нас не произойдет обращение, то Господь ниспошлет нам страдания.
Сегодня люди больше страдают на востоке Украины, а не на западе. А почему? Потому что там безбожников гораздо больше, чем на западе. Если они не покаются и не обратятся к Богу, то и страдания будут продолжаться, как длится и приносит страдания болезнь, если ее не лечить.
— Но почему так сложилось именно в этой части Украины?
— Там проживает так называемый пролетариат, люди, которых воспитали в безбожии и которые этот атеизм хранят. Храмы строят на востоке, особенно на Донбассе, построено много храмов, но в храмы люди не ходят, не живут согласно Божьему закону. На Донбассе проживали 7,5 млн и, казалось бы, все храмы должны быть заполнены, но они почти пустые. Люди должны обратиться к Богу — и тогда Господь мгновенно все изменит.
Не хочу сказать, что на Донбассе все безбожники, а на западе — все верующие. Нет! Но и опыт, и социологические опросы показывают, что на востоке безбожников больше, чем верующих. А из-за этого страдают все. Как и в Советском Союзе из-за воинственного безбожия, которое насаждалось властью, страдал весь народ. Я это знаю по собственному опыту, потому что сам родился и вырос на Донбассе. И в детстве был таким же. Но когда пришла война (с фашистской Германией, — "Апостроф"), тогда через страдания многие обратились к Богу, храмы открылись, люди просили помощи — и Господь помог дать отпор агрессору и победить в той войне.
— Но возможно дело не только в безбожии, а в том, что Россия — это просто агрессор? Почему Господь допустил агрессора на нашу землю?
— Гитлер тоже был преступник, агрессор, но Господь допустил, чтобы этот агрессор захватил почти треть Советского Союза. Так же Господь допустил, чтобы иудейский народ попал в вавилонский плен. Ассирийцы одолели евреев тогда, когда последние отвергли истинного Бога и стали поклоняться идолам... Так и Гитлеру Бог позволил принести тяжелые страдания нашим народам, но когда люди начали каяться, помог Гитлера победить. Так и сейчас Бог допустил агрессора в Крым. И в Крыму люди сейчас живут гораздо хуже, чем жили, когда были в составе Украины. Бог допустил агрессора — Россию — зайти на Донбасс, где этот агрессор убивал и убивает людей. Весь мир является свидетелем того, как из России завозилось страшное оружие для уничтожения людей – "Грады", "Смерчи", "Ураганы". Но и этого агрессора Господь накажет, как Бог наказал за агрессию Германию. Гитлер сам себя застрелил, Германия была разделена, страдала после окончания Второй мировой войны, долго страдала ... Так Господь и этого российского агрессора в свое время также накажет, потому что грех не может остаться безнаказанным.
— Бог призывает нас прощать друг друга. Значит ли это, что мы должны простить Путина, простить боевиков-террористов?
— Действительно, мы должны прощать друг другу нашу вину. Ведь мы хотим, чтобы Бог нас простил? Хотим. И молимся так: прости нам вину нашу, как и мы прощаем тем, кто виноват перед нами.
Но это касается личных грехов, а не нарушения закона. Потому что когда человек совершает преступление — ворует, убивает, изменяет своему государству — то нельзя ссылаться на слова о прощении как на основание для того, чтобы не наказывать преступников. Не должно быть личной мстительности, не должно быть ветхозаветного "око за око, зуб за зуб". Но если преступников не наказывать, то их будет становиться больше и больше. Так что, если есть нарушение закона, то должно быть и справедливое наказание. И освободить от этого наказания можно только тогда, когда преступник искренне раскаивается и исправляется.
Это касается и Путина, и боевиков-террористов. Они совершают преступления против человечности, военные преступления, занимаются терроризмом. Поэтому должны отвечать перед судом, согласно закону — как отвечали нацисты на трибунале в Нюрнберге.
— Со времени Майдана прошло уже два года. Как бы вы оценили те изменения, которые сегодня произошли в украинском обществе? Или это то, что вы ожидали?
— После Майдана народ ожидал лучшего, и я ожидал лучшего. Я ожидал, что начнутся реальные реформы в Украине. Я имею в виду реформу судебной системы, прокуратуры, Верховной рады, всех структур украинской власти. Происходят ли эти реформы? Происходят, но так медленно, что они не удовлетворяют тех, кто был на Майдане. Они не удовлетворят украинское общество. Цены поднимаются, а зарплаты остаются прежними. Качество жизни ухудшилось, потому что реформы не происходят так, как надо, продолжает существовать коррупция, а к этому добавилась необъявленная война на востоке, которая негативно влияет на развитие экономики. Следствием этого и является обнищание украинского народа. Лучшая жизнь может быть только тогда, когда мы будем жить по правде. Правда должна царствовать в жизни каждого человека. Люди должны жить по совести.
— Говорите ли вы об этих истинах украинским политикам? Возможно, вы с ними встречаетесь и говорите: Петр или Арсений, ну что же вы делаете?
— То, о чем я говорю, касается всех. Я по радио выступаю, по телевидению, даю интервью, и обращаюсь не к Петру или Ивану, а ко всем православным христианам. Потому что в Украине сейчас у власти находятся христиане, а не коммунисты-безбожники. Христиане разных конфессий: православные, греко-католики, протестанты. Они декларируют свою веру. А раз они декларируют веру, то должны и действовать, как верующие.
