Медицинская реформа в Украине за последние пару лет стала системой распознавания "свой – чужой" - и для политиков, и для обычных украинцев, которые либо не видят результатов работы и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун, либо беззаветно ее поддерживают. Но, что точно можно сказать - равнодушных к этой теме почти нет, пишет издание "Знай".
Впрочем, подобная персонализация ответственности за настолько сложные структурные изменения, как медреформа, искажает действительность и для первых, и для вторых, считают в издании. С теми, для кого Супрун – "доктор Смерть", вроде все понятно, им доказательства своей правоты нужны. "Они против – потому что против. Потому что Вадим Рабинович по телевизору сказал", - говорится в материале.
Тем же, кто пишет посты в соцсетях на тему "почему я поддерживаю Супрун" и покупает крафтовое пиво с ее лицом на этикетке, пора также немного выйти "из реальности розовых очков". "Медреформа и ее реализация – это не только Супрун. Это большое количество различных людей на высоких должностях, которые принимают решения и несут ответственность. В Министерстве охраны здоровья, в Национальной службе здоровья Украины, в целом ряде госпредприятий", - пишет издание.
Поэтому дискуссию о пользе или вреде медицинской реформы давно пора перевести из области абстракций и мировоззренческого выбора "поддерживаю / не поддерживаю изменения" в конкретную плоскость – как именно она реализуется. Вот об этом и хотелось бы поговорить.
"Электронное здоровье" задним числом
Один из ключевых элементов реализации медицинской реформы в Украине - создание и функционирование системы eHealth. Эта электронная система обеспечивает обмен медицинской информацией и реализацию программы медицинских гарантий населению от государства. Она состоит из Центральной базы данных – ЦБД, которую администрирует ГП "Электронное здоровье", и электронных медицинских информационных систем - МИС, позволяющих автоматизировать работу медучреждений с ЦБД. Ответственность за работу eHealth лежит на двух ведомствах – МОЗ, которое регулирует внедрение системы на нормативно-правовом уровне, и НСЗУ, которая заключает договора с поставщиками медуслуг, разрабатывает программы медицинских гарантий, устанавливает тарифы, мониторит договора, и ключевое – осуществляет оплаты за медуслуги на условиях договора.
Программой медицинских гарантий определяются перечень и объем медицинских услуг и лекарственных средств, оплата которых гарантируется за счет средств госбюджета. Законом четко регламентировано, что оплата предоставления медицинских услуг и лекарственных средств по программе медицинских гарантий осуществляется на основании информации и документов, которые внесены предоставляющим медицинских услуг в электронную систему охраны здоровья. Предоставитель медицинских услуг составляет отчет в электронной системе здравоохранения, в котором фиксируется объем предоставленных пациентам медицинских услуг и лекарственных средств, а также указывается оплата тарифа за предоставленные медицинских услуг и лекарственных средств.
А это скриншот переписки должностных лиц НСЗУ и МОЗ.
"Дмитрий Черныш - начальник отделения развития электронной системы охраны здоровья Департамента информационных технологий Национальной службы здоровья, Наталия Рябцева - заместитель главы НСЗУ, Денис Мацуй – по состоянию на декабрь 2018 года работал гендиректором ДП "Электронное здоровье" (был отстранен в январе 2019 года), Александр Рябец – директор Департамента информационных технологий НСЗУ, Анастасия Хахлева – руководитель экспертной групы по вопросам внедрения системы "Электронное здоровье", Павел Ковтонюк – заместитель главы МОЗ. В этой переписке обсуждается вопрос создания Центральной базы данных eHealth задним числом, на 1 июля 2018 года. Логичный вопрос – зачем?", - вопрошают журналисты.
Ведь судя по тому, что написано на официальном сайте ГП "Электронное здоровье", реализация проекта – сплошная "перемога". "Уже более 19,5 млн украинцев выбрали врача. ГП "Электронное здоровье", которое вместе с партнерами разрабатывает технический функционал eHealth, благодарно за оказанное доверие пользователей. Такой результат за полгода является общей заслугой команд, которые занимаются внедрением eHealth в Украине. Внедряя систему eHealth, Украина уже вошла в мировое сообщество Global Digital Health Partnership, как ее равноправный участник, опыт которого интересен многим странам мира", - пишет издание.