Мы уже говорили о посте, и говорили о покаянии, не нужно ждать, пока кто-то раскается — самому нужно каяться. Это касается не только рядового православного христианина, а касается каждого чиновника, каждого власть имущего. Если он является христианином, нужно не смотреть на кого-то и чужими грехами оправдывать собственные, а нужно каяться. Это касается, в том числе и журналистов, и они должны каяться в своих грехах, потому что не нужно думать, что журналисты безгрешны. В грехах должны каяться и духовенство, и чиновники, и журналисты — все люди.
— Чего УПЦ КП ожидает от Всеправославного собора, который состоится уже в этом году? Есть ли шансы для нее получить автокефалию от Вселенского Патриарха?
— Всеправославный собор действительно готовился полвека и на собор выносились 32 вопроса. Затем сократили до 9 вопросов, а теперь вообще сократили до нескольких. Все эти вопросы не имеют чрезвычайного принципиального значения. По моему мнению, Собор созывается только для того, чтобы засвидетельствовать перед миром единство Православия и первенство Вселенского Патриарха, который созывает этот собор и будет председательствовать на нем.
Но уже сейчас видно, что это сложная задача, потому что на этом соборе будет рассматриваться вопрос экуменизма и отношений с Римско-Католической Церковью, Англиканской, другими христианскими конфессиями. И это вызывает острую критику у части православных не только в России, но и в Греции, Молдове, Сербии, Болгарии.
Вопрос автокефалии не будет рассматриваться на соборе. И наша Церковь не будет в нем непосредственно участвовать, поскольку она не признана как автокефальная. Также еще три Православные Церкви не будут участвовать. И УПЦ МП не будет участвовать как Церковь, а только возможно, что кого-то из иерархов Московского Патриархата из Украины Москва пригласит в свою делегацию, и они там будут (присутствовать) как архиереи Русской Церкви, а не как Украинской.
— Почему Вселенский Патриархат до сих пор не признал УПЦ КП?
— Вселенский Патриарх боится того, чтобы не разделилось Вселенское православие, потому что Москва угрожает разделением, если Константинополь нас официально признает. Но оно уже разделено! Украинская Церковь (УПЦ КП, — "Апостроф"), Македонская, Черногорская, Американская — это же четыре церкви, которые до сих пор не признаны как автокефальные. И Киевский Патриархат — сегодня больше, чем каждая из признанных автокефальных церквей, кроме Московского Патриархата. В Украине в УПЦ КП — примерно 20 млн верующих, а самая большая после русской Церкви — Румынская. При этом в Румынии всего 20 млн жителей.
— Когда же все-таки может быть решен вопрос с признанием УПЦ КП?
— Константинопольская Церковь является Матерью-Церковью для Украинской Церкви, и поэтому мы надеемся, что после Всеправославного собора будет решаться вопрос с нашей Церковью. Мы надеемся, что этот вопрос будет решен между двумя нашими церквями. Константинопольский патриарх не отказывается от того, что Киевская Митрополия является дочерней Церковью Константинопольской Церкви, и на основании этого Константинополь дал части Киевской Церкви автокефалию, когда образовалась в 1924 году православная Церковь в Польше.
— Приблизилась ли как-то за два года после Майдана УПЦ КП к автокефалии?
— Майдан никак на это не повлиял. На это больше влияет война. Война, которая продолжается на востоке Украины, побуждает верующих Московского патриархата переходить в Киевский Патриархат, и Киевский Патриархат растет. Верующие оставляют Московский патриархат, потому что разочарованы тем, что эта церковь поддерживает Россию, а не Украину. Например, в Киеве во Владимирский собор, Михайловский собор, другие наши храмы из Московского Патриархата перешли десятки тысяч верующих. Это происходит по всей Украине. Люди массово переходят не приходами, а переходят в отдельности. По нашим подсчетам, за последние два года таких верных перешла уже не одна сотня тысяч из Московского Патриархата.
— Как вы относитесь к совместному празднованию Пасхи всеми христианами?
— Мы празднуем одно и то же событие — Воскресение Христово. Хотя и не празднуем в один день, но празднуем одно событие. Кстати, раз в 4-5 лет и дата празднования по разным календарям совпадает.
Здесь не идет речь о старом и новом стиле. По Григорианскому, новому календарю, празднует непереходящие праздники большинство Православных Церквей, а пять Православных Церквей придерживаются полностью старого календаря. Но Пасху все Православные Церкви празднуют в один день, и здесь различия нет. И не нам решать, менять это или нет — это решение зависит только от всей Православной Церкви, а не от одной или нескольких. Не может быть так, чтобы Украинская Православная Церковь одна присоединилась к празднованию Пасхи с Католической Церковью. Ни одна Православная Церковь на это не пойдет, поэтому вероятности, что мы будем праздновать по одному календарю, я не вижу. Также надо учитывать и печальный опыт тех Православных Церквей, которые ранее перешли на новый календарь - там произошли разделения, часть верующих этого не приняла, и возник так называемый старостильный раскол. И в Греко-Католической Церкви в диаспоре, когда начали внедрять новый стиль, то часть приняла это, а часть — нет. Поэтому к этому вопросу нужно подходить взвешенно, чтобы, стремясь к единству в праздновании с Католической Церковью, не привести к разделению между самими православными.