Сбой системы
На самом деле с корректной работой eHealth - громадные проблемы. Как объективного характера, из-за багов в разработке, так и субъективного – из-за мошенничества и коррупции. Дело в том, что некоторые МИС позволяют на один номер телефона подписывать неограниченно количество деклараций, и определенное количество врачей нашло способ быстро подписать декларации на один номер телефона. Например, некоторые медучреждения начали приписную кампанию еще в ноябре-декабря 2017 года в письменном виде - пациенты заполняли и подписывали бумажную версию декларации, иногда даже в одном экземпляре. В таких псевдодекларациях люди оставляли всю информацию о себе - паспортные данные, ИНН, номера телефонов и электронные адреса. Имея кипу псевдодеклараций со всей нужной информацией, врачи начали вводить ее в бесплатное приложение МИС.
Некоторые "изобретатели" решили вводить в декларациях свой номер телефона или на другую, cпециально купленную SIM-карту. Особо "продвинутые" врачи покупали новую SIM-карту и регистрировали на нее до 500 деклараций. Ведь обзванивать каждого пациента долго, да и сами пациенты уже успели забыть о том, что подписывали. Очень удобно - ввел данные, тебе пришло смс, сам все подтвердил и декларация уже в системе. Таким образом, за очень короткое время было введено очень много таких деклараций, что является прямым нарушением законодательных актов и приказов Минздрава.
Проблемы проявились тогда, когда пациенты решали отписаться от своих врачей и перейти к другим. Выяснилось, что сделать этого они не могут. Поскольку при переподписании декларации с другим врачом для подтверждения процедуры должно прийти смс на номер телефона, указанный в электронной форме. Эта ситуация привела к тому, что многие пациенты, ставшие жертвами подобного мошенничества, не могут приписать себя к другому врачу.
"Но это далеко не главная проблема. Например, пациент решает отписаться от одного врача к другому, работающему в другом медучреждении, и делает это успешно. Но становится известно, что пациент после переподписания декларации с другим врачом "висит" активным у обоих врачей из различных ЦПМСД. То есть получается, что НСЗУ выплачивала средства за одного и того же пациента 2 раза. Таких случаев, как выяснилось, было очень много, особенно среди детей. 1 марта 2019 года в системе было проведено дедублирование деклараций, которое и показало масштабы инцидента. Все коды назначения платежей потеряли довольно много пациентов, а именно возрастной группы от 0-5 и 6-17 лет, за которые по коэффициенту начисляется больше денег. Первые выплаты по договору НСЗУ начались в июле 2018 года. Получается система с июля 2018 года по март 2019 работала с ошибками?", - пишет издание.
Еще один баг системы, который привел к растратам госсредств, по мнению журналистов, невозможность удалить умерших пациентов, что происходило некоторое время. Таким образом, за умерших и дальше перечислялись средства, как за живых. Когда проблему начали решать, вылезла новая - началось некорректное удаление. Умершие оставались, но живых пациентов удаляли как умерших.
Электронный балаган
В связи с этим возникает еще один логичный вопрос: Кто отвечает за весь этот балаган? Этим вопросом заинтересовались и в парламенте, где была создана межведомственная группа по вопросам функционирования системы электронного здоровья. Один из ее участников, депутат Юрий Савчук направил ряд депутатских запросов в МОЗ, НСЗУ и ДП "Электронное здоровье". К полученным ответам ничего ни добавить, ни отнять.
Из ответа на депутатский запрос с подписью в.о. главы ГП "Электронное здоровье" Романа Егорченко 25.04.2019 года: "Програмное обеспечение ЦБД, все необходимые технические документы направлены на утверждение в МОЗ Украины. По состоянию на 25.04.2019 года наше предприятие не имеет достоверной информации касательно утверждения вышеупомянутых технических документов... В собственности предприятия ЦБД никогда не была. ЦБД находилось в хозяйственном ведении предприятия по поручению МОЗ. 18.02.2019 года ЦБД была снята с баланса ГП "Электронное здоровье" и передана Нацслужбе здоровья Украины...На сегодняшний день КСЗИ (комплекс системы защиты информации) в полном объеме не построен. Госспецсвязи определен лицензиат для проведения госэкспертизы, но работы не могут быть исполнены в связи с отсутствием финансирования со стороны МОЗ».
Выходит, что все это время руководство НСЗУ давало ДП "Электронное здоровье" незаконные письменные указания о подключении к ЦБД коммерческих МИС, у которых отсутствует соответствующий аттестат КСЗИ (комплекс систем защиты информации).
Соответственно, мы имеем следующую ситуацию: система eHealth не обладает необходимыми сертификатами защиты, а значит существует неиллюзорная угроза того, что все личные данные о пациентах - медицинские показатели, заболевания, анализы - могут попасть в руки злоумышленников. Система не была на балансе Минздрава и не имеет утвержденной технической документации, которая необходима для ее ввода в эксплуатацию.
С самого начала все три ведомства, очевидно, осознавая масштабы проблемы, перекидывали ответственность за функционирование ЦБД, как горячую картошку. Хотя на том же официальном сайте eHealth недвусмысленно сказано, кто и за что отвечает.
Но дело не только в сохранности личных данных пациентов. Например, глава НСЗУ Петренко не может не знать, что доступы к ЦБД имеет только одна коммерческая компания "Эден Лаб", которую связывают со сферой влияния экс-депутата от БПП Сергея Березенко. И здесь уже попахивает материальной заинтересованностью.
"Теперь что касается масштабов растрат, о которых шла речь выше. Из ответа на депутатский запрос с подписью главы НСЗУ Олега Петренка - 15.04.2019: "Касательно вопроса о сумах уплаченных средств и даты первой оплаты отмечаем, что с 01.07.2018 по 01.04.2019 учреждениям охраны здоровья были уплачены средства за предоставленные медицинские услуги на общую сумму 7,611 млрд гривен. Из них в 2018 году - 3, 446 млрд, в 2019 - 4, 164 млрд гривен. Таким образом, оплаты за договорами о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий начались с 1 июля 2018 года", - отмечается в публикации.
Что получается? Что при попустительстве руководителя НСЗУ незаконные выплаты компенсаций по несуществующим декларациям нанесли ущерб государству на несколько миллиардов гривен. Даже сейчас факты повтора деклараций, за которые уже были выплачены из бюджета деньги, ежедневно видны при их удалении НСЗУ из ЦБД десятками тысяч в день. Мало того, примерно треть из этих 7,6 млрд - 2,5 млрд гривен были фактически украдены мошенниками от медицины, которые оформляли на себя пациентов по одному и тому же номеру мобильного телефона, а электронная система технически была несовершенной, чтобы верифицировать мошеннические записи.
Счетная палата Украины еще в феврале 2019 года направила в ДБР "Отчет о результатах аудита эффективности внедрения проекта "Улучшение охраны здоровья на службе у людей", которое поддерживается средствами Международного банка реконструкции и развития, в котором было указано, что решения и действия заместителя Министра здравоохранения Павла Ковтонюка, касающиеся оформления у частных лиц и компаний заказов работ и услуг по вопросам электронного здравоохранения и их принятия "имеют признаки уголовных и административных преступлений".
Трудно представить, что вся эта история с растратами, оформлением ЦБД задним числом, а также ее незащищенностью – следствие халатности и некомпетентности топ-чиновников МОЗ и НСЗУ, пишет издание. Легче поверить в то, что и Петренко и Ковтонюк, и целый ряд их подчиненных все это делали и делают сознательно. Очевидно, дискуссию в обществе пора сместить с вопроса, кто будем следующим министром охраны здоровья, на другой вопрос: а ответят ли за нарушения закона те, кто уже "реформирует" отечественную медицину по своему усмотрению?